"Что такое музыка?" Лекция-занятие из сквозной образовательной программы "Школа музыкальной культуры"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель: Нравственное осмысление музыкального искусства на основе сравнительного анализа; формирование системы музыкально-эстетических ценностей подрастающего поколения.

Задачи:

– развивать “слушательскую” музыкальную культуру;
– развивать навыки критического отношения к музыкальным явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения;
– дать понятие о физической составляющей музыкального звука;
– познакомить с понятиями: звуковая волна, частота звука, ультразвук, инфразвук;
– расширять кругозор знаний и представлений;
– воспитывать высокохудожественный положительный эстетический идеал.

Оборудование, технические средства:

  1. Мультимедийная аппаратура.
  2. Звуковая аппаратура.
  3. Компьютер.

Дидактические материалы:

  1. Презентация к занятию.
  2. Видеоматериалы.
  3. Аудиоматериалы.
  4. Конспект.

1 – часть.

Моцарт Симфония № 40(фон) слайд 1. Приложение 1.

– Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы попробуем ответить на вопросы: что такое музыка? Какую музыку лучше слушать? (Диалог).

Каждый человек на этот вопрос ответит по-своему.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля определяет, что музыка – это искусство стройного и согласного сочетания звуков.

В энциклопедическо словар говорится, что музыка – это:

1) искусство пения и пляски;
2) искусство воспроизведения в звуках чувств и настроений.

Слайд 2

Философ Аттали говорил, что "музыка – это облеченные в звуки колебания”.

Все эти определения верны. Мы с вами сегодня остановимся на определении философа Аттали.

– И так музыка – это звук. Звук – это вибрация, колебание волны определенной частоты. Приложение 3. (Видео-звуковая волна).

Это может быть колебание струны, – слайд 3.

Столба воздуха (духовые инструменты), – слайд 4.

Мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла.– слайд 5.

Слайд 6

Звук распространяется в воздухе волнообразно, т.е. от источника во все стороны расходятся звуковые волны. Они заставляют вибрировать наши слуховые перепонки, и мы, таким образом, улавливаем звук или импульс. Мы сегодня не будем говорить о качестве и свойствах музыкального звука. Мы поговорим о частоте колебаний музыкальных звуков и его влиянии на организм и психику человека.

Слайд 7

Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой 20–20000 колебаний в секунду. Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой 1000–2000 колебаний в секунду. Сравнение энергии звуковых и световых волн показывает, что ухо в 10 раз чувствительнее глаза. В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать. В музыке всего 8 полных октав – это всего 96 звуков. Все эти звуки могут быть полностью воспроизведены только на одном инструменте.

– Кто знает, что это за инструмент?

Правильно. Это орган.

Слайд 8

Низкочастотные звуковые волны называются инфразвуками. Высокочастотные – ультразвуками.

– Интервал между моментом завершения действия одной низкочастотной звуковой волны и приходом следующей имеет огромное значение. Периодически повторяющиеся низкочастотные звуки в состоянии навязать человеку негативные эмоции.

(Друм энд басс – фон).

– Современная музыка стилей рок, хип-хоп, металл, попса и другие пишутся на низких частотах. Звуки низкой частоты оказывают негативное воздействие на человека. Повторяющийся ритм и низкочастотные звуки бас-гитары оказывают огромное негативное влияние на состояние: – слайд 9

  • спинномозговой жидкости;
  • на функционирование желез;
  • на уровень инсулина в крови (сахарный диабет);
  • человек перестает контролировать свои действия;
  • повторяющиеся низкочастотные звуки разрушают структуру клеток.

– Слушая музыку определенного типа можно очень легко и надёжно уничтожить наше будущее. Что практически и происходит.

Прослушивание тяжелого рока вызывает совершенно неадекватные реакции среди молодежи, что проявляется в запредельном фанатизме поклонников определенных исполнителей рок-музыки. Стоит лишь вспомнить реакцию фанатов Майкла Джексона на его смерть, в результате которой покончили жизнь самоубийством более десятка молодых людей.

