Применение технологии "Развитие критического мышления в чтении и письме" на уроках биологии

Разделы: Биология


Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. В настоящее время существует множество позиций разных авторов, касающихся самого определения педагогической технологии.

Я придерживаюсь мнения тех ученых, которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Если школьник с самого начала подготавливается к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого школьника будет формироваться не так, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии – повторение сказанного учителем.

"Критическое мышление" – обозначение некоторого педагогического подхода. Это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту.

"Критическое мышление" – новый взгляд на урок, эта технология дает освоение нового способа познания. Школа – это то место, где ребенку отвечают на вопросы, которые он не задавал. Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Технология "критического мышления" позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Таким образом, эта технология ориентирована на формирование ключевых компетентностей учащихся.

Учебная модель «Вызов – осмысление – рефлексия».

Вызов – это актуализация имеющихся у обучающихся знаний (ведь ребенок не чистый лист бумаги), это постановка вопросов, которые вызывают потребность в новой информации. Вызов подготавливает персональный отклик на новую информацию. Исследования психологов показывают, что в долговременную память закладывается то, что хорошо связано с имеющимися знаниями и представлениями.

Осмысление – это введение новой информации, извлечение из неё множественных смыслов, поиск ответов на вопросы, возникшие на стадии Вызова, персональная интерпретация новых сведений, поиск вариантов применения. И чем в более широком контексте воспринимается информация, тем легче и в большем объеме она усваивается, тем эффективнее применяется.

Рефлексия – это соединение повой информации со старыми знаниями, которые были у учащихся до начала урока, их соотнесение, оценивание, постановка новых вопросов и целей, это преобразование суммированного знания в ходе творческой и, как правило, индивидуальной работы. Для этого используются специальные приемы, в том числе: написание эссе, создание кластера, синквейна и т.п.

Методические приемы

Методика работы с  кластером:

1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большего листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.
2. Начните записывать слона или словосочетания, которые приходят к вам на ум в связи с данной темой.
3. Выпишите столько идей, сколько вы сможете генерировать, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны Ваши идеи.

Правила:

1. Записывайте все, что Вы генерируете, не судите о качестве идей, просто их записывайте.
2. Не обращайте внимания на орфографию, оформление и другие факторы, сдерживающие письмо.
3. Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить к Вам, то порисуйте рядом, пока идеи вновь не станут приходить к Вам на ум.
4. Постарайтесь построить как можно больше связей.

Кластер – это не опорный конспект, который создается для того, чтобы ученик лучше запомнил материал. Кластер – это инструмент, созданный для того, чтобы эффективнее мыслить. Ученик каждый раз может создать свой кластер.

Поощряйте индивидуальное творчество, а не воспроизведение.

ИНСЕРТ – маркировка текста. В русскоязычном варианте часто именуется как чтение с условными значками или просто «условные значки». Используется для работы с информационными и познавательными текстами. Используется на стадии осмысления и рефлексии. Позволяет удерживать внимание на протяжении всего чтения. Дает возможность классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знании, позволяет преподавателю отслеживать процесс чтения. Для маркировки текста используются, как правило, четыре значка; «+» – что узнал; это новое; то, что надо добавить в багаж собственных знаний; «–» – это противоречит тому, что я знаю; я не согласен с этим, «V» – я это знал; это совпадает с тем,  что мы обсуждали и пр.; «?» – я хочу об этом узнать подробнее; требуется уточнение информации.

Таблица «Инсерт»

Это я знал (а)
V

Это противоречит тому, что я знал (а)

Новые знания (термины)
+

Есть вопрос
?

 В таблицу делаются выписки по каждому значку. На основе таблицы можно сделать обсуждение полученных результатов в парах, группах или фронтально.

Свободное письменное задание

Прием, который используется на стадии вызова или рефлексии. Дается свободное письменное задание, в котором предлагается, например, кратко выразить то, что ученики узнали, а также свое отношение к изученному. Текст может иметь свободную форму (эссе), также может быть предложена форма письма какому-нибудь герою или своему другу, бабушке или дедушке, или воображаемому другу. При написании свободного письма четко оговаривается, сколько дается времени (это может быть от пяти до пятнадцати минут).  Ученики пишут все, что приходит им в голову, не обращая внимания на орфографию и оформление.  Главное – генерация идей. Затем ученикам предлагается прочитать текст в парах, группах, некоторые тексты могут быть зачитаны вслух для всего класса.

СИНКВЕЙН –  это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенной теме.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное  [1].

Вывод:

Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Разработка урока на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Тема урока: Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение.

Цели: изучить материал о пищевых продуктах, питательных веществах и их превращении в организме; познакомиться с процессом пищеварения.

