Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях"

Разделы: Логопедия


Тип занятия: занятие обобщения и систематизации новых знаний.

Вид занятия: традиционный.

Цель занятия: формирование правильного произношения звука /Ш/ в спонтанной речи.

Задачи занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Автоматизировать звук {ш} в слогах, словах;
  • Познакомить детей с буквой Ш;

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать фонематические процессы;

3. Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать у детей навык самоконтроля за правильным произнесением поставленного звука.

Средства обучения: Предметные картинки по теме «Классификация предметов» на каждого ребенка по 4, цветная бумага, ножницы, счетные палочки, компьютер, флеш-карта.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент
  2. Этап формирования органов артикуляции
  3. Постановка цели занятия.
  4. Работа по теме занятия.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с новой буквой.
  7. Итог занятия.
  8. Домашнее задание.

Методы и приемы:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Логоритмика;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Формирование звукового анализа;
  • Развитие мелкой моторики руки;
  • Заучивание стихотворений, чистоговорок.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Презентация.

Приветствие детей.

Логопед: Дети, у нас на экране 4 картинки. Три между собой дружат, а одна лишняя, угадайте, какая и почему.

Дети: лишний тигр, он дикое животное, а остальные – домашние.

Л.: давайте вспомним, как мы объединяем предметы в одну группу

Просмотр презентации Классификация предметов» (Приложение 2) слайд 5.

Л.: Поиграем в игру «4 лишний». Разложите свои картинки на столах. Найдите лишнюю, покажите своему соседу по столу и объясните почему, эта картина лишняя.

II. Артикуляционная гимнастика /подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада шипящих звуков, развитие длительного выдоха/.

Л.: Cели ровно, а теперь будут работать наши язычки и губки.

Упражнение «Лягушка». /губы улыбаются/ слайд6.

Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Улыбнулись губки,
Вот и наши зубки.

Упражнение «Качели». Слайд 7

/кончик языка поднимаем к верхним зубкам и опускаем к нижним/

Сели дети на качели,
мы взлетели выше ели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись.

Упражнение «Чашечка» слайд 8

/передний край языка «заворачиваем» и поднимаем к нёбу/

Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй.

/каждое упражнение выполняем по 2-3 раза/

Л.: Вспомните, как называются звуки, при произнесении которых вам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык?

Д.: это гласные. А, О, У, И, Ы

Л.: споем их.

Поем гласные сопровождая их рукой. /А – открытая ладонь, О – пальцы соединены в кольцо,

У – два пальца вытянуты вперед, И – как бы растягиваем пальчиками улыбку, Ы – указательные пальцы обеих рук прижаты к уголкам рта. «зубки волка»/

III. Основная часть. Постановка цели занятия.

Л.: А как называются звуки, которые свистят, шумят, рычат.

Д.: Согласные.

Л.: Я прочитаю рассказ, а вы послушайте и запомните, какой согласный звук здесь встречается чаще всего.

Рассказ «Миша-шалун» слайд 8

Миша-шалун шалил с котенком. Котенок мяукал, бабушка отняла котенка. Миша обиделся и ушел в лес, увидел там шишку, кинул в нее шапку, в шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки, так и пошел Миша домой.

Л.: Так какой же согласный часто встречается в этом рассказе.

Д.: Звук /Ш/. Это песенка лопнувшего шарика – ш-ш-ш.

Л.: Сегодня мы будем правильно произносить этот звук в словах. Повторяйте вместе со мной.

Чистоговорки.

Ши-ши-ши-как конфеты хороши.
Шо-шо-шо-шо- мойте руки хорошо.
Шу-шу-шу-шу- я к столу вас приглашу.
Ша-ша-ша-ша- будем кушать неспеша.

Л.: Вспомните и назовите слова со звуком ш в рассказе «Миша шалун».

/Миша, шалун, бабушка, шишка, шалил, шапка, пошел/

Пересказ рассказа с помощью наглядных картинок. Слайд 8

Л.: Мы будем играть в игру «Подскажи словечко» Слайд 9

Сегодня все ликуют:
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …../шары/

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке,
Он веселая игрушка,
А зовут его …../ петрушка/

Л.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

IV. Физкультминутка.

Л.: Мы сидели, занимались, устали. Вот веселый медвежонок Мишка и зовет нас поиграть.

Логоритмическая пауза. Слайд 10

Мишка ложечкой звенит
Наших деток веселит.
Динь-динь-динь,
Наших деток веселит.
Мишка в дудочку дудит,
Наших деток веселит.
Ду-ду-ду-ду –
Наших деток веселит.
Мишка в барабан стучит,
Наших деток веселит,
Бум-бум-бум-бум –
Наших деток веселит

/дети выполняют движения по тексту песенки/

V. Знакомство с буквой Ш. Связь звука и буквы.

Л.: Звуки мы поем и слушаем, а что же мы пишем и читаем?

Д.: Буквы мы пишем и читаем, а звуки поем, говорим и слушаем.

  1. Рассматривание буквы Ш.
  2. Выкладывание буквы из палочек.
  3. Заучивание стихотворения: Слайд 11
    Буква ш, как гребешок,
    Куклу причеши, дружок.
    Три зубца рядочком ставим
    И внизу соединяем!
  4. Вырезывание буквы ш из цветной бумаги.

VI. Итог занятия.

Л.: Ребята, звук ш очень хитрый звук. Он может жить и в начале слова и в середине и в конце.

Посмотрите на картинки, назовите их. /кошка, мышка, шары, лягушка/ Найдите картинку, в названии которой звук ш стоит в начале слова. Слайд 12

Д.: Шары.

Л.: Вы, молодцы, отгадали все загадки, определили место звука ш в слове, правильно называли слова с этим звуком.

А дома найдете картинки, в названии которых звук ш стоит в конце слова и приклеите их в тетрадь.

Дети забирают домой вырезанные буквы, чтобы приклеить их в тетрадь.

Приложение 3.