00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Урок внеклассного чтения "Чтоб летали мы все и росли!"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • продолжить работу по формированию навыков правильного осознанного чтения;
  • развивать монологическую речь, творческие способности детей;
  • развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, находить и отбирать требуемую информацию, анализировать полученные сведения;
  • расширять кругозор, словарный запас учащихся;
  • вспомнить, перечислить этапы развития космонавтики, конструкторские изобретения, ставшие решающими факторами в деле «победы человека над космосом» и принесшие славу и приоритет советской науке;
  • воспитывать чувство гордости за свою родину;
  • воспитывать толерантность.

Ход урока

(слайд 1)
Из всех картин природы, развертывающихся перед нашими глазами, самая величественная - картина звездного неба. Мы часто любуемся ею в ясные безлунные ночи, и она будит наше воображение. Люди разных стран давно мечтали проникнуть в космос.

- Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики)

- Почему именно этот день вошел в историю?

А с чего же все начиналось? Сегодня мы поговорим об освоении космоса, о людях, которые побывали в космосе, имели возможность увидеть картину Вселенной с борта космического корабля. Какими были эти люди? Какие черты характера помогли им стать космонавтами? Все это постараемся выяснить на уроке.

(слайд 2)

Началом космической эры считается 1957 год. 4 октября 1957 года СССР произвел запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Ровно через месяц был запущен второй спутник с необычным пассажиром. (слайд 3) Кто был этим пассажиром, мы узнаем, прочитав, главы из книги Владимира Степановича Губарева «В открытом космосе».

(слайд 4) Убедившись в том, что собаки и другие живые существа возвращались целыми и невредимыми, к первому полету в космос стали готовить людей.

Как вы думаете, на что в первую очередь обращали внимание при отборе будущих космонавтов?

Вы много назвали качеств, которыми должен обладать космонавт. Но одно качество, которое было необходимо, названо не было. Это качество... умение переносить одиночество.

(слайд 5) В книге Юрия Марковича Нагибина «Рассказы о Гагарине» говорится о том, как с этим испытанием справился Юрий Алексеевич Гагарин.

(слайд 6) Что собой представляет сурдокамера? Те, кто побывал в сурдокамере, говорили, что это «мир тишины, мир абсолютного безмолвия».

(слайд 7) Почему же Королев из десятка претендентов выбрал именно Гагарина?

(слайд 8) Итак, 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полёт на корабле-спутнике «Восток». Во время полета Юрий Гагарин постоянно держал связь с Землей, отрывок из этого разговора приведен в книге Нагибина.

(слайд 9,10) Что нового вы узнали о характере Гагарина, прочитав этот отрывок? Что вас в его разговоре удивило? Так каким же был Юрий Алексеевич? Какие личностные качества помогли ему стать космонавтом?

(слайд 11) В заключении урока прочитаем стихотворение Юнны Мориц «Чтоб летали мы все и росли».

Чтоб летали мы все и росли

Не растёт в огороде сосиска,
Бублик с маком,
Башмак и портфель,
А растут помидоры,
Горох и редиска -
Да и те замерзают в метель.

Но зато и зимой, и весною,
Даже если пурга на дворе,
Могут крылья
Прекрасно расти за спиною,
Могут мысли расти в голове!

Разве можно достичь изобилья,
Что-то новое
Изобрести,
Если светлые мысли
И сильные крылья
У людей перестанут расти?

Тут как тут
Лилипутами станут
Все на свете -
И мы же с тобой!-
Если крылья и мысли
Расти перестанут
Круглый год, при погоде любой!

И пещерной покроются пылью
Микроскоп,
Телескоп,
Контрабас,
Если светлые мысли
И сильные крылья
Вдруг расти перестанут у нас.

Наше сердце немедленно стиснут
Скука вместе с зелёной тоской,
Если мысли прокиснут,
А крылья обвиснут,
Как лохмотья в пучине морской!

Так давайте нажмём на педали
И не станем зевать на мели, -
Чтобы крылья и мысли
Росли и летали,
Чтоб летали мы все и росли!

О чем это стихотворение? В чем заключается его главная мысль? К чему призывает Юнна Мориц читателей?

В освоении космоса рано ставить точку. И возможно, что кто-то из вас откроет новые звезды, напишет интересные рассказы о космосе или даже побывает в космическом пространстве.

Информация для учителя

Губарев Владимир Степанович (1938 г.р.) - автор ряда книг о космосе.

Нагибин Юрий Маркович (1920 - 1994 гг) - русский писатель и сценарист.

Оба эти писателя присутствовали на космодроме «Байконур» во время запуска ракет. Они лично встречались с известными учеными, брали интервью у таких космонавтов как Юрий Гагарин, Григорий Гречко, Юрий Романенко, Алексей Леонов.

Губарев В.С. работал специальным корреспондентом «Комсомольской правды», писал статьи о космосе. За пропаганду достижений космонавтики Владимиру Губареву в 1974 г. присуждена премия Ленинского комсомола Он награжден дипломом имени Юрия Гагарина, медалью имени С.П. Королева.

Информационные ресурсы:

Электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

Презентация