Задачи:

– раскрыть особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение;
– разъяснить понятия пищевые продукты и питательные вещества, пищеварение;
– продолжить формирование умений и навыков групповой работы;
– показать необходимость сбалансированного питания.

Оборудование: фильм «Пищеварение», таблица «Инсёрт», синквейн, фломастеры, маркеры, магниты.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний

Проводится в форме беседы на основе повторения материала, пройденного в 7 классе.

Вопросы:

А) Каково значение питания в жизни животных?
Б) Что происходит с пищей в их организме?

Учитель зачитывает загадку, а учащиеся её отгадывают:

Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается,
Пищи происходит усвоение,
И тому виной … (пищеварение).

1-я фаза – фаза вызова: задачи – связь с прошлым актуализирует новую информацию – пищеварительная система млекопитающих; учащиеся сознательно, критически подходят к пониманию новой информации при постоянной коррекции уже имеющихся знаний; появляется устойчивый интерес к изучаемой теме.

На доске записано тема, которую учащиеся записывают в тетрадь, и я, говорю, что ключевым словом будет наша отгадка:

Пищеварение

Учащиеся записывают свои ассоциации к данному слову – сначала индивидуально, затем обсуждение в группе, а затем представитель от каждой группы записывает ассоциации на доске.

2-я фаза – фаза осмысления (реализация смысла): задачи – поддержать активность и интерес к обучению темы; сформулировать собственное понимание информации. 30 минут

Заполнение знаковой таблицы «Инсёрт» по тексту с карандашом в руке, отмечают значки на полях текста на странице – 148-151 (учебник Н.И. Сонина)
Таблица заполняется сначала индивидуально, затем работа в группе по таблице, общее обсуждение и заполнение общей таблицы, каждая группа вывешивает свою таблицу на доску и знакомит всех учащихся с ней.
Если возникли противоречия, вопросы, то учащиеся ищут информацию и на следующий урок представляют другим ребятам.

Затем возвращаемся к кластеру – убираются лишние ассоциации и добавляются новые, уточняется ключевое слово.

3-я фаза – фаза рефлексии: задачи – закрепление новых знаний; формирование личностного отношения к новым знаниям за счёт живого обмена мнениями, расширить лексикон учащихся; научить слушать и слышать других; учить воспринимать другие точки зрения. 10 минут

Написать синквейн – учащиеся в тетради его записывают, а затем некоторые из них его зачитывают.

Проводится групповая работа,  каждая группа получает свою инструктивную карточку и выполняет работу, делает выводы, а затем один учащийся сообщает классу выводы.

Групповая работа

1 группа: Работа №1. «Анализ молока на содержание лактозы»

Оборудование: пробирка с молоком, раствор йода, пипетка, штатив.

Ход работы:

  1. В пробирку с молоком капнуть раствор йода.
  2. Изменился ли цвет молока?
  3. Какие выводы можно сделать? Содержит ли молоко крахмал?

2 группа: Работа №2. «Анализ картофеля на содержание крахмала»

Оборудование: пробирка с тёртым картофелем, раствор йода, пипетка, штатив.
Ход работы:

  1. В пробирку с картофелем капнуть раствор йода.
  2. Изменился ли цвет?
  3. Какие выводы можно сделать? Содержит ли картофель крахмал?

Затем учащиеся по группам составляют схемы:

1 группа – «Пищевые продукты»,
2 группа – «Питательные вещества». На листах формата –  А4.
А затем учащиеся работают с анкетой «Правильно ли вы питаетесь» и сдают учителю, так как данные узнают на следующий урок.

Домашнее задание: страница 148-151 (учебник Н.И. Сонина); на выбор:

А) сделать по данной теме книжку – раскладушку;
Б) написать реферат по теме: « Ферменты и их роль в пищеварении».

Приложение (дидактический материал)

Задания:

Тело человека:

Белки (15 – 20 %)               Жиры (19%)                    Углеводы ((),6%)
Вода (60 – 65%)                 Мин. соли (5,8%)            Нуклеиновые кислоты (1,5%)

Функции питательных веществ:

  1. Строительная;
  2. Энергетическая

Выпишите пищевые продукты, из ниже перечисленного списка:

Мясо, хлеб, жир, молоко, углеводы, творог, белки, рыба.

Органы пищеварительной системы и их функции.

№ п/п

Название органа

Строение

Функция

1

Ротовая полость

 

 

2

Глотка

 

 

3

Пищевод

 

 

4

Желудок

 

 

5

Тонкий кишечник

 

 

6

Толстый кишечник

 

 

7

Прямая кишка

 

 

8

Пищеварительные железы

 

 

Список литературы:

  1. Болотов В., Спиро Д.  Критическое мышление – ключ к преобразованиям Российской школы //  Директор школы.– М., 1995.– №1.– с. 63-73.

9.06.2012

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306