Уроки стилистики "Своеобразие поэтического мира Пастернака". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

Образовательные: содействовать формированию представлений учащихся об особенностях стиля Пастернака; организовать деятельность учащихся по сопоставительному анализу стихотворений поэта разных лет, помочь на основе исследовательской работы увидеть общую эволюцию поэтического мастерства Пастернака.

Развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций.

Воспитательные: прививать любовь к слову, воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование. Презентация “Своеобразие поэтического мира Пастернака”.

Запись песни “Снег идет”.

Ход урока

1. Звучит песня на стихи Пастернака. (Слайд №2)

2. Чтение учителем стихотворения Беллы Ахмадулиной. (Слайд №3)

Памяти Бориса Пастернака

Начну издалека, не здесь, а там,
Начну с конца, но он и есть начало.
Был мир как мир как мир. И это означало
Все, что угодно в этом мире вам.
В той местности был лес, как огород, -
так невелик и все-таки обширен
Там, прихотью младенческих ошибок,
все было так и все наоборот.

На маленьком пространстве тишины
был дом как дом. И это означало,
что женщина в нем головой качала
и рано были лампы зажжены.

Там труд был легок, как урок письма,
и кто-то – мы еще не знали сами –
замаливал один пред небесами
наш грех несовершенного ума.

В том равновесье меж добром и злом
был он повинен. И земля летела
неосторожно, как она хотела,
пока свеча горела над столом.

Прощалось и невежде и лгуну –
какая разница? – пред белым светом,
позволив нам не хлопотать об этом,
он искупал всеобщую вину.<…>
Стояла осень, и она была
лишь следствием, но не залогом лета.
Тогда еще никто не знал, что эта
окружность года не была кругла.

Сурово избегая встречи с ним,
Я шла в деревья, в неизбежность встречи,
В простор его лица, в протяженность встречи,
Но рифмовать пред именем твоим?
О нет.

Прозвучало стихотворение Беллы Ахмадулиной, которая по мировосприятию, по отношению к поэзии, поэтическому слову, может считаться преемницей Пастернака. Но “рифмовать пред именем твоим? О нет”. Потому что в понимании Беллы Ахмадулиной, Пастернак – великий поэт.

Я позволю повторить себе две 2 строчки из стихотворения.

(Записано на крыльях доски)

“Труд был легок, как урок письма”.

“Замаливал…грех несовершенного ума”.

- О чем эти строки? На что обращает наше внимание Белла Ахмадулина? (Слайды №4, 5)

“Замаливал…грех несовершенного ума “Труд был легок, как урок письма”
“План содержания” (тема и содержание предложения, идейная и художественная позиция автора, его жизн. опыт и т.д.) “План выражения” (все поэтические пр-я выступают перед нами как та или иная образная микросистема, ритмо-рифмически строго организованная. Содержательная языковая суть и формальная сторона).

(Слайд №6)

Сегодня на уроке мы попытаемся соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака, понять своеобразие и специфичность его стихотворного почерка, проследить эволюцию поэтического мастерства.

Запишите тему урока.

Итак, 1910-1920 годы, когда стихи Пастернака получили широкую известность.

- Был ли Пастернак единственным в эти годы?

Среди такого созвездия талантов легко затеряться, трудно найти свою нишу. Пастернак не затерялся. Начиная как футурист, в 1914-1918 гг. входил в группу “Центрифуга”. С футуризмом его связывало, по словам философа Федора Степуна, “искание и обретение новых поэтических форм, ведущих далее того, что было найдено уже символистами…, отрицание канонизированного синтаксиса, логической внятности мысли и необходимости зрительной реализации образа”.

Говоря о стиле, нужно вспомнить основные положения этой группы.

Из статьи “Два слова о форме и содержании”: “Отношение к форме и содержанию существенно определяет художника. Познание немыслимо без субъекта и объекта. Но объект не может существовать без формы и содержания. Содержание есть элемент становящести, форма - элемент становления” (Э.П. Бах).

Основой было 3 темы:

Тема содержания (распадается на массу таких же малых тем);

Тема формы – тоже;

Тема лирическая – не распадается, она едина – лишь пронизывает контенуальные и формальные темы.

Лестница от поэта к читателю (по теориям Малларме)

Поэт

Созерцание

Возмущение

Настроение

Стихотворение

Внушение

Настроение

Постижение

Читатель

Эта лестница возникает в каждый данный момент, цепь таких лестниц возникает из всего стихотворения, образующий между поэтом и читателем безостановочно пролетающий, лирический простор.

