Урок физики по теме "Сила". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока: выяснить причины изменения скорости тел.

Задачи:

Обучающие: познакомить с понятием “сила”, “равнодействующая сил”, признаками действия силы и способами измерения силы. Сформировать понятие силы как количественной характеристики действия одного тела на другое.

Воспитательные: развить коммуникативные компетенции; формировать интерес учащихся к изучению физики.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Техническое обеспечение урока: интерактивное оборудование кабинета физики, динамометр демонстрационный и лабораторный, набор грузов, пружина.

План и конспект урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Изложение нового материала.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Закрепление.
  7. Задание на дом.
  Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя Деятельность обучающихся Время в мин
1 Организационный момент   Контролирует присутствие всего необходимого для занятия, обеспечивает недостающие материалы Концентрируют внимания, быстро включаются в деловой ритм 1
2 Актуализация знаний 2 Проводит диагностику (взаимодействие тел, изменение скорости тел при взаимодействии), контролирует уровень имеющихся знаний. Отвечают на вопросы, систематизируют знания о взаимодействии тел и происходящих при этом изменениях скорости 5
3 Целеполагание   Нацеливает обучающихся на изучение новой величины-силы.Мотивирует деятельность учащихся для решения поставленной цели. Понимают задачу и проникаются необходимостью решить её на уроке 4
4 Изложение нового материала 2 Организует работу класса при изучении материала в режиме онлайн. Управляет работой учащихся при выполнении записей в тетради. Использует наглядность. Ставит вопросы. Работают с учителем, воспринимают новый материал, отвечают на вопросы, осуществляют записи в тетради 10
5 Первичная проверка понимания   Организует диагностику знаний, формулирует вопросы:
1) Как теперь мы будем называть действие одного тела на другое?
2) Приведите примеры изменения скорости тела под действием силы.
3) Как сила обозначается на чертеже?
Определяет наличие пробелов в знаниях обучающихся.
Систематизируют материал и углубляют знания при ответах на вопросы, требующих мыслительной активности. 4
6 Изложение нового материала 1, 4, 5 Направляет деятельность обучающихся на выявление факторов, от которых зависит результат действия силы (точка приложения, направление, значение). Осознают факторы, от которых зависит результат действия силы. Выполняют записи в тетради 11
7 Закрепление   Выявляет возможности класса применять знания в новой ситуации, проводит фронтальный опрос по изученному материалу:
1) Какая величина является мерой взаимодействия тел?
2). Как называется единица силы?
3) Укажите силы на предложенных чертежах.
4) От чего зависит результат действия силы?
5) Как влияет встречный ветер на брошенный баскетболистом мяч?
6)Как меняется скорость тела, если к нему не приложена никакая сила?
Предлагает осуществить самоконтроль (индивидуально).
Отвечают на вопросы учителя, на компьютерах письменно отвечают на вопросы для самоконтроля 7
8 Задание на дом 3 Обобщение учителя. Сегодня на уроке мы познакомились с физической величиной – силой, ее обозначением, единицей измерения в Си. Выявили факторы, от которых зависит результат действия силы. Узнали, как изобразить силу на чертеже.Комментирует особенности выполнения домашнего задания.§11, подготовить рассказ о силе по обобщенному плану изучения физической величины.*На сайте: class-fizika.narod.ru/7_class.htm найти тест по данной теме и выполнить его письменно. Понимают домашнее задание и методику его выполнения 3

Ход урока

I. Актуализация знаний.

  1. Приведите примеры показывающие, что тела приходят в движение при взаимодействии с другими телами.
  2. Приведите примеры показывающие, что при взаимодействии меняются скорости обоих тел.
  3. Что называется инерцией?

II. Изучение нового материала.

1. Введение понятия “Сила”. Комментарий к интерактивной лекции «Сила. Единицы Силы».

Во всех приведенных вами примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.

Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.

Сила – физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой этого действия.

Известны четыре признака действия на тело силы: изменение скорости, изменение направления движения тела, изменение формы тела, изменение размеров тела. Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.

Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.

Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить.

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]

В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон? Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел, силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.

На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.

Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

Итак, можно сказать, что результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

2. Первичная проверка знаний

  1. Как теперь мы будем называть действие одного тела на другое?
  2. Приведите примеры изменения скорости тела под действием силы.
  3. Как сила обозначается на чертеже?

3. Измерение силы. Демонстрационный опыт и интерактивная модель «Измерение силы с помощью динамометра»

На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для этого используют прибор, который называется динамометром.

Демонстрация применения различных динамометров.

Динамометры бывают различного устройства. Главная часть динамометра – специально изготовленная стальная пружина, к которой прикреплена стрелка. Она перемещается по шкале, размеченной в единицах силы.

Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.

Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометр силомер.

Применяют также ртутные, гидравлические, электрические и другие динамометры.

В последнее время широко применяются электрические динамометры. Они состоят из датчика, который преобразует деформацию в электрический сигнал.

Для измерения больших сил, таких, например, как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры. Ими можно измерить силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.

4. Равнодействующая сила. Видеоролик-анимация и интерактивная лекция "Равнодействующая сил"

На практике часто, на одно и тоже тело действуют несколько сил. Иногда бывает необходимость заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой.

Силу, заменяющую действие нескольких других сил, называют равнодействующей силой. Она производит над телом такое же действие, как и заменяемые ею силы.

Равнодействующая двух сил, приложенных к телу, равна сумме этих сил, если их векторы сонаправлены, и разности этих сил, если их векторы противонаправлены. Равнодействующая сонаправленных сил направлена в ту же сторону, что и исходные силы, а равнодействующая противонаправленных сил направлена в сторону большей из исходных сил.

Если две силы, приложенные к одному и тому же телу, направлены противоположно и имеют одинаковую величину, то их называют уравновешенными силами. Равнодействующая таких сил равна нулю.

Направление или скорость движения тела меняются только тогда, когда на него действуют неуравновешенные силы. Если же на тело действуют только уравновешенные силы, то оно, либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно. Приведенные утверждения выражают закон покоя или равномерного прямолинейного движения тел.

III. Закрепление.

1. Вопросы:

  1. Какая величина является мерой взаимодействия тел?
  2. Как называется единица силы?
  3. Укажите силы на предложенных чертежах.
  4. От чего зависит результат действия силы?
  5. Как влияет встречный ветер на брошенный баскетболистом мяч?
  6. Как меняется скорость тела, если к нему не приложена никакая сила?

2. Упражнение № 11 (1, 2) – учебник: автор Перышкин А.В. “Физика 7 класс”.

IV. Рефлексия.

Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.

V. Домашнее задание.

  1. §§23, 28, 29.упр.№11(3);
  2. * На сайте: class-fizika.narod.ru/7_class.htm найти тест по данной теме и выполнить его письменно.

Презентация.