Учебно-методическое пособие, предназначенное для коррекционно-воспитательной работы с детьми 5–6 лет с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Введение.

Различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, родовые травмы, тяжело протекающие детские болезни, а также понижение слуха различной степени могут привести к нарушению нормального становления речи у детей.

Поэтому, чем раньше начата логопедическая работа, тем легче и быстрее активизируются компенсаторные возможности. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи при нормальном интеллекте, строится с учетом взаимосвязи фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка. Система логопедического воздействия, предлагаемая в данных материалах, опирается на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции. Она включает планомерную и последовательную работу над словом, предложением, связной речью. При этом особенно тщательно должны быть продуманы и подобраны наглядно-дидактические пособия, использованы игровые приемы, поскольку игры и игровые упражнения способствуют наиболее глубокому усвоению материала.

Темы совместной организованной деятельности даются с постепенным усложнением, их можно использовать полностью в той последовательности, как они помещены, а можно творчески применять при соблюдении общей поэтапности и последовательности в коррекционном обучении предложенной в пособии.

Материалы раздела “Планирование фронтальной организованной совместной деятельности логопеда в старшей группе с детьми с диагнозом ОНР” предназначены для работы с детьми 5–6 лет, имеющими общее недоразвитие речи 2–3 уровня. Совместная организованная деятельность продолжительностью 25 минут проводится по подгруппам два раза в неделю, в апреле один раз в неделю, в мае закрепляется пройденный материал (см. Приложение).

Материалы перспективного планирования работы логопеда в старшей группе отражают задачи коррекционной работы на календарный год по следующим разделам:
– общие речевые навыки;
– звукопроизношение;
– звуковой анализ и синтез;
– грамматика;
– лексика;
– обучение связной речи;
– развитие мелкой моторики.

Данное пособие составлено при участии логопеда высшей категории Бараношниковой С. В., оно было успешно апробировано логопедами, работающими с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Также авторами разработаны пособия, предназначенные для коррекционно-воспитательной работы с детьми 4–5 лет и 6–7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Рано начатые логопедические занятия позволили компенсировать отставание в речевом развитии у детей с ОНР и способствовали предупреждению школьной неуспеваемости.

Перспективный план работы на год с детьми 5–6 лет с диагнозом ОНР (три периода обучения).

Первый период обучения.

Общие речевые навыки.

1. Работать над темпом, ритмом речи (хороводные игры, речь с движениями).Индивидуальная работа.

2. Развивать плавное речевое дыхание, тренировать длительность выдоха.Индивидуальная работа.

3. Отработать мягкую атаку голоса, произношение гласных звуков, учить петь звуки с выраженной интонацией. Индивидуальная работа.

4. Работать над силой голоса. Индивидуальная работа.

5. Развивать зрительное и слуховое внимание. Индивидуальная работа.

Звукопроизношение.

1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее простых согласных звуков (“П”, “Б”, “М”, “Н”, “Т”, “Д”, “К”). Индивидуальная работа.

2. Подготовить артикуляционный аппарат к постановке дефектных групп звуков (индивидуально с каждым ребенком).

3. Начать постановку и автоматизацию дефектных звуков (индивидуально с каждым ребенком).

Звуковой анализ и синтез.

1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых и речевых звуков.

2. Учить устанавливать последовательность звуков в ряде гласных типа “ АУ”, “ АУИ”.

3. Учить выделять заданные звуки из ряда других звуков.

4. Учить выделять заданные звуки из начала слова (по мере индивидуальных возможностей детей).

5. Начать работу по определению места звука в словах.

6. Начать учить придумывать слова на пройденный звук. Индивидуальная работа.

Грамматика.

1.Отработать практическое образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2. Учить образовывать единственное и мн. число существительных (по лексическим темам периода).

3. Учить использовать в речи прилагательные, обозначающие признаки предметов.

