Внеурочная деятельность по иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Высокий уровень лингвистического развития становится в современном мире всё более необходимым для достижения успеха в жизни. Сегодня успешный человек должен быть готов как к изучению иностранного языка, который ему понадобится в жизни, так и к межкультурному общению, что предполагает толерантное восприятие необычных проявлений чужой культуры. Любой язык – это огромный мир, живой, сложный, многогранный, вызывающий не только удивление, но и желание соприкоснуться со множеством его проявлений.

Межкультурный аспект школьного образования предполагает развитие способности и готовности учеников к межкультурной коммуникации. Поэтому перед педагогами стоит задача, как развить у учащихся способность к пониманию и признанию другой культуры, её самобытности, умение строить диалогические отношения.

Глубокому овладению языком, развитию языковых и речевых умений и творческого потенциала способствуют внеклассные занятия учащихся. Авторитет предмета, престиж иностранного языка находятся в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в школе. В условиях сельской школы внеклассная работа по иностранному языку компенсирует слабую информационно – культурную базу и отсутствие языковой среды. Я живу и работаю в сельской школе. Район наш по экономическому развитию тоже с преобладанием сельскохозяйственного сектора. На протяжении нескольких лет мы, учителя, преподающие немецкий и английский языки, реализуем наш творческий проект совместной внешкольной деятельности по расширению культурологических знаний школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, повышению мотивации к изучению иностранного языка Как руководитель районного МО, хотела бы поделиться опытом работы не только на уровне внеклассной, но и на уровне сотрудничества между школами района. В районе сложилась хорошая традиция проведения совместных детских праздников на иностранном языке. Как мы к этому пришли. Дело в том, что проявить себя в области знания иностранного языка есть возможность у учащихся 9–11-х классов в период проведения олимпиад разного уровня. Младшие и средние школьники демонстрировали свои знания на уровне школы. Поэтому педагоги района решили. что следует организовать такое детское мероприятие, которое даст возможность проявить себя учащимся среднего звена и начальной школы. Ученика надо увлечь, тогда не будет необходимости зазывать его или приказывать. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы определяет ее форму и содержание, которые нужно постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

На семинарах МО учителей ИЯ мы разработали программу проведения детского праздника, который получил название « Рождественский марафон». Это детское мероприятие мы приурочили к празднованию Рождества в европейских странах. Программа предполагала участие детей с 5-го по 8-й классы. Почему именно этот школьный возраст? Дело в том, что учащиеся этой ступени не участвуют в муниципальных олимпиадах, но творческого задора в этом возрасте предостаточно, а мотивация к изучению языка к 8-му классу в силу возрастных особенностей может снижаться.

Поскольку это творческое мероприятие должно было проходить на языке, мы придумали ряд конкурсов: сказка страны изучаемого языка ( ролевое исполнение), рождественская песня, грамматико-страноведческая викторина и кроссворды. Большую роль мы отводили украшению зала; каждая школьная команда приезжала со своей ёлочкой и набором игрушек. Игрушки были у членов жюри и за каждый заработанный балл игрушку вешали на ёлочку. Побеждает та команда, чью ёлочку украшало большее количество игрушек.

Первый опыт показал преимущества совместной работы разновозрастных детей, которая способствовала расширению культурного кругозора и общей эрудиции школьников.

Преемственность давала возможность усложнять языковой материал.

На следующий год мы проводили этот праздник под другим девизом. Также на заседаниях МО преподавателей иностранных языков школ района мы приняли решение о том, что наш предновогодний марафон будет посвящён национальному костюму страны изучаемого языка с обязательной защитой в форме, которую каждая школа выбирает сама, но обязательно должна звучать речь на немецком и английском языках. Конечно, мы «ломали головы», придумывая конкурсы и учитывая ошибки предыдущего мероприятия. Теперь вместо игрушек ёлочка, как традиционный атрибут праздника, получала красивые шишки. Шишки дети предварительно собрали и разукрасили в золотисто – серебристые цвета.

Со временем расширились рамки нашего сотрудничества. И в следующем году мы решили провести детский праздник на иностранном языке , который был назван «Весенний калейдоскоп» и приурочен к пасхальным дням. Тем более, что Пасха в тот период совпадала у всех христиан.

Что стояло в программе праздника. Во– первых, каждая школьная команда приезжала с соответствующими атрибутами (украшенное пасхальное дерево, расписные пасхальные яйца и т.д.), концертный номер. Это было домашнее задание. Во – вторых, на самом мероприятии проводились игры, конкурсы. Была организована ярмарка детских тематических поделок, которые привезли с собой команды – участницы.

В этом учебном году мы снова вернулись к нашим зимним праздникам. По общему мнению, это творческое мероприятие получилось наиболее интересным. Мы учли все замечания, все нюансы, отточили своё мастерство и успешно презентовали наш совместный проект.

