Проектная работа "Жизнеописание знаменитых римлян". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Предварительное задание: прочитать книгу: М.Н.Ботвинник, М.Б.Рабинович, Г.А.Стратановский. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне. М.: Просвещение, 2008.

Раздаточный материал на уроке.

Выдержки из двух глав книги (Гай Юлий Цезарь, Октавиан Август), подготовленные учителем в бумажном и электронном виде.

Листы А4 (по 6 листов на 1 обучающегося), цветные карандаши или краски, цветная бумага, клеящий карандаш, изображения Цезаря и Октавиана Августа.

Компьютер, проектор – если дети будут создавать электронную книгу.

Цель урока: обобщить знания о знаменитых исторических деятелях Древнего Рима.

Задачи урока:

  • нацелить обучающихся на самостоятельный поиск информации;
  • способствовать формированию познавательного интереса к получению знаний через дополнительные источники;
  • развивать логическое мышление, формировать умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания;
  • создать творческую атмосферу и раскрыть способности обучающихся;
  • продолжить работу по формированию взаимодействия обучающихся в малой группе;
  • создать мини-проект;
  • развивать умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

Мы отправимся в книжное издательство. Здесь переиздают книгу М.Н.Ботвинника, М.Б.Рабиновича, Г.А.Стратановского “Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне”. Книга почти готова. В наборе осталось только 2 главы. Вдруг подул сильный ветер, окна типографии распахнулись. Волшебный ветер перепутал все страницы и унес с собой имена знаменитых римлян.

Из оставшихся 10 фраз - подсказок попробуйте восстановить имена знаменитых римлян, которые унес из книжного издательства волшебный ветер.

Игра “Кто они?”

Первый герой:

  1. Его биографию Плутарх представил в “Сравнительных жизнеописаниях”
  2. Он служил в римской армии. Недалеко от Милета он попал в плен к пиратам.
  3. На острове Родос изучал искусство красноречия.
  4. Чтобы получить первую должность он издержал на пиры и угощения больше 1000 талантов.
  5. Он был назначен наместником провинции Испании, где за один год нажил изрядное состояние.
  6. Солдаты, довольные щедростью полководца, провозгласили его императором.
  7. Достигнув реки Рубикон, считавшейся границей между Галлией и Италией, он долго стоял на берегу, не решаясь дать войскам приказ начать переправу. Переход границы означал бы начало гражданской войны. Наконец со словами “Жребий брошен!” он первым двинулся через реку.
  8. В Риме его провозгласили диктатором.
  9. Месяц, на который приходился его день рождения, был назван в его честь июлем. Введенный им календарь оказался настолько удобным, что получил распространение во всех странах Европы. В России им пользовались до Великой Октябрьской революции (так называемый старый стиль)
  10. Жил в 100 - 44 г.г. до н.э.

Ответ: Гай Юлий Цезарь

Второй герой:

  1. Его биография в сочинении Плутарха отсутствует, а в книгу “Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне” включена.
  2. Астрологи предсказывали младенцу великое будущее.
  3. Цезарь осыпал юношу милостями и незадолго до своей кончины усыновил его и назначил наследником.
  4. Всем молившим его о пощаде он отвечал тремя словами: “Ты должен умереть!”.
  5. Он был ловким дипломатом. Завоевал Египет.
  6. Его любимая присказка: “Поспешай медленно!”.
  7. Его друг – Меценат.
  8. Сенат преподнес ему титул “податель благ”, который раньше присваивали только богам, а впоследствии стали носить все римские императоры. Кроме того, он получил также титул “отца отечества” и, как верховный главнокомандующий, носил титул императора.
  9. Шестой месяц римского календаря — секстилий — был переименован в честь принцепса и стал называться августом.
  10. Жил в 63 г. до н.э. -14 г. н.э.

Ответ: Октавиан Август

На уроке нам необходимо:

  • восстановить текст жизнеописаний Гая Юлия Цезаря и Октавиана Августа;
  • вернуть исчезнувшее из текста имя знаменитого римлянина;
  • выпустить два отдельных сборника для семейного чтения или любознательных малышей;
  • подготовить выступление о вкладе исторического деятеля в развитие исторического процесса (не более 30 секунд);
  • защитить своё проектное издание, созданное в электронном или бумажном виде.

На уроке будем работать в мини-группах. Определите в паре, кто будет восстанавливать текст о Гае Юлии Цезаре, а кто об Октавиане Августе. (Если в классе есть возможность работать на компьютере, желающие могут создать проект электронного сборника).

