Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с общим недоразвитием речи. Тема: "Звук [ц]"

Разделы: Логопедия


Программное содержание: закрепить навык четкого произношения и различения звука Ц; продолжать учить находить слова по заданным характеристикам, проводить полный звуковой анализ слова.

Развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, ориентировку в пространстве; воспитывать навыки самоконтроля, умение внимательно выслушивать товарища.

Оборудование: Игра «Звуковая мозаика» по количеству детей (игровое поле на 16 клеток (4х4), квадраты 2х2 см фиолетового и оранжевого цвета), наборы для звукового анализа, картинки огурец, пуговица, лампа, цветок, слон, индеец, шар, гусеница, цифра.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Назвать слоги в словах: цапля, цветок, цирк, цитрус, царевич, царапина, цвет, цоколь, цистерна, циновка, цепи, цена.

II. Основная часть

  1. Выделение звука Ц из слов, отработанных на оргмоменте.
    Логопед:
    С какого звука начинаются слова, в которых мы считали слоги?
    С каким звуком сегодня познакомимся?
  2. Произнесение звука Ц. Уточнение артикуляции.
  3. Характеристика звука (согласный, глухой, всегда твердый).
  4. Речевая зарядка:
    Ац – оц – уц – иц
    оц – уц – иц – ац
    ацл – оцл – уцл – ицл
    цла – цло – цлу – цлы
    ца – цо – цу – цы
    цо – цу – цы – ца
    цва – цво – цву – цвы

  5. Игра «Звуковая мозаика» (Рисунок 1)

    Логопед – Я произношу слова. Если в слове есть звук Ц, вы выкладывает на игровое поле квадрат оранжевого цвета, если в слове звука Ц нет, кладете квадрат фиолетового цвета. Когда вы закроете все поле квадратами, у вас должен получится красивый узор. Будьте внимательны. Выкладывает начинаем с левого верхнего угла. (Звук Ц в словах произносится с небольшим «нажимом»)

    Слова:

    После того, как все слова выложены, логопед предъявляет детям образец узора, который должен получится. Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания.

  6. Нахождение слов по заданным характеристикам. На наборном полотне расставлены картинки: огурец, пуговица, лампа, цветок, слон, индеец, шар, гусеница, цифра. Логопедом проговариваются все слова. Затем логопед задает определенные характеристика слова, дети должны это слово определить и назвать. После того, как слово найдено, картинка закрывается.

    Логопед - Найдите слова из 3 слогов, звук Ц находится в конце (огурец, индеец).
  • Найдите слова, в которых 4 слога, звук Ц в середине (пуговица, гусеница).
  • Найдите слова из 2 слогов, звук Ц в начале слова (цветок, цифра).
  • Какие слова остались? (без звука Ц)

III. Динамическая пауза.

Логопед стучит в бубен, меняя темп от медленного до быстрого. Дети идут по кругу, подстраиваясь под удары бубна. Одновременно логопед дает задания, которые дети должны выполнить после громкого удара бубна:

  • соединить правые руки;
  • дотронутся мизинцем левой руки до правого колена;
  • мальчики строят круг вокруг девочек и т.п.

IV. Полный звуковой анализ слова улица.

V. Итог. Оценка деятельности детей