Как пример музыки, построенной на низкочастотных ритмах мы с вами послушаем и посмотрим и послушаем немецкую популярную группу “Рамштайн”.

Слайд 1

Российские ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания тяжелого рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям всего три простых вопроса: “Как вас зовут?”, “Где вы находитесь?” и “Какой теперь год?” И ни один из опрошенных не ответил на них.

В 1979 году во время концерта Пола Маккартни в Венеции рухнул деревянный мост, а группа “Пинк Флойд” сумела разрушить мост в Шотландии. А концерт этой группы на открытом воздухе привёл к тому, что в соседнем озере всплыла оглушённая рыба. Это 1979 году. А в наше время звуковая техника развита гораздо лучше.

– В песне важны не только музыка, но и слова. В песне “Гимн” группы “Раш” есть следующие слова “О сатана именно ты сияешь… Ты тот, которого я люблю…”. А вот отрывок из песни “Бог грома” популярной группы “Кисс”: “Я был воспитан демоном. Подготовлен к тому, чтобы править как он. Я – господин пустыни, современный железный человек. Я собираю темноту, чтобы доставить себе удовольствие. И я приказываю тебе встать на колени перед богом грома, богом рок-н-ролла”. Произведения, которые искажают благоприятный для организма человека звук, ритм, постепенно разрушают психику человека, приближая его к деградации духовной и физической.

(Пауза – 10 секунд на фоне Моцарт. Соната №15).

2 часть.

– Напротив, звуки высокой частоты в благоприятном для человека диапазоне влияют на нас благотворно, повышая уровень энергии, вызывают радость и хорошее настроение. Высокочастотные звуки активизируют мозговую деятельность, улучшают память, стимулируют процессы мышления и снимают мышечное напряжение. Очень полезна музыка природы. Звуки моря, шум дождя, голоса дельфинов успокаивают, умиротворяют, звуки леса снижают кровяное давление, нормализуют работу сердца, пение птиц помогает собраться с мыслями, вызывает прилив положительных эмоций и способствует росту и развитию растений. Во Флориде, например, орошают апельсиновые рощи, используя музыку, воспроизводящую пение птиц. Такие апельсины не только слаще, но и витамина С в них на 121% больше обычных.

– А теперь давайте расслабимся и послушаем звуки природы. (Слушание) - слайд10-25

При прослушивании классической, народной, церковной музыки, звуков природы мы успокаиваемся, расслабляемся, насыщаемся положительной энергией и эмоциями, гармонией. Для классической музыки характерен ритм тела, равный 60 ударам в минуту, так стучит наше сердце. Это состояние покоя и возвышенных ощущений. Такую музыку полезно слушать после трудового дня, при усталости и упадке сил.

– Самой сильной по силе воздействия ученые считают музыку И.С.Баха, на втором месте по воздействию музыка В.А. Моцарта и Бетховена. Музыка Баха и Генделя, написанная в стиле барокко, обладает расслабляющим эффектом, помогает улучшить память, помогает при изучении иностранных языков и стихов. Сейчас мы послушаем музыку Иоганна Себастьяна Баха.

Бранденбургский концерт №3.– слайд 26

Музыка Баха способствует:

– повышению уровня читательских навыков;
– повышению уровня речевых навыков;
– улучшению навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач;
– улучшению вербальных и математических способностей;
– улучшению концентрации внимания;
– улучшению памяти;
– улучшению моторной координации.

– Феномен музыки Моцарта объясняют тем, что вибрации его произведений совпадают с вибрациями здоровых клеток. Так, в Голландии увеличивают надои молока, используя музыку Моцарта. Тесто поднимается в несколько раз быстрее и становится лучше, вкуснее и пышнее от музыки Моцарта. Используя музыку Моцарта при подготовке к экзаменам, студенты быстрее и успешнее усваивают и запоминают учебный материал и проходят тесты. Музыка Моцарта способствует лечению зрения, эпилепсии, уменьшает суставные боли, снимает неврозы, способствует росту умственных способностей у детей.

Сейчас мы с вами послушаем прекрасную музыку из оперы “Волшебная флейта” Моцарта. Ария царицы ночи. Звучит голос великой певицы Марии Каллас. слайд 27.