Уважаемые редакторы, приступайте к выполнению заданий.

Задание 1. Восстановите жизнеописания Гая Юлия Цезаря и Октавиана Августа.

Верните в текст имена знаменитых римлян, унесенные волшебным ветром (впишите пропущенные имена в текст).

Выполняя это задание, восстановите перепутанный текст. Вырезайте нужные абзацы. Последовательно вклеивайте текст в свой сборник, чтобы получились 2 статьи о знаменитых римлянах (одна о Гае Юлии Цезаре и другая об Октавиане Августе).

Выбирайте только тот материал, который соответствует вашей статье.

Имена

  • Гай Юлий Цезарь.
  • Октавиан Август.

Даты жизни

  • 63 г. до н.э. -14 г. н.э.
  • 100-44 г.г. до н.э.

Юность знаменитых римлян

• __________ принадлежал к знатному патрицианскому роду Юлиев. Основателем этого рода считался Юл, сын Энея, внук самой богини Венеры

Юному __________ было всего 16 лет, когда его женили на дочери Корнелия Цинны.

В Малой Азии Цезарь некоторое время служил в римской армии. Недалеко от Милета он попал в плен к пиратам, хозяйничавшим на море и на многих островах. Пираты потребовали с него выкуп в 20 талантов. “Недорого же вы меня цените”, — рассмеялся _________ и предложил им 50 талантов за свое освобождение.

Разослав спутников собирать деньги для выкупа, __________ остался с другом и двумя слугами у пиратов, где и провел более двух месяцев. Но вскоре выяснилось, что слова _______ не были пустой угрозой. Как только доставили 50 талантов и пираты, получив их, вернули ему свободу, _________ снарядил несколько военных кораблей и погнался за своими обидчиками. Он застал их врасплох возле того острова Фармакуссы, где они держали его в плену, и переловил почти всех. Выплаченные деньги ________ отобрал, а разбойников приказал распять без суда, не дожидаясь решения римских властей.

Он отправился на остров Родос, чтобы изучить там искусство красноречия… Упорный труд дал хорошие результаты: современники восхищались блестящим красноречием ___________.

• ___________ родился 23 сентября 63 г. до н.э. Астрологи предсказывали младенцу великое будущее. Его отец Гай Октавий происходил из привилегированного сословия всадников. По материнской линии он приходился внучатым племянником Юлию Цезарю. Покровительство Цезаря помогло __________ рано вступить на политическое поприще. Еще в детстве он отличался необычайными способностями. Когда ему исполнилось 12 лет, во время похорон своей бабки Юлии Октавиан произнес яркую, запомнившуюся современникам речь. Цезарь осыпал юношу милостями и незадолго до своей кончины усыновил его и назначил наследником.

Для продолжения обучения Цезарь отправил юношу в греческий город Аполлонию. Здесь __________ застало известие об убийстве Цезаря. Юноша знал, что возвращение в Рим для него опасно. Однако он принял решение и отправился в Рим. Получив наследство диктатора, выплатит каждому жителю Рима обещанные 300 сестерциев.

Политическая жизнь знаменитых римлян

• Добиваясь власти, ___________ стремился сблизиться с главой сенатской партии, знаменитым оратором Цицероном, который обладал большим влиянием и ненавидел Антония. Цицерон с радостью пошел на союз с __________. Он полагал, что неопытный 18-летний юноша будет послушным орудием в его руках. Юноша старался укрепить Цицерона в этом убеждении, всячески заискивал перед ним и даже почтительно называл его “отцом”.

По совету Цицерона сенат объявил Антония “врагом отечества”. Во главе направленной против него армии были поставлены выбранные законным порядком два консула и ________, которому предоставили командовать его двумя легионами. ___________ не смущало, что он оказался в одном лагере с убийцами его приемного отца. Он стремился к власти любыми путями.

Около города Мутина произошло решающее сражение. Войска Антония были разбиты. Оба консула пали в бою, и __________ остался единственным командующим. От природы осторожный, он не решился преследовать отступающие войска Антония, и те, переправившись через Альпы, спустились в Нарбонскую Галлию. Здесь стоял со своими легионами Марк Эмилий Лепид, один из ближайших сподвижников Цезаря. Войска Антония объединились с войсками наместника Галлии Лепида. Теперь в их распоряжении оказалось 17 легионов и они двинулись на Италию.

