Урок истории на тему "Спарта – полис воинов" (с печатными рабочими листами). 5-й класс

Разделы: История и обществознание


Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить Спартанское и Афинское государство.

Задачи:

  • Образовательные:
    • формирование репродуктивных знаний о природе, занятиях и населении Спарты;
    • формирование конструктивных знаний о военизированном олигархическом государственном устройстве Спарты, ее армии и особенностях воспитания;
    • показать, что основа могущества Спарты базировалась на ее армии;
    • продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий;
    • продолжить формировать умение  работать с документами;
  • Развивающие:
    • учить различать и оценивать альтернативные суждения, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы;
    • развитие памяти во время дидактических игр по истории.
  • Воспитательные:
    • подвести к пониманию того, что история жизни каждого человека неразрывно связана с историей его страны;
    • воспитывать уважение к другому образу жизни.

Тип урока: комбинированный урок.

Технологии: использование дидактических игр на уроке, применение авторских рабочих тетрадей, учебных роликов.

План урока:

  1. Возникновение спартанского государства.
  2. Государственный строй Спарты.
  3. Воспитание детей и молодежи.
  4. Спартанская армия.

Оборудование урока: проектор или интерактивная доска, авторские рабочие тетради, иллюстрации: спартанские воины, Ликург.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из известнейших полисов Древней Греции – Спарте: его возникновении и расцвете, особенностях управления, о воспитании юных спартанцев. Сравним  условия жизни жителей Спарты и Афин.
Давайте обратимся к «Мнемотехнике» (Необходимо заранее подготовить 10-20 слов (фамилий, названий, терминов) по изучаемой теме. Затем учитель их зачитывает, ученики ничего не записывают. После этого в течение 1-2 минут ученики их воспроизводят в тетради. Затем выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов. Результаты учащихся улучшаются от урока к уроку. А подготовку слов для игры можно поручать и ответственным ученикам).

Термины для мнемотехники: Ареопаг, полис, Арес, Солон, граждане, Афины, демократия, лаконизм,  Аттика, архонт.
В ходе беседы учитель выясняет, какие термины и понятия усвоены. Если есть сложности, учитель поясняет  и дает краткие комментарии. Необходимо так же найти лишнее слово, оно и будет связующим с новым материалом.

Изучение нового материала

Разговор о Спарте мы начнем с игры «Верите ли вы…». Обратитесь к вашим рабочим листам [Приложение 1], поставьте галочки рядом с теми утверждениями, которым вы верите.
Текст для проверки с пояснениями [Приложение 2]

Рассказ учителя: Хотя о грозной Спарте знали буквально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Давайте обратимся к видео-эпиграфу сегодняшнего урока, попробуйте ответить на вопрос: «Чем отличалась Спарта от Афин?». [Приложение 3]
Действительно спартанцы (спартиаты) окутали своё государство покровом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи общины. Даже купцы не привозили товаров в Спарту — спартанцы ничего не покупали и не продавали. Спарта походила на военный лагерь, это был хмурый и неприветливый город. Здесь не было ни шумного рынка, ни театра, ни каменных статуй, ни храмов. На улицах отряды марширующих воинов, так как основой войска была пехота, не знавшая, что такое усталость и отступление. Спартанцы гордились, что их город, единственный в Элладе, не имел стен, ибо стенами его были мужество юношей – воинов.

Возникновение спартанского государства

Рассказ учителя (работа с картой на рабочих листах и на доске):

Спарта была вторым значительным полисом Греции. Она находилась на юге полуострова Пелопоннес. После нашествия в Грецию дорийцев часть их вторглась в Лаконику и постепенно завоевала ее. Лаконика представляла собой плодородную, спускающуюся к побережью долину, которую прорезала река Эврот. Гаваней, удобных для мореплавания, не было. Со всех сторон долина была окружена труднопроходимыми горами. Имелись запасы железной руды.
О возникновении Спарты в литературе есть две версии: 1 – город существовал при ахейцах, был разрушен и заново отстроен дорийцами, 2 – дорийцы основали новый город, объединив ряд небольших поселений».
Укрепить Спартанское государство смог мудрец Ликург. Фигура Ликурга вызывает много вопросов. Прежде всего, о том, было ли это имя божества ли это или реального исторического персонажа? Согласно сохранившимся данным он дал Спарте законы и позаботился, чтобы они стали вечными. По легенде Ликург отправился в Дельфы, взяв со спартанцев клятву не менять законов до своего возвращения. В Дельфах он покончил с собой. Так спартанские законы остались неизменными.
Давайте обратимся к документу, который характеризует общественный строй Спарты. Ученики получают задание прочитать документ в рабочих листах, ответить на вопросы к документу. [Приложение 1]
На основе имеющихся данных, учащиеся заполняют схему – категории населения Спарты.  Учитель на доске выводит конечный результат. [Приложение 4]