Мы изменили форму участия команд. В этот раз каждая команда – участница приготовила музыкальную открытку – поздравление. Далее мы разбили всех участников на группы, независимо от того, в какой школе учатся дети. Теперь предстояло каждому зарабатывать себе баллы. И не только себе, но и команде. В этом случае надо показать умения общаться на иностранном языке с незнакомым ровесником. Каждый балл – это снежинка. И одно из конкурсных заданий было рассказать на иностранном языке, почему снежинка называется снежинкой или придумать небольшую сказку о снежинке

.Кроме того, в этом празднике во второй раз участвовали также дети из начальной школы. Контингент участников: 4-8 классы. Мы установили временной регламент выступлений и конкурсов. Это важный момент при подготовке подобных мероприятий.

В самом начале праздника детям было предложено отгадать загадки. Загадка задавалась на русском языке, ответ принимался на немецком и английском языках. Затем демонстрация « поздравительных открыток» от школ – участниц. На следующем этапе – конкурсном – деятельность детей организовывали Дед Мороз и Снегурочка. В каждой команде дети, представители обоих языков. Конкурсные задания попеременно шли на двух языках. Темп проведения праздника достаточно высокий. Мы не забыли о том, что и в этом случае необходима двигательная разминка. Получился самый весёлый и забавный конкурс: команды получили карточки, на которых были написаны названия игрушек на иностранном языке. Надо было украсить ёлку этими игрушками, показав игрушку, чьё название указано на карточках, используя пантомиму, мимику, жесты и физические упражнения. Учителя – предметники приготовили интересные и познавательные задания.

Немаловажное значение играет фактор награждения. Самые успешные награждались грамотами, призами, каждый участник получил сладкий приз. Это же новогоднее мероприятие. Праздник удался.

Я не привожу конкретных текстовых примеров – заданий, потому что каждый педагог владеет такой большой и разносторонней базой по своему предмету, что может разработать наиинтереснейший материал. Цель моей статьи – поделиться опытом реализации идеи совместной творческой деятельности учителей – предметников при реализации задачи повышения мотивации к изучению иностранного языка и культуры другой страны и, как следствие, создания условий для полного развития личности школьника.

Возникает вопрос, что даёт такая совместная деятельность. Очень много плюсов. Перечислю.

– Благодаря увлекательной, интересной и захватывающей форме проводимых совместных мероприятий, дети испытывают удовлетворение. Так, кто – то испытывает духовное наслаждение от участия в инсценировании сказки, исполнении песни, декламирования стихотворения, другие дети открывают в себе умение быстро находить друзей при общении на иностранном языке, а третьи заново открывают для себя своих товарищей, удивляясь их талантам. И у них появляется естественное желание проявить собственные таланты.

– Поскольку количественный состав участников ограничен, в школах проходит конкурсный отбор, что дополнительно мотивирует ученика проявить свои способности и умения при изучении иностранного языка. Можно сказать, что на деле проявляется самосознание и самопонимание, которое приводит к желанию, чтобы его, конкретного ребёнка « самоценность», была принята другими людьми.

– Мы не случайно при проведении таких мероприятий организовываем ярмарку поделок. Это даёт возможность детям быть причастными к мероприятию, даже если они не вошли в команду.

– Иноязычная культура – это мощный культурный пласт. Это замечательная детская литература, это музыка и фольклор, это живопись. Чтобы достойно представить команду на празднике, дети читают дополнительно произведения иностранных писателей, в Интернете подбирают соответствующую информацию. Конечно, главный помощник – это учитель, которого такая подготовка стимулирует к самообразованию, к постоянному саморазвитию.

– Учителя подбирают содержание и оформляют идеи. А дети от формы идут к содержанию и, продвигаясь к сути, увлекаются формой. Будучи ежегодными, такие праздники всё-таки не надоедают ребятам, так как содержательная сторона постоянно обновляется и изменяется.

Педагоги нашего района занимают активную позицию в деле просвещения, повышения уровня методической и языковой квалификации. Сотрудничество с коллегами, участие в совместных творческих проектах повышают статус учителя иностранного языка. Опыт работы учителей иностранного языка района подтверждает идею о том, что совместная внеклассная работа по иностранному языку играет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана решить такие задачи как: – усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;

  • расширение мировоззрения учеников; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
  • воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается

При организации участия в совместных мероприятиях от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учёт их возрастных и психологических особенностей, их интересов.

Есть ещё один немаловажный аспект, на котором я хотела бы остановиться. Это, конечно, роль родного языка и родной культуры. Заканчивая каждое такое мероприятие, в заключительном слове мы всегда подчёркиваем то общее, что объединяет народы, что позволяет им жить в мире и то, что является уникальным, характерным только для культуры конкретного народа, носителя конкретного языка. Важно, чтобы дети понимали, что и немецкий, и английский, и русский языки – это языки одной большой индоевропейской семьи языков.

Представленная выше совместная внеурочная деятельность помогает учителям в достижении такой цели преподавания иностранных языков, как развитие, прежде всего, социокультурной компетенции. А опыт участия детей в творческой совместной деятельности способствует формированию у них умений и навыков, которые могут быть востребованы как в других предметных областях в процессе обучения, так и в дальнейшей жизни, т.к. формируется коммуникативная культура школьника, способствующая его общему речевому развитию, расширению его кругозора, воспитанию нравственных качеств, чувств и эмоций.