____________ во главе своей армии поспешил к Риму. В августе 43 г. до н.э. его войска подошли к столице, и вскоре 19-летний полководец был избран консулом. Теперь __________ уже не нуждался в Цицероне, которого не поддерживали ни армия, ни народ.

Полководцы _______Антоний и Лепид на переговорах с __________ добивались казни своего главного врага - Цицерона. Вначале _________ отстаивал своего недавнего союзника, но в конце концов уступил и пожертвовал его головой. Союз трех был заключен. Его называли вторым триумвиратом.

В последних числах ноября 43 г. до н.э. войска трех полководцев торжественно вошли в Рим. В народном собрании был проведен закон, согласно которому участникам триумвирата - триумвирам - вручалась неограниченная власть на 5 лет для “устройства государственных дел”.

Опираясь на 30 тысяч пехотинцев и 40 тысяч конных воинов, триумвиры захватили большинство римских провинций и разделили их между собой. __________ получил Африку, Нумидию, а также острова Сицилия и Сардиния, Антоний - Северную Италию, а Лепид - те провинции, которые лежали за Альпами (Нарбонскую Галлию и Испанию). Италия оставалась в совместном управлении всех трех. Но самыми богатыми восточными провинциями по-прежнему владели Брут и Кассий, а на море хозяйничал пиратский флот Секста, сына Помпея Великого.

Для борьбы с ними триумвирам требовались большие средства. Солдаты ждали вознаграждения, а государственная казна была пуста. Триумвиры решили конфисковать и продать земли 18 крупнейших городов Италии. Кроме того, опубликовали так называемые проскрипционные списки, в которых были перечислены граждане, подлежащие казни с конфискацией имущества. Одни попали в эти списки как враги _________ и триумвиров, другие за то, что были богаты, а правительство нуждалось в деньгах. Нелегко приходилось и простому народу. Новые властители постоянно изобретали новые налоги и пошлины.

В Италии разыгралась новая гражданская война. Союз между Антонием и __________ был закреплен браком: Но доброта императора была только кажущейся. Он унаследовал только имя Цезаря, но не его характер. Если Цезарь умел прощать сдавшихся врагов, то ________ всем молившим его о пощаде отвечал тремя словами: “Ты должен умереть!”

Он был ловким дипломатом. Не будучи в силах победить Секста Помпея, он пошел на примирение с ним, так как народ, уставший от бедствий гражданской войны, жаждал мира.

Насилия и грабежи, чинимые триумвирами, возбудили против них всеобщее возмущение в Риме и в Италии. Тем временем положение в провинциях становилось все более опасным. Брут и Кассий переправили свои легионы в Македонию и двинули их навстречу войскам Антония и __________.

Осенью 42 г. до н.э. обе армии сошлись на равнине у города Филиппы в Македонии. Здесь завязалось жестокое сражение. На правом фланге Брут внезапным нападением захватил лагерь __________ и обратил его воинов в бегство. Но на другом крыле Антонию удалось потеснить войско Кассия и ворваться в лагерь республиканцев. Кассий в отчаянии покончил с собой.

Через несколько дней новая битва против легионов Брута закончилась полной победой. Не желая пережить катастрофу, Брут бросился на меч. После этого легионы Брута перешли на сторону Антония.

Положение триумвиров оставалось непрочным. Казна была пуста, а одержавшие победу воины требовали награды. Было решено, что Антоний постарается выжать средства из восточных провинций, уже достаточно истощенных поборами. Антоний отбыл в Малую Азию. Здесь, в киликийском городе Тарсе, он встретился с египетской царицей, знаменитой Клеопатрой, оказавшей роковое влияние на его судьбу.

Царица приплыла в Таре по реке на корабле с вызолоченной кормой, с пурпурными парусами и серебряными веслами. Весла погружались в воду под звуки флейт. Царица возлежала под золотым балдахином, по сторонам ее стояли мальчики с опахалами. Красивые рабыни стояли у руля. Берега реки были усеяны толпами народа, собравшегося посмотреть необычайное зрелище. Восхищенные люди верили, что на корабле плывет сама богиня красоты Афродита. Антоний устремился к царице и был встречен со сказочной пышностью. Антония она очаровала, и он утвердил ее власть в Египте.

В это время в Италии _________ пытался расплатиться с воинами, отбирая землю у мирных жителей и раздавая ее ветеранам, что вызвало против него всеобщее недовольство.