Ария царицы Ночи – слушание. Приложение 2. Слайд 1-9

– Ребята вы слышали, как звонят церковные колокола? А вы знаете что колокольные вибрации также обладают мощной целительной силой. В средние века люди спасали себя от эпидемии чумы, звоня в церковные колокола. Звуки колокола повышают иммунитет, низкие звуки колокола успокаивают психику.

Приложение 1.Слайд 38 -36 Колокольный звон – слушание.

Моцарт. Симфония №40 – фон.

Слайд 37-42

– Все в нашей вселенной пребывает в состоянии вибрации, в том числе и тело каждого из нас. Каждый орган, каждая кость, ткань и клетка обладает “здоровой” резонансной частотой. Ученые с помощью лазера записали музыку человеческих ДНК. Наследственная информация Homo Sapiens зашифрована в красивых и гармоничных мелодиях.

Слайд 43-47

Оказывается, гены чутко реагируют на произнесенные даже шепотом слова и мысли. ДНК моментально музыкально откликаются. Смысл сказанного вызывает изменение мелодии. Если слова содержат негативный смысл, клетки испытывают электромагнитный шок. Вот почему очень важно следить за своей речью.

Энергетические вибрации человека, мысли, слова, идеи и музыка воздействуют на молекулярную структуру воды, той самой воды которая составляет 70 % процентов тела человека и покрывает такое же количество поверхности нашей планеты. В конце нашего занятия предлагаем вам посмотреть фотографии молекул воды, измененных под воздействием музыки и различных фраз.

Слайд 48-61 Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром – фон.

Ребята мы сегодня говорили с вами о том, что такое музыка и как она воздействует на организм человека. Слушали музыку Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта.

Слайд 1.

Вернемся на начало занятия и ответим на вопрос: что такое музыка?

(Диалог).

Вывод: В древности понималинарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу и разрушает тело человека, его внутренний строй, отношения с окружающим миром. В настоящее время существует огромное количество музыкальных стилей, которые порой тесно переплетаются друг с другом, и, соединяясь рождают новые. Кто-то может сказать: "Если такая музыка существует – значит, она кому-то нужна". Наш многообразный мир состоит из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать то, что ему ближе. Существуют определенные признаки опасных звуковых сочетаний, параметров звука, приемов подачи, смысла, визуализации. О них надо знать, чтобы сделать выбор.

Чтобы уберечь себя и окружающий мир от разрушения, нужно наполнять его прекрасным! Гармоничная музыка делает человека – совершенней, а мир – прекрасней!

Использованы фрагменты:

  1. В.А.Моцарт. Симфония №40.
  2. В.А.Моцарт. Рондо из Маленькой ночной серенады.
  3. В.А.Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром соль минор.
  4. В.А.Моцарт. Фортепианная соната №15.
  5. В.А.Моцарт. Ария царицы ночи из оперы “Волшебная флейта” в исполнении Марии Каллас.
  6. И.С.Бах.Бранденбургский концерт №3.
  7. Звучание церковных колоколов (больших и малых).
  8. Фрагменты из современной клубной музыки.Пробуждение леса
  9. Фрагменты из композиции групп: Друм энд басс”, Рамштайн”.
  10. Фрагменты современной клубной музыки.
  11. Фрагмент “Пробуждение леса” из диска “Звуки природы для детей”.

Использованная литература:

  • М.Шорникова. Музыкальная литература. Музыка ее формы и жанры. Изд. Феникс. Ростов на Дону– 2008 г.
  • Л.С.Третьякова. Русская музыка 19 века. Москва. “Просвещение” – 1996 г.
  • Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. Москва. Всесоюзное издательство “Советский композитор” – 2004 г.
  • М. Эмото. Послания воды. Изд. “София” – 2007 г.
  • А.Г.Гейн. О.А.Касымов. Статья в интернете “Музыка и математика”.
  • еxolver.narod.ru
  • Материалы с сайта межрегиональной организации “Сириус”.
  • Н.А. Желещикова. Статья. “Зачем нужна музыка”.