Дифференциация букв "Б–Д" в слогах, словах и предложениях

Разделы: Логопедия


Цели:

- дифференциация кинетически сходных букв “б” и “д” путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

- активизация зрительного внимания и памяти, тактильного восприятия;

- уточнение пространственной ориентировки;

- развитие логического мышления;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи.

Дидактические средства: таблицы с буквами “б” и “д”, вписанными в силуэты белки и дятла; буквы “б” и “д”, вырезанные из наждачной бумаги; “волшебный мешочек”; индивидуальные зеркала, карандаши, фломастеры; слоговые таблицы; листы с заданиями под плёнкой, доска, мел.

Ход занятия

I. Оргмомент.

- Ребята, сейчас я вам загадаю 2 загадки:

Кто по ёлкам ловко скачет и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)

Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям – друг? (Дятел)

- Молодцы, это действительно белка и дятел. А сейчас рассмотрите картинки и скажите, какие буквы в них спрятались? (Б и Д)

II. Основная часть занятия

1. Характеристика звуков:

[б] – согласный, звонкий, взрывной, преградой являются сомкнутые губы;

[д] - согласный, звонкий, взрывной, преграда – язык смыкается с корнями зубов у десен.

- Сопоставление звуков, установление сходства и различия перед зеркалами. Сходство: оба звука звонкие, взрывные, мгновенные.

Различие: место преграды.

- Сопоставление звука с буквой:

  • сравнение буквы “б” с очертаниями белки (пушистый хвост белки направлен вверх, буква “б” вписывается в силуэт белки);
  • сравнение буквы “д”  с очертаниями дятла (хвост дятла упирается в ствол и служит ему опорой при “лечении дерева”, направлен вниз). Буква “д”  вписывается в силуэт дятла.

2. Чтение слоговых таблиц.

3. Дифференциация букв “б” и “д” в слогах. Игра “Чей это хвостик?”

(У каждого ребенка на парте карточка)

- Прочитайте загадочные слоги и отгадайте, элементы каких букв пропущены в слогах. Точки над или под овалом подскажут вам, чей это хвостик.

4. Дифференциация букв “б” и “д” в словах.

(Работа на доске)

оант, оазар, оушно, оорога, оилет, руоашка, раоота, раоуга, гвозоики, орошка, загаока, оаоушка.

5. Динамическая пауза.

- Поскольку отличительный элемент буквы “б” (хвостик) направлен вверх, а “хвостик” буквы “д”  – вниз, вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слова со звуком [Б], и будете приседать, когда звук [Д] услышите:

Дом, банк, боты, бант, духи, два, забота, рыба.

6. Дифференциация букв “б” и “д” в словосочетаниях.

Детям раздаются карточки с заданием. Логопед выполняет то же задание на доске.

 Впишите пропущенные буквы “б” и “д” в следующие слова:

голу_ой _ант;

_елая _умага;

_линный кори_ор;

_ольшая ра_ость;

_ежал по _ороге;

ра_отал на заво_е;

по_арок _ля _у_шки.

7. Дифференциация букв “б” и “д” в предложениях.

- Белка и дятел предлагают тебе новую игру: прочитай предложения и закончи их.

Ребята набрали в лесу много ...
В магазин привезли карандаши и ...
Боря сделал игрушки из цветной ...

Боров нашел под дубом ...
У Дуси красивая …

Слова для справок: бумага, тетради, жёлуди, клумба, грибы, собака.

III. Итог занятия

- Над какими буквами мы сегодня работали? (Повторение ориентиров для запоминания различий букв “Б” и “Д”).

Пароль на выход: определить на ощупь (букву, вырезанную из наждачной бумаги) в “волшебном мешочке”.

Литература

  1. Е.В.Мазанова. “Учусь не путать буквы”. Альбом № 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2006. – 32 с.
  2. Л.Н.Ефименкова. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 335 с.
  3. “Логопедия в школе: практический опыт”/ под ред. В.С.Кукушина – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004. – 368 с.