Союз между Антонием и ________ был закреплен браком. Доброта императора была только кажущейся. Он унаследовал только имя Цезаря, но не его характер, всем молившим его о пощаде отвечал тремя словами: “Ты должен умереть!”

Он был ловким дипломатом. Он пошел на примирение с Секстом Помпем, так как народ, уставший от бедствий гражданской войны, жаждал мира. Соглашение оказалось недолговечным. Уже на следующий год война возобновилась. Секст Помпей бежал в Малую Азию, где был схвачен и казнен по приказу Антония.

Торговля с провинциями наладилась, и голод в Риме прекратился. Второй триумвират прекратил свое существование. Властелинами Римского государства остались _________ и Антоний.

Стремясь привлечь к себе симпатии римлян, ________ прекратил проскрипции и конфискации имущества богатых людей. Беднякам стали регулярно раздавать бесплатно хлеб и даже масло, простил недоимки по налогам и предпринял большие общественные работы, чтобы дать заработок ремесленникам.

Между тем Марк Антоний отправился на Восток, где под его властью оказались богатые страны и среди них царство Птолемеев — Египет, еще не разграбленный римлянами. Разведясь с Октавией, Антоний торжественно отпраздновал свадьбу с Клеопатрой, от которой уже имел детей. Поведение Антония и его политика на Востоке вызвали волну возмущения в Риме: суеверные римляне объясняли поступки Антония влиянием любовных чар коварной египетской царицы. На самом же деле брак Антония с Клеопатрой был прежде всего политическим союзом, благодаря которому Антоний мирным путем получал колоссальные богатства Египта.

_____________ решил открыто выступить против Антония. 1 января 32 г. до н.э. он выступил в сенате и огласил попавшее к нему в руки завещание Антония, в котором тот приказывал похоронить его в Александрии, а своим наследником объявлял сына Клеопатры от Юлия Цезаря - Цезариона. Дети Клеопатры от Антония получали по этому завещанию римские провинции на Востоке: Финикию, Сирию, Армению и даже еще не завоеванную Парфию. Впечатление от этого выступления было столь велико, что сторонники Антония, в том числе оба консула и 300 сенаторов, боясь расправы, бежали из Рима. Оставшаяся часть сената лишила Антония всех полномочий и объявила войну Клеопатре.

Обе стороны энергично готовились к войне. 2 сентября 31 г. до н.э. у мыса Акция произошло решающее сражение. Флот _________ состоял из быстрых и легких судов, на носах которых были установлены тараны.

Около полудня поднялся ветер с моря, и Антоний, надеясь на мощь своих судов, двинулся навстречу противнику. Быстрые корабли ___________ по три-четыре судна нападали на неповоротливые громадные корабли Антония. Битва стала всеобщей, но исход ее был неясен. Вдруг 60 кораблей Клеопатры подняли паруса и обратились в бегство, пробиваясь сквозь сражающиеся корабли.

Бросив свой флот на произвол судьбы, Антоний последовал на быстроходном корабле за царицей. Оставшись без полководца, флот Антония потерпел поражение. Несколько дней спустя сдались и остававшиеся на берегу легионы Антония. ________ стал единоличным властителем Римского государства.

Летом 30 г. до н.э. ____________ начал вторжение в Египет. Легионы Антония перешли на его сторону. Антоний покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. Рассказывали, будто Клеопатра погибла от укуса ядовитой змеи.

Он не превратил Египет в римскую провинцию, а сделал своим личным владением, которым управляли назначенные им чиновники. Все доходы с этой богатейшей страны шли в личную казну. Возвратившись в Италию, __________ заплатил ветеранам обещанные деньги. Солдаты, отслужившие свой срок, получили почетную отставку и земельный надел.

Имя “сына божественного Цезаря” теперь значилось первым в списке сенаторов. Он был объявлен “принцепсом” - первым, как бы почетным главой сената. Главу государства называли теперь принцепсом, а государственный строй - принципатом.

• Прежде чем получить первую должность, _________ издержал на пиры и угощения больше 1000 талантов, большую часть которых взял взаймы.