4. Научить употреблять правильно глаголы повелительного наклонения и подбирать различные глаголы к одному существительному.

5. Начать работу по образованию и правильному употреблению в речи существительных в родительном, творительном падежах ед. и мн. числа (к концу периода).

6. Начать работу над приставочными глаголами, согласованием приставочных глаголов с существительными.

7. Работать над слоговой структурой слов и звуконаполняемостью. Индивидуальная работа.

Лексика.

1. Закрепить и расширить обобщающие понятия по темам: “Части тела и лица”, “Игрушки”, “Посуда”. “Мебель” (ликвидировать пробелы по программам для младшего и среднего возраста).

2. Уточнить и расширить знания детей по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Одежда”, “Обувь”, “Деревья и кустарники”.

3. Сформировать понятие об осени, как о времени года. Познакомить с признаками осени, с сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы.

Начать знакомить с трудом взрослых. Труд людей осенью – собирают урожай, утепляют свои дома и помещения для животных, заготавливают овощи и фрукты. Образование сложных слов: овощевод, животновод, хлебороб.

Индивидуальная работа.

Обучение связной речи.

1. Продолжать составлять предложения по демонстрации действий и по картинкам.

2. Начать обучение составлению описательных рассказов по вопросам, по образцу логопеда и воспитателя (по лексическим темам периода).

3. Учить детей задавать вопросы и правильно отвечать (кратким и полным ответом).

4. Приступить к обучению рассказыванию по малосюжетным картинкам (по программе для среднего возраста).

5. Начать обучать составлять описательные рассказы по серии картинок.

6. Пересказ текстов по программе для среднего возраста с помощью логопеда и воспитателя (к концу периода самостоятельно).

Индивидуальная работа.

Развитие мелкой моторики.

1. Учить ориентироваться на листе бумаги.

2. Совершенствовать навыки обводки и штриховки предметов по внутреннему и внешнему контуру (по лексическим темам периода).

3. Работать с разрезными картинками (две, четыре части).

4. Работать с книжками-раскрасками.

5. Нанизывание бус, застежки-расстежки, игры с крупной мозаикой, шнуровки.

6. Пальчиковые игры.

7. Начать работу в тетрадях в крупную клетку (рисование по клеткам).

Индивидуальная работа.

Второй период обучения.

Общие речевые навыки.

1. Продолжать работать над речевым дыханием. Индивидуальная работа.

2. Работать над интонационной выразительностью речи. Индивидуальная работа.

3. Продолжать работать над силой голоса. Индивидуальная работа.

Звукопроизношение.

1. Продолжать постановку звуков (индивидуально с каждым ребенком).

2. Продолжать автоматизацию поставленных звуков (индивидуально с каждым ребенком).

3. Учить дифференцировать поставленные звуки (индивидуально с каждым ребенком)

Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ и синтез.

1. Учить выделять поставленные звуки в звукосочетаниях, в словах. Индивидуальная работа.

2. Продолжать работу по определению места звука в словах. Индивидуальная работа.

3. Учить придумывать слова с пройденными звуками в заданной последовательности (в начале, в середине, в конце слова). Индивидуальная работа.

4. Работать над слоговой структурой слова, над звуконаполняемостью. Индивидуальная работа.

Грамматика.

1. Воспитывать направленность внимания на значимые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение – отработка падежных окончаний (основное внимание к Р.п. и В. п.).

2. Отработать практическое усвоение связи слов в предложениях:
– согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
– согласование существительных с глаголами.

3. Отработать практическое усвоение:
– относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам периода);
– простых предлогов;
– согласование числительных “2” и “5” с существительными.

Индивидуальная работа.

Лексика.

1. Продолжать ликвидировать пробелы в знаниях детей по словарной работе.

2. Сформировать понятие о зиме, как о времени года. Познакомить с признаками зимы, с сезонными изменениями жизни людей, живой и неживой природы.

3. Закрепить и расширить знания детей по темам: “Дикие и домашние животные, их детеныши”.

