Кружковая работа в ДОУ как одна из форм совместной деятельности с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из форм работы с детьми в нашем детском саду, является кружковая работа. Она помогает раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир.

Основная цель кружковой работы в детском саду – научить детей фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. Идти к этому можно разными путями. Мы попробовали разработать один из возможных вариантов.

Кружковая работа проводится один раз в неделю во второй половине дня. Вся наша работа строится от теоретического материала к продуктивной деятельности. Продолжительность деятельности зависит от детской заинтересованности и активности. Результатом деятельности становятся коллективные и индивидуальные работы. Все работы обязательно демонстрируются родителям.

В процессе кружковой работы решаются не только задачи образовательных областей “Художественное творчество” и “Труд”, но и область “Познания”.

“Почемучки”.

Кружок по познавательной деятельности + аппликация проводится по средам во второй половине дня.

Задачи кружковой работы:

По познавательной деятельности:

  • Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
  • Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
  • Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

По аппликации:

  • Формировать положительное отношение к ручному труду;
  • Привлекать к участию в общем деле;
  • Совершенствовать обобщенные способы работы (воспроизведение образцов);
  • Развивать мелкую моторику;
  • Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.

Календарно-тематическое планирование

Октябрь.

1. “Осень”.

Задачи: продолжить знакомить с временем года – осень. Приметы осени, загадки, стихи.

Материал: книги об осени, иллюстрации репродукций, демонстрационные картинки.

2. “Осенний лес” (коллективная работа).

Задачи: закрепление навыков работы с ножницами, клеем.

Материал: дерево, нарисованное на цветной бумаге; цв. бумага для листиков (желтая, красная, зеленая); клей, салфетки.

Последовательность: вырезать и наклеить листики на дерево, вырезать каждое дерево, составить коллаж.

3. “Деревянный брусочек”.

Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твердое, легкое, не тонет); научить выделять признаки дерева.

Материал: деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева, емкость с водой.

4. “Щенок”.

Задачи: в процессе действий познакомить с опилками, развитие мелкой маторики.

Материал: листы с контуром щенка, клей, цветные опилки.

Ноябрь.

1. “Путешествие в прошлое бумаги”.

Задачи: познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.

Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современные виды бумаги.

2. “Ежик”.

Задачи: совершенствовать пространственное и образное мышление.

Материал: альбомный лист, вырезанные заготовки для ежика, ножницы, клей, клеенка.

Последовательность: расположить на листе все вырезанные заготовки для ежика и приклеить.

3. “Смешной рисунок”.

Задачи: познакомить с некоторыми свойствами бумаги, привлечь детей к деятельности творческого характера.

Материал: чистые листы бумаги, краски, кисточки.

4. “Золотая мама”.

Задачи: в процессе действий познакомить с тканью и ее свойствами.

Материал: кукла, одежда для куклы, лоскутки ткани, трафарет куклы, клей.

Последовательность: рассмотреть одежду, вырезать наряд для куклы и приклеить.

Декабрь.

1. “Украсим рукавички”.

Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

Материал: Рукавички, варианты украшения рукавичек, цветные рукавички, цв.полоски бумаги, ножницы, клей.

Последовательность: рассмотреть рукавички, придумать свой узор, вырезать элементы украшений из цв.полосок и украсить.

2. “Снеговики”.

Задачи: закрепить навыки вырезания кружков разной величины.

Материал: квадраты разных размеров, лист бумаги, ножницы, клей.

Последовательность: вырезать из квадратов круги и наклеить их на лист, чтобы получился снеговик.

3. “Гирлянда”.

Задачи: в процессе действий познакомить с бумагой, привлечь детей к творческой деятельности, развивать мелкую моторику.

Материал: заготовки гирлянды, клей, ножницы.

Январь.

1. “Коллекционер бумаги”.

Задачи: познакомить с разными видами бумаги и ее качествами.

Материал: образцы разных видов бумаги.