Выбранный квестором ________ служил в Испании, а затем, вернувшись в Рим, выставил свою кандидатуру в эдилы. В обязанности эдилов входило украшение города, а также устройство игр и зрелищ. ________ украсил не только форум - место собраний римских граждан, но также и Капитолийский холм, где он построил портики и выставил для всеобщего обозрения свои великолепные коллекции. ________ решил также добиться звания великого понтифика - самой высокой жреческой должности в Риме. В это время жрецов, подобно другим магистратам, избирало народное собрание, и единственным различием было то, что их выбирали не на срок, а пожизненно. Должность великого понтифика имела не только религиозное, но и большое политическое значение, так как понтифики ведали календарем, завещаниями, ведением государственной летописи и списками должностных лиц. Соперниками ________ были виднейшие сенаторы. Выступить против них было большой дерзостью, и вся надежда _______ была на поддержку городской бедноты. Говорят, что в день выборов, уходя в народное собрание, Гай сказал матери: “Сегодня ты увидишь меня или великим понтификом, или изгнанником!” Его успех на выборах был бесспорен, сенаторы пришли в ужас и решили любыми средствами препятствовать дальнейшему продвижению этого опасного человека.

На следующий год ______ занимал в Риме должность претора - высшего судьи, пост, следующий по значению за консулом. Привлекая к суду вождей аристократической партии, Цезарь до того разгневал сенаторов, что те отстранили его от должности. Однако это вызвало волнение народа и решение сената пришлось отменить.

После этих событий _______ был назначен наместником провинции Испании, где надеялся обогатиться и расплатиться с неотложными долгами. Он предпринял завоевание западных областей Испании вплоть до самого океана. _______ со своими слугами проезжал бедный городок в Галлии, кто-то, желая развеселить полководца, смеясь, спросил его: “Неужели и в этой глуши люди тоже борются за власть, затевают интриги и завидуют друг другу?” — “Конечно, - ответил он. - И я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме!”

В Испании _______ впервые понял, что неограниченной власти, к которой он стремился, легче добиться, опираясь на преданное войско, чем на городскую бедноту. Целью своего пребывания в провинции, он считал прежде всего обогащение и создание верной ему армии. Он довел свое войско до трех легионов. Затем ______ предпринял завоевание западных областей Испании вплоть до самого океана. При приближении римских войск некоторые города сами отворяли ворота, но _________ искал не покорности, а денег. Заняв город, полководец сразу же отдавал его на разграбление. Некоторые города он спас от разрушения и даже освободил от части долгов, взяв с них за это в свою пользу огромный выкуп. За один год пребывания в Испании он нажил изрядное состояние. Солдаты, довольные щедростью полководца, провозгласили его императором. В республиканскую эпоху титул императора давался полководцу солдатами в награду за крупную победу. Полководец, удостоенный этого титула, по возвращении в Рим имел право на получение триумфа - торжественного въезда в столицу.

Однако от триумфа ________ пришлось на этот раз отказаться, чтобы не терять права добиваться должности консула, так как желающие получить триумф должны были ждать за пределами городской черты. Он торопился в Рим, чтобы выставить свою кандидатуру в консулы на следующий год.

___________ был избран консулом. Вместе с Крассом и Помпеем он создал Союз трех - триумвират вышел на форум и просил друзей помочь расправиться с теми, кто с оружием в руках мешает провести законы, нужные народу. Вскоре после этого Помпей с вооруженными людьми занял форум и таким образом добился утверждения угодных ему и _________ законов. Ветераны получили обещанную землю, Цезарю отводилась после консульства провинция Галлия и командование стоящими там четырьмя легионами. Богатые возможности этой страны казались ему залогом будущих триумфов. Народное собрание дало ему в управление Предальпийскую Галлию по обе стороны реки По. Началась продолжительная Галльская война.

Триумвирату, 7 лет державшему все нити управления, пришел конец с гибелью ближайшего друга и сподвижника _________ - Марка Красса, пытавшегося завоевать Парфию.

За 8 лет ожесточенных битв он взял штурмом более 800 городов, покорил 300 племен. Против римлян боролось 3 миллиона человек, из которых, как утверждал _________, один миллион он уничтожил, а еще один взял в плен. За время Галльской войны ________ в своем войске вырастил нескольких талантливых молодых командиров, которые впоследствии стали крупными полководцами.

Успехи ________ в Галлии вызвали беспокойство Помпея. После завоевания Галлии _________ сравнялся в славе с Помпеем, превосходя его награбленным в Галлии богатством. Это было решающим преимуществом в Риме: люди, добивавшиеся высоких должностей, открыто выставляли на площадях столики с деньгами для подкупа избирателей, и подкупленный народ приходил на голосование, чтобы мечами и дубинами бороться за тех, кто дал деньги. Государство уподобилось кораблю, потерявшему управление, и многие открыто говорили, что наступило время заменить республику монархией. Знатные считали наиболее подходящим правителем Помпея.

