Обобщение по теме "Поет зима, аукает…" Урок чтения. ОС "Школа 2100". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Подготовка к проверочной работе.
  2. Расширение словарного запаса по теме “Зима”.
  3. Развитие речи детей.
  4. Обучение составлению текста-описания природных явлений.
  5. Побудить детей усовершенствовать свою работу (сочинение), сделать к ней рисунок для выставки о зиме.

Предварительная работа:

  1. Изучая произведения раздела, дети выписывают в тетрадь эпитеты, сравнения, образные выражения, использованные писателями и поэтами в описании зимы, снега, ветра и т.д.
  2. На каждом уроке русского языка и чтения проводится словарная работа в виде “аукционов”, где подбираются эпитеты, сравнения к предложенным словам.
  3. В группах делаются копии картин русских художников и несколькими предложениями описываются эти репродукции.
  4. На уроке изобразительного искусства делаются новогодние рисунки.

Оборудование урока:

  1. Рисунки детей.
  2. Презентация “Поёт зима, аукает…” Приложение 1
  3. Фильм Movie Maker (слайд 2) Приложение 2
  4. Иллюстрации зимних пейзажей.
  5. Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
  6. Учебники, тетради.

Ход урока

I. Организация класса. (Презентация. Слайд 1, заставка). Фильм. (Слайд 2)

- Мы каждый день любуемся такою красотой зимней природы. И вот…

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II. Артикуляционная и речевая разминка.

1. Блоки для чтения (Слайд 3)

2. Скороговорка (Слайд 4)

Везёт Сеня Саню с Соней на санях.
Санки скок, Сеню с ног,
Саню в бок, Соню в лоб,
С санок все в сугроб.

III. Проверка д/з.

1. Беседа, объявление темы и целей урока

- Как называется изученный раздел? О чём он? (“Поёт зима, аукает…” Здесь собраны произведения о зиме).
- Кто автор этой цитаты? (Сергей Есенин).
- На этом уроке мы готовимся к проверочной работе, пробуем подбирать подходящие слова и красивые выражения, чтобы описать зиму, и будем писать сочинение. Для этого будем обращаться к мастерам картинной (художественной) речи.

2. Проверка по разделу.

- Проверим, как вы знаете изученные произведения. Постройте цепочку “писатель – название произведения – жанр”. (Слайд 5)
- Назовите произведения раздела, о которых напоминают ваши рисунки. (Юнна Мориц “Настоящий секрет”, Агния Барто “В защиту Деда Мороза”, Виктор Драгунский “Кот в сапогах”, Александр Башлачёв “Рождественская”).
- Это произведения о… (новогодних праздниках).
- А теперь ваш секрет для товарищей. Узнать надо автора и название стиха по отрывку. (Дети читают наизусть подготовленные дома отрывки стихов, их товарищи называют авторов и названия произведений).

IV. Работа по теме урока: развитие речи по теме “Зима”.

1. Аукцион знаний:

- Подобрать эпитеты к слову “иней”. (1 мин)

(Алмазный, бахромчатый, белый, блестящий, бриллиантовый, голубой, жемчужный, искристый, искрящийся, кружевной, лёгкий, нежный, ослепительный, пушистый, серебристый, серебряный, синий, хрустальный).

2. Составление предложений.

а) Используя цитаты:

- Просмотрите цитаты, записанные в тетрадях, и придумайте свои предложения, воспользовавшись образными выражениями поэтов.

б) По картинкам:

- Я начинаю предложение, а вы продолжите его.

  • Земля надела … (торжественный белый наряд).
  • Все деревья от инея … (стали белыми и пушистыми, словно лебединый пух); (в инее, как в лёгком белом облаке).
  • На лапки елей лёг … (серебристый снег).
  • Удивительно красивы … (иголочки сосны в жемчужном инее).

3. Загадки для гостей.

- По нашим копиям и описаниям узнать картины великих русских художников.

  • Иван Ильич Шишкин “На севере диком” (Слайды 6-10)

Алёна. 1. Блестящая заснеженная ель одиноко стоит на каменной скале.
Дима К. 2. Тусклое зимнее солнце освещает её.
Поля. 3. Иссиня-седое хмурое небо вот-вот заплачет обильным снегопадом.

