Тип занятия: занятие обобщения и систематизации новых знаний.
Вид занятия: традиционный.
Цель занятия: формирование правильного произношения звука /Ш/ в спонтанной речи.
Задачи занятия:
1. Коррекционно-образовательные:
- Автоматизировать звук {ш} в слогах, словах;
- Познакомить детей с буквой Ш;
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематические процессы;
3. Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей навык самоконтроля за правильным произнесением поставленного звука.
Средства обучения: Предметные картинки по теме «Классификация предметов» на каждого ребенка по 4, цветная бумага, ножницы, счетные палочки, компьютер, флеш-карта.
Этапы занятия:
- Организационный момент
- Этап формирования органов артикуляции
- Постановка цели занятия.
- Работа по теме занятия.
- Физкультминутка
- Знакомство с новой буквой.
- Итог занятия.
- Домашнее задание.
Методы и приемы:
- Артикуляционная гимнастика;
- Логоритмика;
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Формирование звукового анализа;
- Развитие мелкой моторики руки;
- Заучивание стихотворений, чистоговорок.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие детей.
Логопед: Дети, у нас на экране 4 картинки. Три между собой дружат, а одна лишняя, угадайте, какая и почему.
Дети: лишний тигр, он дикое животное, а остальные – домашние.
Л.: давайте вспомним, как мы объединяем предметы в одну группу
Просмотр презентации Классификация предметов» (Приложение 2) слайд 5.
Л.: Поиграем в игру «4 лишний». Разложите свои картинки на столах. Найдите лишнюю, покажите своему соседу по столу и объясните почему, эта картина лишняя.
II. Артикуляционная гимнастика /подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада шипящих звуков, развитие длительного выдоха/.
Л.: Cели ровно, а теперь будут работать наши язычки и губки.
Упражнение «Лягушка». /губы улыбаются/ слайд6.
Подражаем мы лягушкам
Тянем губы прямо к ушкам.
Улыбнулись губки,
Вот и наши зубки.
Упражнение «Качели». Слайд 7
/кончик языка поднимаем к верхним зубкам и опускаем к нижним/
Сели дети на качели,
мы взлетели выше ели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись.
Упражнение «Чашечка» слайд 8
/передний край языка «заворачиваем» и поднимаем к нёбу/
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй.
/каждое упражнение выполняем по 2-3 раза/
Л.: Вспомните, как называются звуки, при произнесении которых вам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык?
Д.: это гласные. А, О, У, И, Ы
Л.: споем их.
Поем гласные сопровождая их рукой. /А – открытая ладонь, О – пальцы соединены в кольцо,
У – два пальца вытянуты вперед, И – как бы растягиваем пальчиками улыбку, Ы – указательные пальцы обеих рук прижаты к уголкам рта. «зубки волка»/
III. Основная часть. Постановка цели занятия.
Л.: А как называются звуки, которые свистят, шумят, рычат.
Д.: Согласные.
Л.: Я прочитаю рассказ, а вы послушайте и запомните, какой согласный звук здесь встречается чаще всего.
Рассказ «Миша-шалун» слайд 8
Миша-шалун шалил с котенком. Котенок мяукал, бабушка отняла котенка. Миша обиделся и ушел в лес, увидел там шишку, кинул в нее шапку, в шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки, так и пошел Миша домой.
Л.: Так какой же согласный часто встречается в этом рассказе.
Д.: Звук /Ш/. Это песенка лопнувшего шарика – ш-ш-ш.
Л.: Сегодня мы будем правильно произносить этот звук в словах. Повторяйте вместе со мной.
Чистоговорки.
Ши-ши-ши-как конфеты хороши.
Шо-шо-шо-шо- мойте руки хорошо.
Шу-шу-шу-шу- я к столу вас приглашу.
Ша-ша-ша-ша- будем кушать неспеша.
Л.: Вспомните и назовите слова со звуком ш в рассказе «Миша шалун».
/Миша, шалун, бабушка, шишка, шалил, шапка, пошел/
Пересказ рассказа с помощью наглядных картинок. Слайд 8
Л.: Мы будем играть в игру «Подскажи словечко» Слайд 9
Сегодня все ликуют:
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …../шары/
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке,
Он веселая игрушка,
А зовут его …../ петрушка/
Л.: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
IV. Физкультминутка.
Л.: Мы сидели, занимались, устали. Вот веселый медвежонок Мишка и зовет нас поиграть.
Логоритмическая пауза. Слайд 10
Мишка ложечкой звенит
Наших деток веселит.
Динь-динь-динь,
Наших деток веселит.
Мишка в дудочку дудит,
Наших деток веселит.
Ду-ду-ду-ду –
Наших деток веселит.
Мишка в барабан стучит,
Наших деток веселит,
Бум-бум-бум-бум –
Наших деток веселит
/дети выполняют движения по тексту песенки/
V. Знакомство с буквой Ш. Связь звука и буквы.
Л.: Звуки мы поем и слушаем, а что же мы пишем и читаем?
Д.: Буквы мы пишем и читаем, а звуки поем, говорим и слушаем.
- Рассматривание буквы Ш.
- Выкладывание буквы из палочек.
- Заучивание стихотворения: Слайд 11
Буква ш, как гребешок,
Куклу причеши, дружок.
Три зубца рядочком ставим
И внизу соединяем! - Вырезывание буквы ш из цветной бумаги.
VI. Итог занятия.
Л.: Ребята, звук ш очень хитрый звук. Он может жить и в начале слова и в середине и в конце.
Посмотрите на картинки, назовите их. /кошка, мышка, шары, лягушка/ Найдите картинку, в названии которой звук ш стоит в начале слова. Слайд 12
Д.: Шары.
Л.: Вы, молодцы, отгадали все загадки, определили место звука ш в слове, правильно называли слова с этим звуком.
А дома найдете картинки, в названии которых звук ш стоит в конце слова и приклеите их в тетрадь.
Дети забирают домой вырезанные буквы, чтобы приклеить их в тетрадь.