Достигнув реки Рубикон, считавшейся границей между Галлией и Италией, ________ долго стоял на берегу, не решаясь дать войскам приказ начать переправу. Переход границы означал бы начало гражданской войны. Наконец со словами “Жребий брошен!” он первым двинулся через реку.

Сенат поручил Помпею оборону столицы. В Риме поняли, что отстоять город не удастся, началось повальное бегство из столицы. Большинство сената, как и сам Помпей, покинуло Италию и бежало в Грецию. Цезарь вступил в Рим, не встретив сопротивлении. Помпей не успел вывезти государственную казну, она попала в руки победителя.

Подчинив Италию, ________ отправился в Испанию, где были расположены главные силы Помпея. После короткой, но жестокой войны армия Помпея капитулировала. Осенью в Риме _______ провозгласили диктатором. Остатки армии Помпея капитулировали, а сам он бежал в Египет, где был предательски убит.

После смерти Помпея _______, нуждаясь в деньгах, чтобы рассчитаться со своими ветеранами, отправился в Египет. В поисках опоры среди местного населения он решил вернуть из изгнания Клеопатру. Молодая царица села в маленькую лодку и под покровом ночи, имея лишь одного спутника, подплыла ко дворцу, занятому _________. Боясь попасть к врагам, она спряталась в мешок и была доставлена в покои _______. Прельщенный смелостью и красотой царицы, он возвел ее на престол, вступив с ней в брак.

Потери помпеянцев, по слухам, достигали 50 тысяч; сам же _______ потерял только 50 воинов. ________ вернулся в Рим, где отпраздновал триумф в честь всех одержанных им побед в Галлии, Египте, Малой Азии и в Африке. Воинам он раздал богатые подарки, а народу устроил грандиозное пиршество. На 22 тысячах столов выставили угощение для всех граждан. Гладиаторские бои на суше и на море довершили празднество.

Казалось, что теперь уже не существовало силы, способной уничтожить могущество _________. Утомленные смутами и гражданскими войнами, римляне видели в монархии единственную надежду на установление долгожданного покоя. ____________ получил звание пожизненного диктатора.

Чтобы крепче связать Рим с подчиненными ему провинциями, ________ предоставил многим провинциалам право римского гражданства. При нем начали чеканить золотую монету, чем значительно облегчили заморскую торговлю. На монетах вместо герба был изображен Цезарь, увенчанный лавровым венком.

Говорили, что теперь, когда ему не с кем соперничать, он соревнуется с самим собой, стремясь будущими подвигами превзойти уже совершенные. Армия требовала награды за испанскую войну, а денег в казне почти не было. Чтобы расплатиться с солдатами, приходилось начинать новую войну. Замышлявшийся им поход должен был затмить славу похода Александра.

Наследники

• Любимой присказкой ___________ была пословица: “Поспешай медленно”. Благодаря своей осторожности он благополучно прожил долгую жизнь и сумел избрать себе наследника – пасынка Тиберия, переход власти к которому произошел без всяких волнений.

• Перед тем как отправиться в поход, ________ решил упрочить свое положение в Риме, считая, что для этого лучше всего объявить себя царем и основать династию. Так как у него не было детей, он усыновил внука своей сестры, семнадцатилетнего Октавия.

Изменения, внесенные в календарь

• Сенат преподнес ему титул “август” (“податель благ”), который раньше присваивали только богам, а впоследствии стали носить все римские императоры. Титул “август” стал как бы вторым его именем, и потомки, отбросив все его прежние имена, стали звать его просто Август.

Кроме того, он получил также титул “отца отечества” и, как верховный главнокомандующий, носил титул императора.

Он был приравнен к богам, и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Шестой месяц римского календаря - секстилий - был переименован в честь принцепса.

• ________ пригласил в Рим египетских астрономов, которые под его руководством провели реформу, разбив год на 12 солнечных месяцев. К каждому четвертому году регулярно добавлялся дополнительный день, так называемый високосный. Введенный __________ календарь (юлианский) оказался настолько удобным, что получил распространение во всех странах Европы. В России им пользовались до Великой Октябрьской революции (так называемый старый стиль)

Месяц, на который приходился день рождения ________, был назван в его честь июлем. Римский календарь оказался самым точным из всех существовавших в древности, и введение его прославило имя Цезаря на тысячелетия.