Задача лирики – создать внутреннюю жизнь, создать движение, которое связывает читателя и поэта. Создать тот лирический простор.

О поэзии Б. Пастернака написано немало (как литературоведами, так и современниками-поэтами: работы Д. Лихачева, В. Альфонсова; М. Цветаевой, А. Вознесенского).

- На что вы обратили внимание, читая критику?

(Ответы учащихся с записью выводов в тетрадь) – Приложение 1

Слайды №7, 8

“Замаливал…грех несовершенного ума”

“план содержания”

он – творец, он - новатор

поэт – мыслитель

говорит о жизни на языке самой жизни

поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятна

вера в жизнь

человек определяется через природу

“Труд был легок, как урок письма”

“план выражения”

он – творец, он - новатор

искусство широких обобщений, большой духовной насыщенности

жизнь и поэзию он рассматривал как синонимы

кажется непонятной

случайность становится почти законом

зачинатель нового лада, нового строя

человек определяется через природу

смотрит глазами музыканта и художника

Как вывод, слова М.Цветаевой:

“Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него – впадаем. Пастернака…мы… понимаем через интонацию, которая неизменно точна и ясна.

Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные. Мы так же не умеем говорить по-пастернаковски, как Пастернак не умеет говорить по-нашему, но оба языка есть, и оба внятны и осмысленны, только они на разных ступенях развития.

Разобщены. Мост – интонация. Пастернак – чара”. (Слайд №9)

Попробуем убедиться в точности записанного, обратившись к стихотворению “Февраль. Достать чернил и плакать!”.

- Что это? Прогноз? Загадка? Что значит “Достать чернил и плакать”?

Плакать – перен. – творить, писать (чернила с пера – как капают слезы).

Начинается с назывного предложения “Февраль”

- Какие ассоциации возникают со словом “февраль”? (Слайд №10)

(Поземка, вьюга, холод, мороз, ветер…)

Но есть и “февральская лазурь” (вспомните картину Грабаря), т.е. ощущение скорой весны, таяния снега. Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и почти уже весны.

(Слайд №11)

- Можно предположить, что это пейзажное стихотворение?

Чтение стихотворения наизусть. (Слайды №12,13)

- О чем же это стихотворение? Какие словесные образы возникают?

Словарная работа (Слайд №14):

Пролетка – легкий четырехколесный и двухместный экипаж, запряженный лошадью, а в связи с этим и соответ. слово (обр. внимание на полет – легкость);

благовест (благая весть) – колокольный звон, которым оповещают о церковной службе;

гривна – десять копеек (реже – гривенник).

Работа со стихотворением по группам:

План содержания

1 группа. Найти словесные образы.

Сверка со слайдом:

Слайд №15:

Словесные образы:

предметный ряд

чернила, шесть гривен (мир человека);

слякоть, лужи, проталины, пролетка (мир земли);

ливень (соединение неба и земли);

тысячи грачей, ветер (небо)

основа – высь – человек

2 группа. Найти зрительные образы.

Слайд №16:

зрительные:

весною черною горит, чернила, обугленные груши, проталины чернеют (черный – красный)

3 группа. Найти слуховые образы.

Слайд №17:

слуховые:

грохочущая слякоть, благовест, клик колес(клик – победный возглас, создают ощущение праздника, торжества), ливень еще шумней, тысячи грачей // сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей;

ветер криками изрыт

слагаются стихи навзрыд – мир предстает звучащим на разные лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот…Все это музыка приближающейся весны – именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству.

Образ пробуждающейся весны – внешний план;

процесс пробуждения поэзии – внутренний план

4 группа. Образ лирического героя

Слайд №18:

Образ лирического героя

достать чернил и плакать; писать навзрыд; перенестись туда; чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.

План выражения.

1 группа. Охарактеризовать фонетический уровень.

2 группа. Охарактеризовать лексический уровень.

Слайд №19:

План выражения

фонетический уровень:

звукопись, аллитерация на “л”, щипящие, анафора (звуковая)

лексический уровень:

ассоциативные ряды, сочетание лексики разных стилей (книжных и разговорного) усиливает выразительность, неожиданность восприятия

эпитеты, метафоры, сравнения, архаизмы, прием разрушения фразеологизма “плакать навзрыд” - “писать навзрыд” - усиливает нарастание чувства;

повтор “достать” - сопряжены реальность (пролетка) и полет воображения (перенестись туда)

3 группа. Охарактеризовать морфологический уровень.

