Астрахань в XIX–XX веках – Азия или Европа? Консервация традиционного общества или европейская модернизация

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Посреди караванных дорог,
Где Европы и Азии стык,
Как восточный волшебный цветок,
Белокаменный город возник!
Юрий Щербаков

Хоть ты не велика, но торг тебя прославил
И дальних множество племён к тебе направил.
Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк разом в обе входит
Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть:
Пауль Флеминг

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут:

  • Расширить представления учащихся и обобщить их знания по сущности экономического, политического, социального, культурного развития Астраханской губернии в XIX - начале XX века.
  • Сопоставлять черты традиционного и индустриального общества в Астраханском крае в XIX - начале XX века.
  • Определить круг проблем, стоящих перед Астраханским краем в XIX - начале XX века.
  • Мотивированно участвовать в дискуссии по оценке результатов работы с пакетами раздаточных и ресурсных материалов.
  • Продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение оппонента.
  • Развивать умения выделять основные мысли в источниках и отрывках из художественных произведений.
  • Установить коммуникативные связи при работе в парах.
  • Сформировать свою точку зрения на основной проблемный вопрос урока.

Краткое описание идеи занятия:

Форма проведения урока: применение интерактивного метода "Большой круг", включая работу в парах с печатными, электронными и графическими источниками информации для формирования своей аргументированной точки зрения по главной проблеме урока: "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".

Применяется дифференцированный подход при формировании групп и распределении источников информации. Уровень источников информации не только соответствует уровню их подготовки, но и постепенно нацеливает их на более сложную работу.

Первый этап: класс рассаживается по парам на стульях в форме большого полукруга и формулирует проблему урока. Затем учащиеся вспоминают черты традиционного и индустриального обществ и записывают на доске в виде сравнительной таблицы "Черты традиционного и индустриального обществ".

Второй этап: организация самостоятельной работы учащихся с печатными, графическими, электронными источниками в парах. В течение 10 минут каждая пара записывает на листке предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап: вовлечение учащихся в дискуссию для формирования своей аргументированной точки зрения по главной проблеме урока: "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".

По кругу каждая пара зачитывает свои предложения, учащиеся выслушивают, доказывают свою точку зрения, и проводят голосование по каждому пункту - включать или нет в общее решение, которое записывается на доске.

1. Мотивационный блок

Организация: работа с печатными, графическими, электронными источниками, анализ экономического, политического, социального, культурного развития Астраханской губернии в XIX веке, сравнение, обобщение фактов, выделение основных понятий. В ходе дискуссии сформулировать ответ на главный вопрос урока. В конце занятия учащиеся должны ответить на вопросы викторины.

Интерес: мотивация учащихся осуществляется при помощи приёма "подкидная доска": фрагмента мультимедийной презентации автора (слайды № 1-5) и цитат из стихотворений Пауля Флеминга и Юрия Щербакова, анализа изображений герба и флага Астраханской губернии.

Проблема: по данным материалам учащимся предлагается сформулировать основной проблемный вопрос урока "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".

По кругу каждая пара зачитывает свои предложения, которые записываются на доске в виде таблицы.

Глоссарий:

  • цивилизация
  • традиционное общество
  • индустриальное общество
  • модернизация

Персоналии:

Астраханские губернаторы:

  • Бекетов Никита Афанасьевич
  • Тимирязев Иван Семёнович
  • Андреевский Степан Семёнович
  • Вяземский Леонид Дмитриевич
  • Газенкампф Михаил Александрович
  • Соколовский Иван Николаевич

2. Информационный блок

Учащиеся называют черты традиционного и индустриального общества. Заполняется сравнительная таблица. Затем, работая с пакетами раздаточных и ресурсных материалов, учащиеся находят аргументы, подтверждающие черты традиционного и индустриального общества в Астраханском крае.

Источники информации:

Печатные источники:

1.Астраханские губернаторы. Составители: Карасева А.П., Качинская Л.Я., Шнайдштейн Е.В. ГП ИПК Волга, 1997.

2. Волынкин И.Н. Астраханская область. Астрахань, 1963.

3. История Астрахани в названиях улиц. Аннотированный справочник. Астрахань, 1999.

4. Кучерук И.В. Задачник по истории Астраханского края. Астрахань, 1996.

5. Макаренко Ю.А. История Астраханского края с древнейших времен до конца XIX века, Астрахань, 2007.

6. Марков А. Забытые страницы. Москва. Советская Россия. 1984.

7. Наборы открыток:

а) "Астрахань на старых открытках";

б) "Астрахань на рубеже столетий";

в) "Православные храмы Астраханской области".

8. Природа и история Астраханского края. Астрахань. Издательство Астраханского педагогического института, 1996.