Смерть знаменитых римлян

• Летом 14 года, спасаясь от римской жары, 77-летний принцепс отправился в город Ноллу (близ Неаполя), и там он заболел. Стало ясно, что смерть близка. Об его кончине сообщили 19 августа 14 г.н.э.

• Среди сенаторов возник заговор, ставивший целью уничтожить __________ и восстановить старые республиканские порядки. Число заговорщиков скоро достигло 60, и слухи о готовящемся покушении поползли по городу. Друзья предостерегали его и советовали ему усилить охрану, но он не прислушивался к многочисленным доносам, поступавшим к нему ежедневно. _______ овладела апатия. “Лучше, — говорил он, - один раз умереть, чем жить в постоянном страхе. Что предназначено судьбой, того не предотвратить. Самая лучшая смерть та, которая приходит неожиданно”.

Заговорщики решили убить диктатора в иды марта. В этот день должно было состояться заседание сената, на котором его предполагалось провозгласить царем всех заморских владений и разрешить ему носить царскую корону за пределами Италии. За несколько дней до этого какой-то гадатель предупредил ______, чтобы тот опасался мартовских ид. Гонимый честолюбием, _____ пренебрег советом жены и вышел из дому. По дороге они встретили гадателя, предупредившего его об опасности. “Почему не сбывается твое предсказание? - насмешливо спросил _________. - Иды марта пришли, а я все еще жив”. - “Пришли, но не прошли”, - будто бы ответил прорицатель. Эти слова стали потом поговоркой.

Когда ________ подошел к самому входу в курию, один из его приверженцев передал ему маленький свиток папируса с сообщением о готовящемся покушении. “Немедленно прочти это, - сказал он, - и не показывай никому. Здесь написано о важном для тебя деле”. Однако множество просителей отвлекли диктатора, и он вошел в сенат, так и не прочитав свитка. Между тем _______ вошел в курию, и все, стоя, приветствовали всесильного диктатора. Несколько десятков заговорщиков окружили кресло ________

Один из них, Туллий Кимвр, настойчиво стал просить вернуть из изгнания его брата. Когда _________ отказал, Туллий схватил диктатора за край тоги и, сильно дернув, оголил ему шею. Это было сигналом. Заговорщики, выхватив из-под плащей мечи, бросились на диктатора. Они договорились заранее, что каждый нанесет _______ хотя бы один удар, чтобы никто не мог утверждать, что он не виноват в совершившемся. Возникла свалка, и, целясь в _________, заговорщики переранили друг друга. Куда бы он ни бросался, всюду его встречали направленные на него мечи. Ему нанесли 23 раны, но только две из них были смертельны. Сенаторы молча взирали на происходящее, не смея ни вступиться за __________, ни даже позвать на помощь. Диктатор упал, обливаясь кровью, у подножия статуи Помпея. Казалось, что Помпей с удовольствием смотрит на противника, распростертого у его ног. Когда все было кончено, Марк Брут хотел обратиться с речью к сенату, но, очнувшись от оцепенения, сенаторы бросились бежать, распространяя по городу страх и смятение.

Задание 2. Составление плана статьи.

Составьте лист “Содержание” для вашего сборника (т.е. план текста)

Задание 3. Оформление обложки сборника.

Используя краски, карандаши, иллюстрации, цветную бумагу, в соответствии с тематикой оформите обложку. На обложке напишите имя исторического деятеля, даты его жизни, разместите портрет исторического деятеля.

Укажите составителя сборника (свою фамилию, имя).

Задание 4. Составление книжки – малышки.

Соберите все страницы сборника: обложка, содержание, восстановленный текст. Скрепите страницы при помощи стиплера.

Задание 5. Презентация работы.

Приготовьте презентацию вашей работы:

Расскажите об оформлении обложки.

Докажите, что вы правильно выбрали фрагменты биографии для своего сборника.

Конкурс ораторского искусства. Произнесите речь о вкладе знаменитого римлянина в историю. Помните, что выступление не должно превышать 30 секунд.

Результат урока.

У каждого обучающегося на парте создан мини проект “Книга о знаменитом римлянине для семейного чтения” или “для любознательных малышей начальной школы”.

Приложение 1. Контрольный лист для учителя (восстановленные тексты)

Приложение 2. Иллюстрации для оформления книги.