4. Сформировать понятие “Зимующие птицы, наша помощь им”.

5. Сформировать понятие “Транспорт, виды транспорта”, познакомить с правилами поведения на улице.

6. Познакомить детей с почтовыми принадлежностями, с трудом работников почты.

Продолжать знакомство с трудом взрослых, закрепить знания о том, кто работает в детском саду.

7. Расширить знания о Новогоднем празднике, о празднике День защитников Отечества.

Индивидуальная работа.

Развитие связной речи.

1. Продолжать работу над предложением, распространение предложений за счет однородных и уточняющих слов.

2. Продолжать обучать составлять описательные рассказы по плану, образцу и самостоятельно.

3. Закрепить умение пересказывать небольшие тексты самостоятельно.

4. Продолжать обучение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картине (с помощью логопеда и самостоятельно).

5. Начать обучение детей составлению рассказов из коллективного опыта.

Индивидуальная работа.

Развитие мелкой моторики.

1. Усложнить работу с карандашом – работа в тетрадях по клеткам, штриховка.

2. Пальчиковые игры.

3. Развивать конструктивный праксис (игры с кубиками, цветными палочками).

Индивидуальная работа.

Третий период обучения.

Общие речевые навыки.

1. Продолжать работать над речевым дыханием. Индивидуальная работа.

2. Продолжать работу над выработкой ритмичности, выразительностью речи. Индивидуальная работа.

3. Продолжать работу над силой голоса. Индивидуальная работа.

Звукопроизношение.

1. Продолжать работу по постановке звуков (индивидуально с каждым ребенком).

2. Продолжать работу по автоматизации и дифференциации звуков (индивидуально с каждым ребенком).

Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ и синтез.

1. Продолжать учить выделять поставленные звуки в словах.

2. Подбор слов на заданный звук, в заданном месте.

3. Продолжать работу по определению места звуков в словах.

4. Работа над анализом и синтезом трех звуковых слов типа “МАК”.

5. Продолжать работу над слоговой структурой слова, звуконаполняемостью.

Индивидуальная работа.

Грамматика.

1. Закрепление и отработка практическим путем падежных окончаний имен существительных.

2. Продолжать работу над согласованием числительных “2” и “5” с существительными.

3. Закрепить образование глаголов движения с различными приставками.

4. Практическое употребление сложных предлогов “из-за”, “из-под”, “около”, “возле”.

5. Дифференциация простых и сложных предлогов.

6. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

7. Практическое употребление слов-антонимов.

Индивидуальная работа.

Лексика.

1. Сформировать понятие о весне, как о времени года. Познакомить с признаками весны, сезонными изменениями в жизни людей, живой и неживой природы.

2. Словарная работа по теме “Ателье”. Знакомство с тканями, швейными принадлежностями. Закрепить обобщающие понятия по теме “Одежда” по сезону.

3. Дать знания по теме “День 8 марта”, закрепить знания о профессиях женщин.

4. Словарная работа по теме “Стройка”. Закрепить знания инструментов, действия с ними, названия профессий (маляр, столяр, крановщик, каменщик). Закрепить знания о транспорте и механизмах.

5. Закрепить знания о свойствах материалов.

Индивидуальная работа.

Развитие связной речи.

1. Работать над сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

2. Закрепить умения составлять описательные рассказы о предметах по сюжетной картине.

3. Начать обучение детей составлять рассказы из коллективного опыта.

4. Обучать составлению творческих рассказов на наглядной основе.

Индивидуальная работа.

Развитие мелкой моторики.

1. Усложнить работу с карандашом (соединение заданных точек).

2. Продолжать развивать конструктивный праксис (составление целого из 4–8 частей).

3. Учить составлять геометрические фигуры из спичек, палочек по образцу и самостоятельно.

4. Зарисовка предметов по заданному количеству.

5. Игры типа “Лабиринт”.

Индивидуальная работа.