Государственный строй Спарты

Для изучения данного вопроса предлагается использовать игру «Из уст в уста» (Строится на неоднократном повторении вслух учебного текста. При этом текст может содержать максимум имен собственных, дат, терминов. Игра проводится со всем классом. Вызываются 3 человека, двое из них на некоторое время покидают класс. Оставшийся вместе с классом ученик должен внимательно выслушать рассказ, который зачитывает либо учитель, либо один из учеников, для того чтобы потом пересказать его второму участнику. Как только рассказ зачитан, приглашается второй участник игры. Его задача –внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать его третьему. После этого учитель зачитывает первоначальный вариант, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы).

Текст для игры: Только в возрасте 30 лет спартанец считался достигшим зрелости и становился гражданином. Он получал право участвовать в заседаниях народного собрания. Народное собрание принимало решения по всем вопросам, важным для жизни государства. Собрание объявляло войну, утверждало условия мира, выбирало старейшин. Способ голосования в Спарте греки из других городов насмешливо называли детским: перед Собранием проходили претенденты. Каждого из них встречали криком. Избранным объявляли того, за кого кричали громче. Другие решения принимались в Спарте тем же способом.  Но никто не выступал, никакие вопросы не обсуждались – только принимали или отвергали предложенное решение.
А предлагала решение герусия – совет старейшин. Герусия состояла из 30 членов: 28 геронтов (старцев) и двух царей. Геронты избирались из спартанцев не моложе 60 лет. Они заседали в Совете пожизненно. Совет созывал Народное собрание, вел переговоры с другими государствами. Командовали войском два предводителя, чьи обязанности передавались по наследству. Спартанцы так и называли их архагетами («предводителями»), а греки из остальных городов называли их царями.
Цари получали власть по наследству, но их права в повседневной жизни были очень небольшими.
Со второй половины V века до н.э. большую роль в управлении стали играть пять эфоров. Эфоры контролировали деятельность всех органов управления полиса.
Внимание учащихся обращается на схему в рабочем листе. Еще раз проговариваются особенности спартанского общества. [Приложение 1]
В конце изучения данного вопроса, делается вывод, что государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" – немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих. Такой строй называется олигархией (понятие записывается в рабочий лист).

Воспитание детей и молодежи

Все учащиеся получили опережающее задание – используя материал учебника, нескольких сайтов, дополнительной литературы, найти интересные факты о воспитании спартанцев и оформить их в виде тезисов в рабочей тетради. На уроке проводится «Аукцион фактов» по принципу игры в слова. Один из учеников перечисляет все известные ему факты, остальные ученики дополняют лишь то, что еще не называлось. Победителем аукциона является тот, у кого оказалось больше неповторяющихся фактов. [Приложение 5]
После игры рекомендуется дополнить таблицы учащихся и сделать письменный вывод об основных особенностях спартанского воспитания.

Возможный вывод:  Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.

