Экономика в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Многие удивятся услышав: "Экономика в детском саду", но именно работа с дошкольниками подтолкнула меня к этой теме. Как часто можно наблюдать, что отдавая утром маленького ребенка в группу, родитель обещает вернуться вечером с игрушкой, конфеткой и т.п. Они и сами не подозревают, что именно с этими словами начинается знакомство с экономикой. Пройдет всего лишь год и ребенок уже сам начнет заказывать, что именно ему нужно будет приобрести. Много раз приходиться наблюдать "картины" в магазине, когда дети путем крик и истерик просто требуют у своих родных купить то, что в этот момент кажется для ребенка просто необходимым. И как трудно выйти из такой ситуации достойно, когда вокруг десятки людей ждут, чем же завершится эта истории. Одним родителям приходится "вытаскивать" плачущее дитя на улицу, другие обещают купить "это" потом, а самые мудрые, на мой взгляд, пытаются рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег, о будущей зарплате. Вот и получается, что ребенок, так или иначе, сталкивается с экономическими терминами в достаточно раннем возрасте. И создать его представление правильным можно именно в детском саду, главным условием для этого должна стать компетентность в этом вопросе воспитателя. От того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых, каким хозяином жизни будет он. А это - главные вопросы, которые волнуют каждого родителя. Итак, как же я знакомлю детей с экономикой.

Работая по программе "Детство" под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. и др., вся моя работа выстроена на обучении детей в игре, т.к. это самый приемлемый способ. Ребенку не навязываются какие-либо знания, а он самостоятельно путем проб и ошибок делает для себя соответствующие выводы, педагог же помогает, направляет:

Сюжетно-ролевая игра - самое главное при знакомстве ребенка с экономикой. Уже в младшей группе я начинаю играть с детьми в "Магазин", где работает продавец и продает конфеты, фрукты, молоко. Роль продавца возлагаю на себя, показывая как нужно разговаривать с покупателем. Постепенно к концу младшего возраста можно ввести условные деньги - цветные бумажки. Ребенок узнает новые для него слова: продавец, покупатель, продукты, деньги. Наряду с этой игрой проводятся и другие сюжетно-ролевые игры, где ребенок знакомится с профессиями: врач, водитель, парикмахер. Любое движение проговаривается воспитателем, что крайне важно при обучении в дальнейшем.

В средней группе детского сада игра становится разнообразней. Роль продавца уже может взять на себя ребенок, но роль кассира, который выдает чеки, остается за воспитателем; продуктов, продаваемых в магазине, становится больше, их требуется взвешивать. Расширяется словарный запас: кассир, чек. Параллельно, играя в другие творческие игры этого возраста, начинает прослеживаться связь с экономикой. Так, например, в парикмахерской клиент платит деньги в кассу, в аптеке - покупают лекарство за деньги-монетки, вырезанные из любого бросового материала, главное, чтобы они были многоразового использования, яркими и не сильно мелкими.

В старшем возрасте понятие - магазин становится гораздо объемнее: "Магазин игрушек", "Магазин одежды", "Хлебный магазин" и др. Все действия, которые обыгрывались в сюжетно - ролевых играх в младшем возрасте, дети с удовольствием показывают уже самостоятельно. Роль воспитателя состоит лишь в том, чтобы давать новые термины, знакомить с новыми профессиями, направлять действия детей, наблюдая за игрой со сторон. Дети все чаще используют в играх монеты, при этом они сами с удовольствием переводили их на бумагу. Живой интерес вызвала у старших дошкольников тема "валюта", при рассматривании альбома с купюрами и монетами разных стран, кто-то из детей уже знает или слышал: "доллар", "евро".

На протяжении всего дошкольного возраста воспитание уважения к труду, людям разных профессий, ценности общественного труда - дает свои результаты. Ребенок уже мечтает о профессии, при этом аргументируя, почему он хочет быть именно машинистом, а не кем-то еще. Старший дошкольник, собираясь в школу, знает: почему невозможно купить сразу все, что хочется. Я старалась воспитать чувство сострадания в детях жалости к людям, которые попали в трудную житейскую ситуацию, которым приходится просить милостыню на улице. Рассказывала о богатых людях, как много им пришлось для этого трудиться, а для этого им необходимо было старательно учиться в школе. Думаю, что мои воспитанники вырастут чуткими и внимательными людьми.

Думаю, все согласятся со мной, что без помощи родителей вся моя работа была бы не полной. Когда я рассказала им о предполагаемой мною работе, они восприняли это скептически. Но со временем, когда дети стали чаще спрашивать их о работе, о значимости ее для других людей, родители стали относиться с пониманием, что-то сами старались объяснить своему ребенку, вместе составляли семейный бюджет (план доходов и расходов) - это стало интересно всем. Уже к концу подготовительной к школе группы дети сами задавали мне интересующие их вопросы, чем иногда могли загнать в тупик потому, что вопрос требовал очень глубокого и осмысленного ответа.

Считаю, что введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях - это не дань моде, а, прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях.

Предлагаю вам поиграть с детьми в игру "Магазин "Все для школы" в подготовительной к школе группе, при этом решая все учебные задачи по программе обучения. Заранее оснастив условный магазин предметами, необходимыми в школе, разными по стоимости. Каждый из предметов имеет ценник, в соответствии с его ценностью.

Ребенку предлагается заработать деньги, в моем случае я назвала их "радужки". За каждое правильно сделанное задание, в зависимости от степени его сложности, я давала детям по одной или две "радужки". У детей есть выбор: либо сразу пойти в наш магазин и потратить заработанное, купив то, что он себе выберет; либо он будет копить их на более выгодную покупку в следующий раз. У детей вырабатывается чувство гордости за то, что это он купил на деньги, заработанные собственным трудом.