Урок-исследование "Пернатые изобретатели (птицы)"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Подготовительная работа:

Цель работы: формирование исследовательских умений учащихся.

Дети разбились на 4 группы, каждая изучала определенный круг вопросов по данной теме, но более глубоко, чем в учебнике. Группы работали отдельно друг от друга.

1 группа – изучала строение птиц, особенности скелета и внутренних органовпо наглядному пособию – скелету птицы;
2 группа – исследовала перья, рассматривала их через лупу, изучала виды перьев: пуховые, покровные, маховые, рулевые;
3 группа – изучала особенности размножения птиц, строения гнезд, исследовала поступление воздуха к зародышу через скорлупу (опыт).
4 группа – изучала расселение птиц по планете на всех материках (по глобусу) иприродных зонах (по карте), наблюдала за особенностями их внешнего вида в зависимости от условий обитания.

В ходе подготовительной работы используются разные методы и приемы обучения:

  • изучение научно-познавательной литературы, ее сравнительный анализ – дополнительные сведения о некоторых видах птиц;
  • наблюдение с последующими выводами – за повадками птиц, постройкой гнезд весной;
  • исследование – изучение перьев под лупой;
  • проведение опыта и его анализ – обнаружение пор для воздуха на скорлупе;
  • работа с наглядно-дидактическим материалом – изучение скелета, чучела птицы;
  • практическая работа с таблицами – обнаружение особенностей внешнего вида птиц в зависимости от условий обитания;
  • работа с картой, глобусом – расселение птиц по планете.

Форма урока: деловая игра.

Цели:

  • познакомить учащихся с птицами, с особенностями их строения
  • исследовать перья птиц, определить их роль в полете;
  • учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.

Оборудование: таблички-названия лабораторий, чучело птицы, ее скелет, перья, лупы, птичьи гнезда, результат опыта со скорлупой, глобусы, карта, таблицы, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

(Дети сидят группами).

– Сегодня наш класс превратился в научно-исследовательский институт, мы присутствуем на заседании кафедры «Окружающий мир» (слайд 1). В нашем институте работают 4 лаборатории. Давайте познакомимся с ними:

1) Научно-аналитическая
2) Исследовательская
3) Опытно-экспериментальная
4) Биолого-географическая

В каждой из них работают наши научные сотрудники – кандидаты биологических наук, будущие ученые – профессора.

II. Постановка проблемной ситуации

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с многообразием живых организмов, с особенностями их строения и жизнедеятельностью. Говорить мы будем о птицах. (Слайд 2).
Скажите, что вы знаете о них, что вас сразу в них привлекает? (Умеют летать, есть крылья, клюв, перья, откладывают яйца, из которых потом появляются птенцы…)
– Мы с вами также знаем, что летать могут и бабочки, и стрекозы, и даже летучие мыши. Но никто не может летать так быстро, так высоко и на такие дальние расстояния. И вот сегодня мы должны с вами попытаться ответить на главный вопрос:
– Какие же «изобретения» помогают птицам так летать? (Слайд 3)
Поэтому и тему нашего заседания выберем следующую: пернатые изобретатели.
Каждая лаборатория в течение последней недели изучала птиц. Работали они отдельно друг от друга и рассматривали разные вопросы. И вот к сегодняшнему заседанию подготовили свои рабочие отчеты, с которыми нас сейчас и познакомят.

III. Выступления учащихся о работе своих групп

1) Научно-аналитическая лаборатория (слайд 4)

А) Наша лаборатория изучала строение птиц. Мы думали, почему же птицы могут летать?
Оказывается, всё, что находится в теле птицы приспособлено к полёту.
Давайте посмотрим на внешний вид птицы (слайд 5). Вы знаете, что у животных есть передние и задние конечности. Так вот, у птиц вместо передних конечностей есть крылья. Они нужны для опоры на воздухе, чтобы летать (рассмотреть чучело птицы).
Мы также изучили скелет птицы и узнали, что он состоит из лёгких трубчатых костей, внутри которых находится воздух (слайд 6). Значит, скелет птицы очень лёгкий.

