Внеклассное мероприятие по химии "Своя игра". Тема: "Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Химия – сложная наука и чтобы вызвать интерес к предмету и предоставить возможность проявить себя всем учащимся, необходимо вводить элементы игры на уроках или проводить полномасштабные мероприятия для нескольких классов с большим количеством участников и зрителей.

Цель: Знакомство учащихся с жизнью и научной деятельностью гениального русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса учащихся к биографиям великих ученых.
  • Развитие умения нахождения необходимой информации.
  • Развитие коммуникативных умений.
  • Развитие экспериментальных умений.
  • Формирование и развитие умений выступления на публике.

Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, реактивы и оборудование для опытов.

Правила игры: В игре могут участвовать от 2-х до 5-ти команд учащихся 9-11 классов. Участникам игры предлагается найти ответы на вопросы по пяти разделам:

  • Семья, образование.
  • Наука.
  • Промышленность.
  • Литература, искусство.
  • Признание.

Чтобы выявить победителей игры предлагается дополнительный шестой раздел - интересные факты из жизни ученого.

Жюри комплектуется из числа учащихся 11-х классов или учителей естественного цикла.

Назначается оператор съемки игры из учащихся, владеющих техникой съемки.

Предварительно за две недели в кабинете химии на стенде все могут ознакомиться с примерными вопросами игры.

Формируются команды 9-10-х классов из числа желающих принять участие в игре.

Каждая команда готовит свой занимательный опыт, который должен объяснить соперник.

Назначаются ведущие, которые должны хорошо владеть материалом игры, уметь комментировать выступление команд и при необходимости заполнять паузы в игре и занимать зрителей во время подведения итогов игры. Команды состоят из 3-4 человек.

Ход игры

Ведущий 1: Имя Дмитрия Ивановича Менделеева в представлении каждого из нас привычно связано с периодической системой химических элементов, выражающий один из основных законов естествознания. Однако перечень всех вопросов, которых коснулся Менделеев, поражает воображение.

Ведущий 2: Какую бы область науки или практики не затрагивал его могучий талант, он всегда находил обоснованное, технически прозорливое решение, Всемирно признанный ученый был скромным в жизни, высоко ценил человеческое достоинство, жил и творил не для себя, а на благо общества, на благо России.

Ведущий 1: А теперь перейдем к нашей игре. Сначала мы представим жюри и определим порядок выступления команд. Для этого мы зададим командам вопросы.

  1. Какой химический элемент был открыт в Казани? Кем открыт? Когда открыт? (Карл Карлович Клаус открыл новый элемент рутений в 1844 году).
  2. Назовите великого химика, который увлекался пчеловодством? (Александр Михайлович Бутлеров).
  3. Назовите улицы Казани, названные в честь выдающихся химиков? (В Казани есть улицы, названные в честь выдающихся химиков: Александра Михайловича Бутлерова, Николая Николаевича Зинина, Александра Ерминингельдовича Арбузова, Николая Дмитриевича Зелинского).
  4. Как известно многие вузы Казани были созданы на основе казанского университета. Какой вуз Казани вышел из стен химического факультета? (В 1935 году на основе химического факультета казанского университета был создан химико-технологический институт).
  5. Какое знаменательное событие для ученых-химиков произошло в Казани в сентябре 2003 года? (17-й Менделеевский съезд).

Ведущий 2: Итак, мы определились с последовательностью выступления команд в “Своей игре”. И мы начинаем нашу игру. Она состоит из теоретической и практической части. Внимание на экран. (Рисунок 1)

Ведущий 1: На экране даны темы, в каждой из которых по три вопроса разного уровня сложности. Командам дается 30 секунд на размышление над вопросом. Первой команде предоставляется возможность выбрать тему и количество баллов за вопрос:100, 200, 300.

Ведущий 2: (говорит тему, выбранные баллы, читает вопрос на экране, проходит 30 секунд, команда отвечает, ведущий читает правильный ответ). Теперь второй команде предоставляется выбор темы и количество баллов.

Ведущий 1: (читает вопрос и т.д.) Далее третья команда вступает в игру.

Ведущий 2: (читает вопрос и т.д.)

По очереди ведущие продолжают задавать вопросы и читать ответы, команды выступают в своем порядке. (Рисунок 2)

Ведущий 1: Команды ответили на все предложенные вопросы, пока жюри подсчитывает баллы каждой команды, мы предоставляем зрителям возможность также поучаствовать в игре.

Ведущий 2: Мы сыграем в игру “Веселая химия”. Я вам зачитаю загадки, а вы будете их отгадывать.

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться – цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие …

(Кислоты)

Вы, ребята, мне поверьте –
Этот газ вполне инертен
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …

(Неон)

Удивить готов он нас –
Он и уголь и алмаз.
Он в карандашах сидит,
Потому что он – графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …

(Углерод)

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент …

(Азот)

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без …

(Кислорода)

Ведущий 1: Сейчас мы предоставляем слово жюри для подведения промежуточных итогов.

Один из трех членов жюри объявляет баллы команд.

Ведущий 2: Следующий этап нашей игры все также состоит из вопросов, которые будут появляться на экране при выборе каждой команды темы, которая будет неизвестна. В каждой теме по два вопроса с баллами по уровням сложности.

