Урок математики по теме "Чтение и запись многозначных чисел". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • закрепить умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа; закреплять навыки устных вычислений в пределах 1000000; решать задачи, уравнения и неравенства;
  • развивать мыслительные операции, воображение детей, интерес к предмету; на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе;
  • воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор, доска, мел

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Подтянулись все, посмотрели мне в глаза, улыбнулись друг другу и тихонько сели.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

2. Устный счет

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав загадку

(Слайд 2)

Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг –
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб –
Спасайся бегом!

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси отмечали праздник пчелы 30 апреля. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке (Слайд 3)
– Давайте посчитаем устно, поиграем в игру «Помоги пчёлке собрать мёд» (на пчелу)

3. Сообщение целей урока

– А вы знаете, ребята, как называется домик для пчёл? (Слайд 4) читаем про улей

– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке. Каждая пчела занимается своим делом, выполняя его на отлично. Пчелы хранят много тайн о себе, человек до сих пор не смог их всех разгадать. Сегодня мы попробуем заглянуть в таинственный мир пчёл. Но пчелы не расстаются со своими секретами легко, поэтому нам придется выполнить задания. Справившись с ними, мы узнаем много интересного. (Слайд 5)

  • Повторение нумерации в пределах 1000000.
  • Решение задач
  • Решение неравенств и уравнений
  • Несколько интересных чисел из мира пчёл
  • Графическая матрица

– Итак, в путь за пчелой. Запишите в тетради число, классная работа.

4.Работа над закреплением пройденного материала

1. Повторение нумерации в пределах 1000000

– На каждом улье есть леток – вход в улей. (Слайд 6)
– Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают правила дорожного движения и никогда не нарушают их. Те, кто прилетел с работы, входят по нижней части летка, те, кто улетает – по верхней. Соблюдению правил дорожного движения мы можем поучиться у пчёл.
– Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Назовите их (7009, 9999, 3250)
– назовите предыдущие и последующие числа для тех, которые вы видите на экране.
– запишите их в тетради в порядке возрастания. (Проверка на экране)
– Найдите лишнее число. (10000)
– Почему оно лишнее? (пятизначное.) (Возвращаемся на Слайд5)

2. Решение задач

– Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда открывается первый цветок. Давайте решим задачу (слайд 7).
“Рабочий день пчелы начинается с первым открывающимся цветком в 4 часа утра и заканчивается в 20 часов. Рабочий день ученика длится с 8 до 12 часов. Во сколько раз больше работает пчела? На сколько часов ученик трудится меньше пчелы?”
– Для удобства решения составим краткую запись. Выделим главные слова: о ком говорится в задаче? Что говорится о пчеле? Об ученике?
Пчела – с 4 ч до 20ч
Ученик – с 8ч до 12ч
В ? раз больше, на ? часов меньше (Слайд 8)
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Что нам нужно знать, чтобы ответить на него? (Нужно знать продолжительность рабочего дня пчелы и ученика.)
– Можем мы узнать продолжительность рабочего дня пчелы, ученика? (Да.) Как? Записываем 1 действие (20 – 4 = 16(ч.) – рабочий день пчелы.) Записываем 2 действие. (12 – 8 = 4(ч.) – рабочий день ученика.)
– Теперь мы можем ответить на вопросы задачи? (Да.)
– Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?
– Как узнать, насколько одно число больше или меньше другого? (Последующая проверка решения и записи ответа.)
(По щелчку на облачке появляется надпись «Физминутка»)
– Давайте, ребята, отдохнём.

5. Физминутка (о пчеле)

3. Задача на смекалку

– А вы знаете сколько глаз у пчёлки? (Слайд 9) У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.) (Возвращаемся на Слайд 5)

4. Решение неравенств и уравнений

– Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Выполнив задания, вы узнаете еще одну тайну (Слайд 10)

х < 12000 х – 50 = 409007 – 9000 х + 800 = 27800 + 96
у · 5 + 5097 у > 699999 у · 5 = 175 : 5

– Разбей записи на группы.
– Назови несколько решений каждого неравенства.
– Реши уравнения (по одному у доски, остальные в тетради)
После решения уравнений на экране открываются рисунки пчел разного возраста, выполняющие разные функции в улье (Слайд 11)
От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье. А какие пчёлы чистюли! Вот у кого можно поучиться порядку – в пчелином доме не найдешь ни одной мусоринки.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает (Возвращаемся на Слайд 5)

6. Электронная физминутка для глаз «Винни-Пух» (на облачко)

5.А сейчас несколько интересных чисел из мира пчел (Слайд 12)

  • Пчела может улететь от улья почти на 8 км и безошибочно найти дорогу обратно. Переведите километры в метры.
  • Для получения одного килограмма меда пчелы должны сделать четыре тысячи пятьсот вылетов и взять нектар с 10 млн цветков.

 – Запишите числа на доске и сравнить их

  • Чтобы приготовить 100 граммов меда, пчела иногда пролетает сорок шесть тысяч километров, это тоже самое, что облететь весь земной шар по экватору; рабочая пчела успевает опылить за день до семи тысяч цветков.

– Записать числа и сравнить их.

  • Сейчас в мире насчитывается около двадцати тысяч видов пчел.
  • Медоносная пчела машет крыльями со скоростью одиннадцать тысяч четыреста раз в минуту, создавая характерное жужжание.

– Запишите числа и сравните (по одному у доски)

(Возвращаемся на Слайд 5)

6. Графическая матрица (задание на развитие логического мышления).

– Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось. А вы можете сделать правильный вывод, и заполнить пустую клетку в квадрате с загадочными знаками? На обратной стороне правильно выбранной фигуры написано название страны и города, в котором люди воздвигли памятник пчеле (Слайд 13)
– Вы сделали правильный выбор и теперь знаете, что памятник пчеле находится в Японии в городе Гифу. А необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений. 8 – расстояние свыше 1000 метров, 0 – до цветка не более 100 метров.

6. Подведение итога урока

– Наш необычный урок подходит к концу. Мы выполнили все задания. (Возвращаемся на Слайд 5)
– Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов.
– А какую пользу для человека приносит пчела?
– Пчелиный век короток, но ни одно другое насекомое в мире не приносит человеку столько пользы. Целебны абсолютно все ее продукты. Перга – в сотах, хлеб для питания самих пчел и расплода. Чем больше прополиса остается в улье, а он обеззараживает воздух, тем здоровее семья. Прополис – прекрасный антисептик, очищает весь организм. Маточное молочко заменит любое лекарство, употребляя его, человек проживет 100 лет.
– Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Недаром в пословице молвится “Ни пчелы без жала, ни розы без шипов”. Все мы восхищаемся королевой цветов – розой, она радует нас своей красотой, восхитительным ароматом. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.

15.05.2012