Интеграция основного и дополнительного образования в лицее

Разделы: Администрирование школы


В идеале весь образ жизни ребенка,
каждый квадратный метр его жизни
должен быть заполнен образованием.

А.С.Макаренко

На современном этапе развития общества, характеризующемся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями, необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий. В связи с этим идет постоянный поиск новых форм организации обучения.

Сейчас недостаточно просто передать ученику определенную сумму базовых знаний. Образование должно дать каждому человеку умение самостоятельно осваивать новую информацию, формировать способность к творчеству.

Образовательный процесс в современной школе должен помочь учащимся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Поэтому одной из приоритетных задач школьного образования становится развитие личности ребенка.

Необходимость развития “практики дополнительного образования” подчеркнута в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”. Вопрос о развитии школьного дополнительного образования является очень важным. Наряду с творческими и спортивными секциями и студиями мы стали активно развивать и внедрять в практику кружки, клубы, курсы, ориентированные на углубленное изучение школьных дисциплин, развитие познавательной самостоятельности, исследовательской культуры, подготовку одаренных детей к олимпиадам и конференциям.

Основное и дополнительное образование в лицее не изолированы друг от друга. Дополнительное образование расширяет и углубляет основное, делает мир знаний более ярким и рельефным. Именно дополнительное образование дает детям возможность применить на практике тот опыт, который получают в изучении школьных наук основного курса.

Организация непрерывного образования достигается двумя процессами: воспитание у детей потребности в приобретении знаний, умения распоряжаться ими и обеспечение возможности для получения полноценного образования через систему дополнительного образования.

Обычно термином “дополнительного образования детей” характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка, в соответствии с его желаниями и потребностями. По “местоположению” в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного стандарта. Но между тем основу современного дополнительного образования составляет образовательный блок и его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые не могут быть реализованы в рамках предметного образования.

“Изюминку” дополнительного образования составляет то, что программы не транслируются сверху.

Дополнительное образование – это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.

Цель дополнительного образования: создание условий для развития и реализации интересов, способностей, наклонностей и талантов детей для их самореализации и самоопределения.

Задачи дополнительного образования:

  • Изучение интересов и потребностей детей
  • Формирование условий для создания единого образовательного пространства
  • Расширение видов творческой деятельности
  • Обращение к личностным проблемам учащихся, формирование их нравственных качеств, творческой социальной активности.

В условиях лицея дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Это позволяет увеличить пространство ребенка, в котором развиваются творческая и познавательная активность, реализуются личные качества. Поэтому концепцию дополнительного образования мы строим на личностно ориентированной системе.

Основные принципы дополнительного образования:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • единство обучения, воспитания и развития;
  • практико-деятельная, исследовательская основа образовательного процесса.

Условия реализации задач дополнительного образования:

  • четкое определение целей;
  • целостность всей образовательной среды лицея;
  • необходимый уровень знаний, умений и навыков учащихся;
  • поддержка существующих школьных традиций;
  • интеграция основного и дополнительного образования.

Дополнительное образование обладает мощным образовательным потенциалом, позволяет повысить уровень общего развития учащихся.

Одной из самых традиционных форм дополнительного образования является кружок.

Кружок – это среда общения и совместной деятельности детей, объединенных по интересам. Занятия в кружке позволяют детям удовлетворить разнообразные интересы. Кружок – это начальный этап реализации программ дополнительного образования.

Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами; это своего рода мастерская для подготовки детей в разных областях искусства.

Элективные курсы и спецкурсы – расширение знаний учащихся, подготовка к экзаменам, олимпиадам, конференциям.

Образовательный процесс, организованный в лицее в системе дополнительного образования отвечает следующим требованиям:

  • имеет развивающий характер;
  • разнообразен по формам, так и по содержанию;
  • базируется на развивающих методах обучения.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования имеет отличительные черты:

  • осуществляется в свободное от учебы время и отличается свободой выбора и возможностью смены сферы деятельности;
  • характеризуется добровольностью;
  • носит неформальный и комфортный характер для всех ее участников.

Для организации дополнительного образования существует много форм и моделей. Изучив все их, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой для нас является – модель организации школы полного дня.

В нашем понимании школа полного дня – это школа, реализующая как программы базового образования, так и расширенного профильного и углубленного образования по предметам, имеющая развитую систему факультативов, элективных курсов, дополнительного образования и широко применяющая Здоровьесберегающие технологии.

Главной задачей школы полного дня мы определили – обеспечение максимальной удовлетворенности потребителей и родителей, реализация социального заказа.

Дополнительное образование выполняет адаптивную функцию. Полная интеграция основного и дополнительного образования – необходимое условие организации образовательного процесса в школе полного дня.

Дополнительное образование рассматривается как динамическая модель, в основе которой лежат принципы:

  • соответствия возможности школы и потребностей учащихся;
  • демократичности и гуманизма;
  • создание свободного пространства для инициативы ребенка;
  • практико-деятельного обучения.