Спартанская армия

Рассказ учителя: Спартанская армия была самой сильной в Греции. На первом месте для спартанца стоял родной полис, его свобода и благополучие. Один поэт писал:
Доля прекрасная – пасть в первых рядах ополчения,
Родину-мать от врагов обороняя в бою.
Спартанцы были прекрасными воинами – сильными, умелыми, храбрыми. Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.
Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями.
Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.
Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцирь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу – илота, который в походе нес его защитное вооружение.
В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 м, стрела поражала на дистанцию 100-200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.
Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Выполните задание на рабочих листах.
Прочитайте древнегреческую эпиграмму, посвященную гибели спартанского воина на рабочих листах [Приложение 1]. Объясните, почему в древней надписи особо отмечено, что погибшего спартанского воина внесли на щите и что все на груди были раны?
Расскажите на основании этого текста, какой была спартанская армия, какое место занимала военная служба в жизни спартанцев и как относились жители Спарты к  своим воинам.
Провожая сына на войну, подала ему щит и произнесла: «С ним или на нем».
– Что хотела сказать этими словами женщина?
Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, с какой стороны тела были ранены павшие воины, а дальше поступали по-разному. В одних случаях женщины, преисполненные не только печали, но и гордости, держались с большим достоинством: они хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; в других случаях спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле. Чем можно объяснить столь разное поведение спартанских женщин? В каких случаях матери были преисполнены гордости, а каких рыдали от стыда?
Мы с вами говорили о жизни в одном из известнейших полисов Греции – Спарте. Чем же отличались условия жизни жителей Спарты и Афин? Давайте обратимся к таблице. [Приложение 6]

Выполните задание: В одном древнем сочинении сохранилась такая история. (Задание взято из Уколова И.Е. История Древнего мира. – М., 2005. – С.98).

Однажды спартанец, приехавший в Афины, попал на судебное заседание, где какого-то афинянина осудили за безделье. Подсудимый уходил из   здания суда, низко опустив голову. Спартанец бросился к нему со словами: «Я хочу познакомиться с человеком, осужденным за любовь к свободе!».

– Что может рассказать этот исторический эпизод о разнице в жизненных ценностях, устремлениях граждан Афин и Спарты?

Выводы урока: Суровый военный режим резко затормозил развитие Спарты. Постепенно захирела яркая культура, которая существовала до Ликурга. Несмотря на свою военную мощь, этот полис был самым отсталым в Греции. В Спарте не было ни литературы, ни науки.

Отвечаем на вопрос к уроку.

Закрепление материала.

Игра «Найди ошибки» [Приложение 7]

Дифференцированное домашнее задание.

Задание на «3»

Ответь письменно на вопрос: «Что означает высказывание «Спартанский образ жизни?»

Задание на «4»: к  заданию на «3»  прибавляется задание по реставрации текста

Восстанови текст:

Спарта – п            на юге полуострова П               с. Население С            составл            с           ы, п           и и       и   . За соблюдением всех пр          л следил Сов        старейшин. Все
с                   б             воинами. Спартанцы д                    б                                постоянно удерживать в своей власти п                                       х и                       . Спартанское
в      ие было одним из самых жест                          в Греции и было подч                            интересам гос                                             .

Восстановленный вариант:

Спарта – полис на юге полуострова Пелопоннес. Население Спарты составляли спартанцы, метеки и илоты. За соблюдением всех правил следил Совет старейшин. Все спартанцы были воинами, поскольку Спарта часто вела войны с соседями. Спартанцы должны были постоянно удерживать в своей власти покоренных илотов. Спартанское воспитание было одним из самых жестоких в Греции и было полностью подчиненно интересам государства.

Задание на «5»: к заданиям на «3» и «4» прибавляется дополнительное:

Изучите сведения таблиц о численности разных групп жителей Афин и Cпарты в V веке до н.э. (цифры округлены) ( Задание взято из Уколова И.Е. История Древнего мира. – М., 2005. – С. 97-98).

Афины

Группы общества в тысячах человек.
Свободные граждане с их семьями 80
Приезжие с семьями (не граждане) 10
Рабы 30
Всего населения 120

Спарта

Группы общества в тысячах человек.
Спартанцы с их семьями 10
Периэки 40
Илоты 140
Всего населения 190
  • Изобразите сведения таблиц на круглых диаграммах:
  • Выберите три цвета для обозначения жителей двух полисов, например:

– зеленый – свободные граждане;
– желтый – не граждане, лишенные части прав;
– красный – рабы.

  • Закрасьте одинаковым цветом ту часть каждого круга, которая изображает количество свободных, количество неполноправных и количество рабов в каждом городе.
  • Теперь, когда разница двух полисов стала наглядной, ответьте на вопросы.
  • В чем вы видите главные отличия состава населения Афин и Спарты?
  • Чем можно объяснить эти отличия?

В конце изучения темы предлагается решить тест [Приложение 8].

17.06.2012