Б) Для того чтобы летать, птицам нужен не только лёгкий, а ещё очень прочный скелет. Поэтому часть костей на груди срослась, и появился специальный выступ. Его называют –  киль. Он находится вот здесь (показывает на скелете птицы). К нему крепятся самые сильные мышцы, которые поднимают и опускают крылья.
Ещё мы знаем, что у птиц вместо тяжёлых зубов есть лёгкий клюв (слайд 7). Это тоже делает птиц более лёгкими.

В) Вы знаете, что птицы очень быстро и далеко летают. Чтобы летать, им нужна энергия. Поэтому птицы много едят и очень быстро переваривают пищу. Они даже могут освобождаться от остатков пищи во время полёта.
Мы также узнали, что птицы имеют хорошее сердце и лёгкие с воздушными мешками.
А ещё птицы имеют постоянную температуру тела, как и человек.

– Скажите, а какая постоянная температура тела у человека?

А вот температура тела птицы немного больше: 40 градусов. Чтобы сохранить эту температуру тела птицам помогает оперение. Оно удерживает воздух вокруг тела и заменяет птицам одежду (слайд 8).

Г) Вы знаете, что птицы летают при помощи крыльев. Здесь большое значение имеют перья. Когда птица поднимает крыло вверх, перья раздвигаются и пропускают воздух. Когда птица опускает крыло вниз, перья соединяются и опираются на воздух.

2) Исследовательская лаборатория (слайд 9)

А) Наша лаборатория изучала самую главную особенность птиц – перья (слайд 10).
Посмотрите на чучело птицы (чучело птицы). Вы видите, что всё тело птицы покрыто перьями. Здесь есть и длинные перья, и совсем короткие пёрышки (слайд 11).
Так вот, перо состоит из неживого вещества, со временем оно изнашивается. Поэтому один или два раза в год старые перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Этот процесс называется линька.

Б) Мы рассмотрели перо под лупой и увидели, что оно состоит из прочного ствола и опахала (показывает перо птицы). Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке (слайд 12).

В) Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным.
Возьмите перья со своего стола и попробуйте сами сделать также.
Наша лаборатория узнала, почему это так происходит.
– А вы хотите узнать, почему это так?
Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.
Возьмите свои лупы и рассмотрите внимательно перья (работа с лупами).

Г) Найдите у себя на столах самые маленькие пёрышки (работа с перьями). Они называются пуховые (слайд 12). Они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела.
Найдите у себя на столах перья немного больше (слайд 13). Эти перья покрывают всё тело птицы и называются покровные.
Крупные перья в крыльях птиц называют маховыми.

– Как вы думаете, почему?
– А перья в хвосте у птиц называют рулевыми. Как вы думаете, почему?

Д) Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие птицы смазывают оперение специальным жиром, который не пропускает воду. Поэтому перья не намокают. И птица плавает как в непромокаемой лодке. Есть даже такая русская поговорка: «как с гуся вода».

3) Опытно-экспериментальная лаборатория (Слайд 14)

А) Наша лаборатория изучала, как птицы размножаются и выводят птенцов.
Обычно это происходит весной и летом. Когда становится тепло.
Но есть птица, которая выводит птенцов в самые морозы зимой.

– Кто-нибудь знает, что это за птица? Как она называется? (Клёст) (Слайд 15)

Б) Сначала птицы строят гнёзда (слайд 16). Птичьи гнёзда можно увидеть везде: и на высоких деревьях, и возле воды в камышах, и на скалах, и даже на крышах домов.
Мы нашли для вас 2 птичьих гнезда (показывает гнезда). Вот посмотрите, как хорошо умеют птицы при помощи одного клюва сплетать веточки в гнездо. На дно гнезда птицы обычно укладывают пух со своего брюшка, или мягкий мох.

– Как вы думаете, зачем?