2. “Царство диких зверей” (коллективная работа).

Задачи: закрепление навыков работы с ножницами и клеем.

Материал: плакат с изображением леса, картинки с дикими животными, клей, ножницы.

Последовательность: вырезать по контуру животных и наклеить на плакат.

3. “Рождественская птичка”.

Задачи: на занятии дети учатся работать с природным материалом.

Материал: коричневый двухсторонний картон, нитки, скорлупа грецких орехов, желтая акварельная краска, кисти, клей.

Последовательность: на вырезанном трафарете птички рисуем желтой краской клюв, глазик , и хвост; приклеиваем скорлупки с каждой стороны птички (крылья)

4. “Коробочка с тканями”.

Задачи: развивать творческое воображение.

Материал: лоскуты ткани, клей, цв. карандаши, лист бумаги.

Последовательность: наклеить лоскут ткани и дорисовать детали (на что похоже?).

Февраль.

1. “Чайный сервиз”.

Задачи: учить вырезать мелкие детали, способом сложения полоски бумаги в несколько раз.

Материал: альбомный лист, трафареты чайной посуды, цв. бумага, ножницы, клей, пр.карандаши.

Последовательность: перевести трафареты посуды на обратную сторону цв. бумаги, обвести и вырезать, расположить на листе бумаги и приклеить.

2. “Валентинка – рамка для фотографии”.

Задачи: вызвать желание делать приятное даря подарок; закрепление навыков работы с клеем и ножницами.

Материал: картон, цв. бумага, клей, ножницы.

3. “Маленький солдат”(подарок для папы).

Задачи: развитие мелкой маторики, аккуратность, терпение.

Материал: картон белого, желтого цвета с выполненным на нем контуром мальчика, пшено, клей ПВА, кисть клеевая, краски гуашевые, кисть для рисования.

Март.

1. “Салфетница” (подарок для мамы).

Задачи: закрепление навыков работы с ножницами и бумагой; развитие воображения.

Материал: цв.картон, вырезки из старых открыток, ножницы, клей.

2. “Подсолнух”.

Задачи: закрепление навыков работы с клеем, развитие мелкой маторики.

Материал: ножницы, клей, семена подсолнуха, тонированная бумага зеленого и желтого цвета, лист бумаги.

3. “Овечка”.

Задачи: знакомство с ватой и ее свойствами.

Материал: картон, ножницы, клей, фломастер черного цвета, вата.

4. “Солнечные зайчики” (коллективная работа).

Задачи: Закрепление навыков работы с клеем, ножницами.

Материал: клей, зеркало, фломастеры, большой лист бумаги, вырезанные из бумаги детали (облако, солнышко, лучи,земля, трава, кустарник, солнечные зайчики)

Апрель.

1. “Курочка Ряба”.

Задачи: знакомство с новым природным материалом и его свойствами.

Материал: яичная скорлупа, клеящий карандаш.

2. “Космическое путешествие.”

Задачи: познакомить с некоторыми свойствами фольги.

Материал: плакат с изображением космоса, ножницы, фольга, клей ПВА.

3. “Приключение карандаша”.

Задачи: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева.

Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток, деревянный брусок, емкость с водой; картина с изображением леса, реки, костра, посылка с карандашом.

4. “Осьминоги”.

Объемные игрушки из полосок бумаги.

Задачи: закрепление навыков работы с ножницами, клеем.

Материал: цв. бумага, расчерченная на полоски в 1 см.; ножницы, клей.

Литература:

  1. Разноцветные поделки из природных материалов/ Пер. с нем. А.П. Прокопьева. – М.: Рольф, 2001.-192с., с цв.илл.– (Внимание: дети!).
  2. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров.– Ярославль: Академия развития, 2006.– 144 с., ил.– (Серия: “Детский сад: день за днем”).
  3. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 128 с. (Серия “Вместе с детьми”).
  4. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 64 с.