Главной специфической чертой дополнительного образования в лицее является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение “воспитательного поля” лицея, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

Интеграция – процесс объединения усилий различных педагогов в единое целое для достижения поставленной цели. Каждая интегративная модель уникальна и вариантов ее построения множество. Мы создаем модель, в которой дополнительное образование становится равноправным компонентом единого образовательного пространства, которое ориентировано на создание одаренности детей в разных предметных областях. Лицеисты имеют возможность пройти через широкую систему дополнительного образования, органично включенную в режим работы лицея.

Образовательная среда лицея состоит из 2-х частей: учебная работа и дополнительное образование. Создать образовательную среду на уроке – это задача учителя. Раскрыть потенциальные возможности учащихся в разных сферах деятельности – это задача дополнительного образования.

Интеграция основного и дополнительного образования стала возможной в лицее за счет проведения следующих шагов:

  • включение учащихся в разные виды деятельности;
  • связь с высшей школой;
  • поддержка процесса самоопределения личности.

В основу интеграции основного и дополнительного образования мы закладываем следующие принципы:

  • развития личности, основой которого является преемственность в между базовым и дополнительным образованием (спецкурсы, элективные курсы);
  • преемственности в расширении знаний (кружки);
  • взаимосвязь базового компонента и системы дополнительного образования. Здесь работа идет по 2-м направлениям:

1 направление: курсы развивающего и исследовательского характера. На каких занятиях происходит:

  • углубление полученных знаний на уроке с выходом на решение задач исследовательского характера;
  • спецкурсы (подготовка к экзаменам). К ведению спецкурсов привлекаются преподаватели вузов и опытные, высокообразованные педагоги лицея. Они помогают детям выстроить индивидуальную траекторию обучения, выводят ребенка на более высокий уровень развития.

2 направление: научное общество “Ломоносовцы”, в рамках МАН.

После того как была определена модель организации дополнительного образования – школа полного дня, нами было разработано в 2009г. “Положение о центре дополнительного образования”, в котором сформулированы цели, задачи дополнительного образования, определены основы деятельности и показатели результативности. Затем каждое методическое объединение представило в методический центр разработки программ кружков и элективных курсов. Для ознакомления учащихся и родителей, в 2010г., была проведена Ярмарка кружков и элективных курсов, где мы представили свои программы (больше авторские).

В этом году мы расширили сферу деятельности в системе дополнительного образования – заключили договор о сотрудничестве с ДТЮ.

В настоящее время можно говорить о сложившейся структуре дополнительного образования.

I. Гуманитарный модуль – позволяет расширять знания, в рамках образовательных областей “Филология”, “История и обществознание”.

  • Человек и общество
  • Актуальные вопросы отечественной истории
  • Юный филолог
  • Любители русского языка
  • Углубленное изучение синтаксиса и речевая культура школьника.
  • Риторика

II. Естественно-научный модуль – расширяет знания учащихся по “Математике”, “Физике”, “Информатике”, “Химии, биологии и экологии”. В процессе преподавания курсов данного модуля большое внимание уделяется решению исследовательских задач и эксперименту.

  • Основы аналитической химии
  • Физическое общество
  • Основы экологии
  • Юный исследователь
  • Занимательная арифметика
  • Создание электронного портфолио
  • Языки программирования
  • Практикум по информатике
  • Практикум по химии, биологии
  • Решение математических задач повышенной сложности
  • Избранные вопросы математики
  • Эксперимент в физике

III. Социально-коммуникативный модуль

  • Театральная студия
  • Хореографическая студия
  • Вокальная студия
  • Изостудия
  • Психологический театр
  • Кинолекторий

IV. Компенсирующий модуль. Повышенный уровень интеллектуальной деятельности должен компенсироваться предметами, в которых имеется двигательная активность в сочетании с умственной:

  • Игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол)
  • Шахматы
  • Силовые единоборства
  • “Красивые глазки”
  • Декоративно-прикладное искусство (домашняя академия, бисероплетение, мир искусства, поэзия народного творчества).

Для организации дополнительного образования мы привлекаем не только педагогов системы дополнительного образования, но и педагогов лицея. Не у всех сразу, получается “перестроиться” на работу в системе дополнительного образования, уловить специфику деятельности. Поэтому в лицее для педагогов проводились консультации: формы проведения занятий; особенности написания программ и др.

Таким образом, дополнительное образование в лицее вносит существенный вклад в образовательный процесс лицея.

По отношению к общей системе образования дополнительного образования является подсистемой, но одновременно оно рассматривается как самостоятельная образовательная система. При реализации школы полного дня, мы говорим о целостной, разноуровневой, многоступенчатой системе дополнительного образования, которая отличается открытостью и вариативностью.

Мы планируем, дальнейшее развитие системы дополнительного образования, т.к. оно создает условия для развития уникальной личности, именно в этой сфере, возможно, организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность.