Рождественские рассказы Бориса Ганаго. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • обобщить то, что узнали ребята о рассказах, посвящённых Новогодним и Рождественским праздникам;
  • обратить внимание на своеобразие и неповторимость их, отметить то общее, что дало право объединить эти рассказы в единый цикл;
  • поговорить о добре, милосердии, сострадании к ближним, внимании к окружающему миру;
  • создать атмосферу праздника, вызвать стремление делать добро, помочь ощутить радость.

Тип урока: урок анализа текста.

Предварительная работа: учащиеся самостоятельно прочитали предложенные тексты.

Оформление класса: гирлянды, открытки, плакаты, ёлка с игрушками.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, церковная музыка, колокольный звон.

Ход урока

1. Звучит церковная музыка.

2. Вступительное слово учителя.

Новый год, Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей.

И читать о них тоже очень интересно.

– С каким событием связано Рождество?

Ребята включаются в беседу: для них Рождество связано с ожиданием чуда, счастья, радости.

Да, рождение Христа – великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им надежду на спасение души. Ребята, вы уже это знаете из Нового Завета. Вспомните, что в момент рождения Христа воссияла на небе Вифлеемская Звезда. И пришли на её свет волхвы и принесли дары младенцу Иисусу. Поэтому исстари принято на Рождество ходить со звездой и дарить подарки. А красавицу ёлку венчают звездой, и она сверкает под потолком, напоминая людям о Рождестве Христовом. Вот и мы украсили свой класс.

1 Слайд. Тема урока. Рождественские рассказы Бориса Ганаго.

2 Слайд. Эпиграф. Христос рождается! Славите!

Звон колоколов.

3 Слайд. Икона Рождество Христово.

О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, Богослужения, также из икон Рождества Христова. Перед вами одна из них.

Дети читают стихи: Т. Шелудякова – местная поэтесса.

Рождество.

На Святой Руси все знают:
Под метелицу порой
Праздник радостный встречают
Вместе с яркою звездой.

Рождество Христово было
Много-много лет назад.
Всем Писание открыло,
А Преданье подтвердило –
Это знают стар и млад.

Вифлеемом назывался
Палестины уголок.
И народ туда собрался,
Добирался, кто как мог.

И Иосиф, и Мари
Шли на перепись сюда.
Засветилась в небе синем
Вифлеемская Звезда.

Места не было под крышей.
Как устали! Путь далёк.
И в вертепе, как под нишей,
Засветился огонёк

Там по милости хозяйской
а завесой, при зверях,
Царь и Бог не в кущах райских
Появился, в яслях

Как чиста была Мария,
Светел был Младенец-Бог.
В небе ангелы парили.
И светился весь Восток.

Родился Христос! Спаситель!
Так Творец наш повелел.
С Рождеством теперь спешите
Всех поздравить на земле.

Рождественское С. Чёрный

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

Учитель. Я сегодня хочу познакомить вас с рассказами современного православного писателя Б.А. Ганаго.

Рождественский рассказ – это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал – хороший.

Беседа по рассказу “В Рождественскую ночь”

Слайды 4-5

  1. Кому перед сном молились дети вместе со своей мамой?
  2. Что они знали о святом Иннокентии Иркутском?
  3. Где был их папа?
  4. Что приснилось Елизавете?
  5. Что стали делать дети после слов матери?
  6. А в это время в поезде…
  7. Кого вдруг увидел машинист Григорий?
  8. Как были спасены пассажиры и почему это произошло?

Давайте прочитаем конец рассказа

Беседа по рассказу“ Спасение от огня”

Слайды 6-8

  1. Перескажите эпизод ожидания отца из города.
  2. Расскажите о пожаре на хуторе.
  3. Почему работник, рискуя собой, спас Федю?
  4. Как раскрылась тайна разбойника Мишки Петрова?
  5. О чём он,умирая, попросил Федю?

Учитель. Вспомним о нашем настроении перед праздником. Детские впечатления незабываемы : праздничная суета, подготовка сюрпризов, новогодние игрушки, аромат свечей, сверкание мишуры, и ёлочных украшений, добрые , светлые лица родных и близких…Так хочется, чтобы это повторялось опять.

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью существует горе, нужда и одиночество. Об этом наши следующие рассказы.

Беседа по рассказу “ Письмо Богу”.

Слайд 9.

  1. Как все готовятся к Празднику Рождества?
  2. Почему мальчик оказался на улице один?
  3. Почему старый писарь не торопился домой?
  4. Старик согласился написать письмо бесплатно? Почему?
  5. Что рассердило старого писаря?
  6. Как он узнал историю мальчика?
  7. Какой милосердный поступок совершил писарь? Чьи слова он вспомнил?
  8. Что такое милосердие?

Слайд 10. Рассказ “Машенька”

  1. Почему женщина вышла на улицу просить милостыню?
  2. Что поразило Машу в рассказе женщины?
  3. Перескажите разговор мамы и детей. Какое у детей было желание? Кого они ждали?
  4. Что говорят вам эти слова: “У Маши было удивительное сердце. Когда рядом радовались, и ей хотелось прыгать от счастья. Но если кому-то было больно, она не могла пройти мимо … И чужая боль  проникала в её сердце…”
  5. Какими словами можно определить поступок Маши? “ Но ни мама, ни малыши не подозревали, что девочка отдала им свою ёлку и подарки.”
  6. Что для вас значат слова: любовь, добро, сострадание?

Итоги урока.

– Что объединяет эти рассказы?

– Как много в жизни значит доброта?

– Заставили ли вас рассказы волноваться, переживать, сочувствовать, быть добрее самим?

– Какие добрые поступки захотелось вам совершить?

Учитель: Дорогие мои! Мы сегодня много узнали о Рождестве. Какой это добрый праздник! Я хочу, чтобы вы после нашего сегодняшнего разговора стали чуть-чуть добрее, милосерднее, сердечнее относиться к родным, друг к другу и несли капельки доброты в ваши семьи.

Поздравляю вас с Рождеством и Новым годом! Успехов вам и всего наилучшего!

Слайды 11-12

Домашнее задание: прочитать рассказ А. Куприна “ Чудесный доктор”. Нарисовать Рождественские открытки.

Праздничный звон

Презентация