4 группа. Охарактеризовать синтаксический уровень.

Слайд №20:

морфологический уровень:

преобладание имен над глаголами:

сущ. - 24

глаголы и глагольные формы – 13

глаголы в инфинитиве употребляются в значении повелительного наклонения – подчеркивает ощущение необходимости этого действия, невозможность не осуществить его.

синтаксический уровень:

использование односоставных предложений (назывных и инфинитивных); сложноподчиненных и сложносочиненных предложений; предложений с однородными членами.

Вывод:

- моментальным, острым зрением художника поэт видит образ “горящей” весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным ливнем, смывающим все обыденное, бытовое;

- конкретные, реальные внешние образы наполняются метафорическим смыслом;

- чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни, полной скрытого драматизма, обретает способность “слагать стихи”, “писать о феврале навзрыд”.

Реальность поэзии поднята до действительности природы, природа и поэзия уравнены: поэзию творит (обращение к записи на доске в начале урока: он – творец, он – новатор) органическое включение поэта в мир живой природы, что и дает ему способность слышать полифонию пробуждающегося мира.

2 урок

Слово учителя.

Все в стихах Пастернака “диктовало чувство”, было от его чистой души и открытого сердца. “Стихи слагались” поэтической личностью, ее жизненным опытом, литературным образованием и художественным восприятием постоянно меняющегося мира.

Стихотворный почерк Пастернака на редкость своеобразен и специфичен.

- Каковы же основные слагаемые особого поэтического слога поэта?

Работа с карточками по вариантам – сразу выписывать в тетрадь те средства, о которых будут говорить (в назывном порядке) – Приложение 2

Раннее творчество – 1 вариант

Позднее творчество – 2 вариант.

Выводы:

Раннее творчество: неожиданные метафоры и сравнения; ошеломляющие своей резкой ненормативностью и непривычностью “счастливые сочетания слов”; разноцветная и разноликая палитра эпитетов; стремительные потоки внезапных анафор и синонимов; антитезы и оксюмороны; на первый взгляд, беспорядочный и вечноспешащий (иногда как бы “задыхающийся”) синтаксис.

Позднее творчество: преобладает естественная, непосредственная простота…

“простота емкая, простота пушкинская и чеховская” (Н.М.Любимов “Несгораемые слова”).

Удивительно прозрачные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется эмоционально – семантическая насыщенность стиха. Поэтичность, выразительность создается не обилием языковых средств, а неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов.

В позднем периоде творчества Пастернака проступает та “неслыханная простота”, которая идет от “опыта больших поэтов”, нашей неувядаемой русской поэтической классики. Об этом прекрасно сказал сам Б.Л.Пастернак:

В родстве со всем, что есть, уверяясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Как всякий великий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение своей жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта.

- А теперь я предлагаю вам проанализировать 2 стихотворения Пастернака, относящихся к разным периодам творчества, сравнить не только мысль поэта, но и какими языковыми средствами и как именно он достигает огромной художественной силы и выразительности своего слова.

Работа учащихся со стихотворениями “О, знал бы я, что так бывает…” 1932 г. и “Во всем мне хочется дойти до самой сути”1956 г. (по группам с последующим обсуждением получившихся результатов).

Итак, от стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”, в котором лирический герой поведал о связи жизни и искусства, к стихотворению “Во всем мне хочется дойти до самой сути” - тема творчества, искусства сопровождала Пастернака многие годы. Лирический герой взрослел вместе с автором, обретая философский взгляд на мир, активный, изменчивый и динамичный, постоянно обновляющийся. Он пришел к необходимости постигать сущность явлений, а не только их внешнюю форму. Он все острее ощущает себя творцом, художником и гармоничной частью мироздания.

“Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общею лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной” (Пастернак “Доктор Живаго”).

Список использованной литературы

  1. Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. / Сост. А.Филиппова. – Тула: Филин, 1993. – (Миры)
  2. Большой справочник. Литература. Для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1998.
  3. И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: “Вако”, 2003.
  4. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч. / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – (Методическая лаборатория).
  5. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2002 – 224 с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://www.playcast.ru/view/455093/1ede94965ce0177a13ee1798899ccb78c60e87b9pl

21.05.2012