9. Тексты: "Объединения ремесленников", "Чему учили в цифирной школе и  классической гимназии", "Ловись, рыбка...", "По главной улице старого города", "Астрахань купеческая".

10. Ткачева Н.Г. История русской культуры Астраханского края. Астрахань, 2001.

Графические источники (таблицы, схемы, диаграммы):

  • Количество промыслов в XIX веке в Волго-Каспийском регионе
  • Численность населения на конец XIX века.
  • Положение рабочих в России и Астраханской губернии.

Электронные источники:

  • мультимедийная презентация автора
  • "История Астраханского края в иллюстрациях" Макаренко Ю.А.
  • "Город, в котором ты живёшь" Ткачева Э.Ю.
  • Пара № 1: Астраханский губернатор Бекетов Никита Афанасьевич,
  • Пара № 2: Астраханский губернатор Тимирязев Иван Семёнович,
  • Пара № 3: Астраханский губернатор Андреевский Степан Семёнович
  • Пара № 4: Астраханский губернатор Вяземский Леонид Дмитриевич
  • Пара № 5: Астраханский губернатор Газенкампф Михаил Александрович
  • Пара № 6: Астраханский губернатор Соколовский Иван Николаевич
  • Группа № 7: текст "Объединения ремесленников".
  • Пара № 8: текст "Чему учили в цифирной школе и   классической гимназии", листы иллюстраций № 10,11.
  • Пара № 9: текст "Ловись, рыбка...", листы иллюстраций № 3, 8.
  • Пара № 10: текст "По главной улице старого города", листы иллюстраций № 5,6.
  • Пара № 11: текст "Астрахань купеческая", листы иллюстраций № 4,7,8.
  • Пара № 12: текст "Из отчёта врача В. Гаркема (1890 г.) "На соляных промыслах"", "Рыболовство", "Развитие торговли".
  • Пара № 13: текст "Пароходство в Астрахани".
  • Пара № 14: текст "Сельское хозяйство", лист иллюстраций № 1.

3. Аналитический блок

Обобщение результатов работы с пакетами раздаточных и ресурсных материалов в виде таблицы на доске. Учащиеся включаются в процесс дискуссии (обсуждение, сравнение, отбор материала) для формирования ответа на основной проблемный вопрос урока: "Астраханский край в XIX - начале XX века - традиционное или индустриальное общество?".

Таблица № 1

Черты традиционного общества Черты индустриального общества
1. Преобладание ремесленного производства и ручного труда. 1. Бурное развитие промышленности. Преобладание промышленного производства над аграрным.
2. Преобладание сельского населения над городским. 2. Преобладание городского населения над сельским.
3. Преобладание мелкой розничной торговли. 3. Преобладание стационарной торговли.
4. Большая доля тяжелого неквалифицированного труда. 4. Увеличение доли квалифицированных работников.
5. Политическое бесправие населения. 5. Развитие парламентаризма.
6. Низкий уровень грамотности населения. 6. Высокий уровень грамотности населения.

Таблица № 2

Черты традиционного общества в Астраханском крае Черты индустриального общества в Астраханском крае
1. Сохранение средневековых ремесленных цехов 1. Создание капиталистических предприятий: заводов и фабрик, развитие предпринимательства.
2. Преобладание парусных и гребных судов и лодок. 2. Строительство пароходов, замена ручного труда машинным.
3. Образование было доступно в основном обеспеченным слоям населения. 3. Развитие образования, строительство новых учебных заведений и объектов культуры.
4. Генерал-губернаторы обладали на местах почти неограниченной властью. 4. Работа органов местного самоупраления.
5. Частыми явлениями были эпидемии чумы и холеры. 5. Развитие санитарии и здравоохранения.

Вывод: Астраханский край в XIX - начале XX века также как и центральная Россия переживал процесс модернизации (сложный путь перехода от традиционного к индустриальному обществу).

4. Рефлексивный блок

Проводится в форме синквейна.

Синквейн - это стихотворение из пяти строк, в которых человек выражает своё отношение к какой-либо проблеме.

Синквейн состоит из:

Объекта (ключевое слово, определяющее содержание темы). Обычно это имя существительное.

Описание темы в двух словах, характеризующих данное понятие. Обычно это два прилагаемых.

Три глагола, показывающие действие в рамках этой темы.

Короткое предложение из четырёх слов, выражающих отношение автора к данной теме. Можно афоризм.

Одно слово - синоним к первому слову, которое на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне повторяет суть данной темы. Мысль

  • Неожиданная и остроумная
  • Посещает, мелькает, одолевает
  • Увы, я потерял её!
  • Озарение:

Деятельность

  • Успешная и полезная
  • Привлекает, заводит, приносит плоды
  • Деятельность-это основа саморазвития
  • Необходимость