Все проходит также как и на первом этапе. Жюри опять подсчитывает баллы, ведущие занимают зрителей в зале.

Ведущий 1: А теперь перейдем к самому интересному этапу, заключительному. Практическая часть, включающая в себя опыты, которые будут показывать нам команды.

Ведущий 2: Каждой команде на данном этапе предоставляется возможность, показать свои практические навыки, за которые жюри также выставляет баллы.

Опыты проходят по порядку выступления команд. Жюри подсчитывает баллы.

Практический тур

Опыт 1. “Дым без огня”.

(Рисунок 4)

Ребята, напишите формулы веществ, взятых для реакции, и составьте уравнения реакции.

Ответ: Взаимодействие аммиака и соляной кислоты.

Опыт 2. Зажигание спиртовки с помощью “волшебной” палочки.

Ребята, внимательно смотрите опыт и попробуйте его объяснить.

Ответ: В фарфоровой чашке приготовили кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Стеклянной палочкой нанесли эту смесь на фитиль спиртовки. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты, спирт воспламеняется.

Ведущий 1: Спиртовку мы зажгли не зря. Сейчас мы продолжим проверять свойства “волшебной” палочки.

Опыт 3. “Вулкан”.

(Рисунок 3)

Ответ: Произошло разложение бихромата аммония, образовался оксид хрома трехвалентного зеленого цвета, вода и газ азот.

Опыт 4. “Золотая” цепочка.

Ведущий 1: Этот опыт вам надо будет объяснить в свете окислительно-восстановительных реакций.

Ответ: Для проведения реакции использовали хлорид меди (II) и железо. В качестве “железа” мы использовали скрепки, которые обезжирели раствором щелочи и промыли водой. Затем произошла обычная реакция замещения. При этом железо окислилось, а медь восстановилась.

Опыт 5. Помутнение известковой воды.

(Рисунок 5)

Ответ: Известковую воду можно замутить углекислым газом. При взаимодействии гидроксида кальция и углекислого газа образуется осадок карбоната кальция. При пропускании избытка углекислого газа осадок растворяется, так как образуется растворимый гидрокарбонат кальция.

Опыт 6. Проявление надписи на бумаге.

(Рисунок 6)

Ведущий 1: Ребята, на этом листе бумаги нанесен символ самого распространенного элемента в космосе. Назовите его.

А теперь проверим ваш ответ.

Ответ: По малиновому цвету проявившегося водорода можно предположить, что взаимодействовали щелочь и фенолфталеин.

Опыты проходят по порядку выступления команд. Жюри подсчитывает баллы.

Ведущий 1: Ребята, в ходе сегодняшней игры вы убедились в том, что Менделеев был талантлив в самых разных областях. Мы не смогли охватить в вопросах все интересные факты из биографии этого великого ученого. Сейчас каждой команде предоставляется возможность рассказать об интересных фактах из жизни ученого. Или я сама задам вам еще несколько вопросов. Что выбираем?

Дополнительные вопросы.

1. Чем любил заниматься Менделеев в свободное от науки время?

Ответ: Ученый любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготавливать чемоданы.

2. Какое отношение к Д.И. Менделееву имел известный русский поэт Александр Блок?

Ответ: Блок был женат на дочери ученого – Любови Дмитриевне Менделеевой.

3. Всем известна сказка “Конек-Горбунок”. Ее написал учитель гимназии, в которой учился Д.И. Менделеев. Назовите автора сказки.

Ответ: Петр Павлович Ершов. Именно он вручал Дмитрию Менделееву аттестат об окончании гимназии.

4. В возрасте 53 лет Д.И. Менделеев совершил необычное путешествие в научных целях. Какое?

Ответ: Полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.

5. Д.И.Менделеев говорил, что дети и наука – самое дорогое в его жизни. А сколько детей было у Д.И. Менделеева?

Ответ: Двое от первого брака с Феозвой Никитичной Лещевой - Владимир и Ольга и четверо от второго брака с Анной Ивановной Поповой - Любовь, Иван, и близнецы Мария и Василий. “Только два разряда жизненных усилий я считаю для себя прочными: детей и научные труды”, - писал Дмитрий Иванович.

Ведущий 1: Слово предоставляется жюри для подведения общих итогов.

Команды приглашаются на сцену.

Жюри называет победителей. (Рисунок 6)

Ведущий 2: В ходе сегодняшней игры мы убедились в том, что Менделеев был талантлив в самых разных областях. К сожалению, мы не смогли охватить все интересные факты из биографии этого великого ученого. Но мы надеемся, что сегодняшняя игра стала первой ступенькой на пути изучения жизни и деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева, и дальше вы будете пополнять свои знания сами, знакомясь с жизнью великих ученых.

Ведущий 1: На этом наша игра завершена, мы поздравляем победителей и благодарим всех участников нашей игры. Желаем успехов и дальнейших побед!

Литература:

  1. Манолов К. Великие химики. В 2-х т. Т.2 /Пер. с болг.- М.: Мир, 1986
  2. Писаржевский О. Дмитрий Иванович Менделеев. – Молодая гвардия,1951
  3. Беляк Е.Л., Тобольский А.В. “ Гений России”. Химия в школе, №1 2008

Презентация 1.
Презентация 2.