В) Затем птицы откладывают яйца, по одному яйцу в день. И начинают их высиживать. Потому что для появления птенцов яйцам нужно постоянное тепло. Если птицу напугать, прогнать с гнезда, яйца остынут, и птенчики погибнут.
Обычно высиживают яйца самки. Но есть птицы, у которых птенцов высиживают оба родителя. Например, это цапли, аисты, журавли (слайд 17).
А есть даже птицы, где птенцов высиживает папа-самец. Это американский страус, императорский пингвин (слайд 18).
Вы все знаете, что в яйце есть желток и белок. Желток – это и есть будущий птенец – зародыш. А белок – это для него запас питательных веществ.

Г) Мы подумали, что будущему птенцу нужен ещё и воздух. Но как же он попадает через твёрдую скорлупу?
И тогда мы провели такой опыт:
Взяли яйцо, проткнули, вылили содержимое, оставили только скорлупу, и налили в скорлупу краску. Через два дня заметили, что капельки краски показались снаружи. Вот посмотрите, что у нас получилось. Это значит, что в скорлупе есть поры. Вот через них и попадает воздух к зародышу (показывает результаты опыта).

Д) Ещё мы узнали, что птенцы у птиц рождаются разными.
Например, у водоплавающих птиц птенцы рождаются сразу зрячими (слайд 19), они покрыты пухом и везде бегают за матерью.
А вот птенцы хищных и древесных птиц рождаются совершенно беспомощными (слайд 20). Родители носят им корм, следят за ними, пока они не подрастут и не станут летать.

4) Биолого-географическая лаборатория (слайд 21)

А) Наша лаборатория изучала, где же птицы живут и чем отличаются друг от друга. Мы узнали, что они живут на всех материках Земли и во всех природных зонах: и в лесах, и в степях, и в горах, и на озёрах (слайд 22). Всего в мире существует 9 тысяч видов птиц (слайд 23).

Б) Мы заметили, что птицы приспособились к своим местам обитания.
Например, мы знаем, что у воды живут гуси, утки, лебеди и другие птицы. Их ещё называют водоплавающие (таблица и слайд 24). Так вот у них на лапках есть перепонки, чтобы им было легче плавать. А ещё у них есть широкий клюв, чтобы процеживать ил и удерживать во рту червяков.

В) Ещё мы рассмотрели хищных птиц (таблица и слайд 25). Это орлы, ястребы, коршуны, соколы и другие птицы. Мы заметили, что у них у всех есть мощный клюв крючком, а на ногах острые загнутые когти, для того, чтобы схватить и держать добычу.

Г) Когда мы знакомились с разными видами птиц, то обратили внимание, что, оказывается, не все птицы умеют летать. Например, это страусы (слайд 26). Самые большие из них – африканские страусы – достигают роста 2 м 70 см и весят около 90 кг. Они не умеют летать, но зато у них есть мощные ноги, и они бегают со скоростью 30 км в час. Яйца они откладывают большие до 15 см и весом почти 2 кг.

Д) Когда приходит зима, пищи для птиц становится меньше: насекомые прячутся, семена находятся под снегом. Птицам становится голодно. Поэтому осенью многие птицы улетают в тёплые края.

– Как называют таких птиц? (Перелётные)
Другие птицы находят корм на деревьях: семена в шишках, насекомых под корой. Они остаются зимовать там, где появились на свет.
– А как называют таких птиц? (Оседлые) (Слайд 27)

Е) Мы уже сказали, что для птиц зимой очень мало еды. Поэтому люди заботятся о птицах (слайд 28) – делают кормушки, куда кладут разные зёрнышки и крошки хлеба. А специально для синичек подвешивают кусочек несолёного сала (стихотворение М. Рубцова – слайд 29).

IV. Первичное закрепление изученного материала.

– Мы выслушали отчеты всех наших лабораторий. А теперь попробуйте систематизировать, обобщить полученные знания (слайд 30). В этом вам помогут задания учебника на стр. 32, № 5-10. Можете начать с любого понравившегося задания. При возникновении затруднений обращайтесь за помощью друг к другу.

V. Домашнее задание: доделать задания на стр. 32,  № 5-10.

VI. Подведение итога работы

– Наше заседание подходит к концу. Давайте вернемся к нашему главному вопросу: какие «изобретения» помогают птицам летать? (Слайд 30)

29.03.2012