Буквы "Ч" и "Щ" в суффиксах имен существительных -чик- и -щик-

Разделы: Русский язык


Слайд 1 (см. презентацию)

Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Слайд 2

Задачи урока:

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

    Итак, первое исследование.

    На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

    Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

    А теперь второе исследование.

    На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

    - По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

    Теперь мы можем сформулировать цель урока.

    Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

    Учитель делает вывод.

    Цель нашего урока:

    Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

  3. Изучение нового материала:
  4. На доске написаны слова в 2 столбика:

    объездчик

    прокатчик

    грузчик

    разносчик

    перебежчик

    обойщик

    фонарщик

    танцовщик

    прицепщик

    съёмщик

    Слайд 6 Слайд 7

    Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

    - После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    - После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    - А можно ли их как-нибудь объединить?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    -Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

    - Так какое открытие мы с вами сделали?

    Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

    В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

    Слайд 8

    Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

    Смазчикобразовано от глагола (смазать), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

    Каменщикобразовано от существительного (камень), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж, значит пишется суффикс -щик.

  5. Закрепление материала.
  6. 1. Выполнение упражнений:

    а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

    Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

    Слайд 9

    б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

    Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

    2. Работа у доски:

    (учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

    Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

  7. Подведение итогов урока.
  8. Ребята, давайте подведем итоги урока.

    - Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

    - Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

    Учащиеся проговаривают правило______________________________________

  9. Домашнее задание.

Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

Слайд 10