  • Алексей Кондратьевич Саврасов “Зима” (Слайды 11-14)

Карина. 1. Пришла долгожданная зима и укутала всё вокруг: и покосившийся домик, и кривую ель.
Вова Т. 2. Всё теперь в снежных шубах и шапках.
Серёжа. 3. Зимняя одежда земли сверкает под лучами холодного солнца, как бриллианты.

  • Игорь Эммануилович Грабарь “Зимний пейзаж” (Слайды 15-18)

Галя. 1. На опушке зимнего леса стоят, как хрустальные, берёзки в инее.
Андрей. 2. Молодые зелёные ёлочки окружили их стайкой.
Миша. 3. Кажется, что подбежать к ним хотят, да завязли в глубоком снегу.

  • Аркадий Александрович Пластов “Первый снег” (Слайды19-22)

Игорь. 1. Дети увидели первый снег и выскочили из дома. Всё вокруг было покрыто белым одеялом.
Дима Х. 2. Большие хлопья снега опускались детям на лица, на деревья, на одинокого пешехода. С радостью в чистом снегу купалась ворона.

V. Физкультминутка.

Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лисица
Притаилась и сидит,
Ну, а снег летит, летит.
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
Солнце светит в небесах.
Скачет по полю лиса.
Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся
И домой к себе вернёмся.

VI. Коллективная работа.

1. Беседа, составление плана.

- А сейчас мы с вами попробуем вместе написать сочинение-описание зимы. Какой бы вам хотелось написать текст – художественный или научный? (Художественный. Ведь мы столько красивых описаний прочитали у мастеров слова).
- Какое рабочее название сочинения у нас будет? (Зима).
- Я его записываю на доске, потом вы его уточните и запишите каждый своё.
- Всегда ли бывает ясная солнечная погода? (Нет, не всегда. Зимой бывают и погожие дни, и хмурые, и часто дуют пурги).
- Какой бы день вам хотелось описать и почему? (Хотелось бы описать солнечный день, потому что от солнечного дня поднимается настроение).
- Из скольких частей будет состоять наше сочинение? (Из трёх).
- О чём будем говорить в каждой части? (Параллельно с ответами детей учитель записывает план на доске. Первая часть – начало. В ней скажем о том, что пришла зима. Вторая – основная часть. В ней расскажем о красоте зимнего ясного дня. Учитель оставляет место для более детального перечисления явлений, которые будут описаны. Третья часть – концовка. В ней выразим своё отношение к красоте зимнего дня).
- Давайте уточним, что мы будем описывать в основной части? (Учитель записывает. Снег, снежинки, дома, кусты).

На доске получился план:

Зима
План

I. Начало.
II. Основная часть.

  1. Снег.
  2. Снежинки.
  3. Дома.
  4. Кусты.

III. Конец.

Каким всё стало? (Моё отношение к происходящему)

2. Коллективное написание сочинения.

- Первую строчку оставим пустой, в конце работы запишите подходящее название.

(Работа проводится вместе с учителем. Дети по каждому пункту придумывают предложения, корректируют их, записывают под диктовку. Примерный текст:

Пришла долгожданная зима. Всё вокруг покрылось пушистым белоснежным ковром.

Выглянуло солнышко, и заискрился снег бриллиантами. Заиграли снежинки под его лучиками всеми цветами радуги. Дома стоят важные, в белых зимних шапках. А возле них кустики, как дети малые, у которых из-под шапок и носа не видать.

Всё вокруг белым-бело: чистое, нарядное! До чего прекрасен ясный зимний день!)

- Запишите название рассказа на пустой строчке. (Зимний день. Белоснежная зима)

VII. Итог урока, домашнее задание.

- Понравилось ли вам описание зимнего дня?
- Довольны ли своей работой на уроке?
- Что считаете самым удачным на уроке?
- Описание можно расширить, сделать более подробным. Это дома могут сделать все желающие. Сделайте рисунок к своему сочинению для выставки о зиме.

9.05.2012

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306