Внеклассная работа с младшими школьниками по экологии

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий, способствующих формированию устойчивого интереса к занятиям детского объединения “Юный эколог”.

Задачи: способствовать формированию ответственного отношения младших школьников к окружающей природной среде на основе воспитания экологической культуры и экологически компетентного поведения, показать значимость и необходимость участия в природоохранных акциях.

Методы: интерактивный метод знакомства, познавательная игра “Что? Где? Когда?”, экспериментирование, исследование, мозговой штурм, беседа, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: оборудование для опытов (демонстрационные - стаканчики с водой, почвой, песком, камнями; индивидуальные - контейнеры с водой, стаканчики, для работы в малых группах - мыльные пузыри, трубочки, шарики). Кормушка для птиц, корм для подкормки, изображения зимующих птиц; оборудование для практической работы по благоустройству (ватман с изображением территории гимназии, заготовки для озеленения, клеящие карандаши); Оборудование для диагностики эмоционального состояния детей (разноцветные снежинки, елки, ватманы).

Ход занятия

Организационная часть:

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Васильевна, сегодня хочу познакомить вас с работой своего кружка “Юный эколог”.

1. Диагностика эмоционального состояния детей. Составление портрета группы.

Я хочу узнать с каким настроением вы пришли ко мне на занятие. Приглашаю вас к полянке настроения. Давайте украсим её разноцветными снежинками. Возьмите и прикрепите любую снежинку по вашему настроению.

Сегодня на занятии мы познакомимся с содержанием работы кружка “Юный эколог”, я приглашаю вас на познавательную игру “Что? Где? Когда?”. Пройдемте к столу. Перед началом игры давайте возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку и частичку хорошего настроения.

Что? Почему? Зачем и где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Открытый путь - нелегкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед.

Вопрос номер один. Внимание на экран. Против первоклассников Майской гимназии играет хозяйка медной горы, большой знаток неживой природы.

(Слайд, читаешь письмо) Дорогие ребята, хозяйка медной горы хочет проверить ваши знания о неживой природе. Пройдемте в лабораторию. Вопрос первый: Что находится в каждом из стаканов.

Опыты как фокусы, только им всегда можно дать объяснение. Перед вами стоят стаканы, посмотрите, что в них?

(1 - вода, 2 - почва, 3 - камень, 4 - песок, 5 - пустой) Вы думаете этот стакан пустой? Давайте проверим.

Опыт: Переверните стакан вверх дном, старайтесь держать его очень ровно, медленно опускайте его в воду. Легко ли идет стакан? Не мешает ли ему что-то? Что находится в нем? А теперь медленно переворачиваем его. Что вы увидели? А почему мы его не видим? Не чувствуем? (Прозрачный, невидимый, без вкуса и запаха)

Вопрос второй: Как доказать существование воздуха? Поделитесь на три команды по цвету ваших карточек на груди. Кто с кем в команде?

1 команда: Докажите, что воздух существует с помощью… мыльных пузырей. Подумайте, как вы его поймаете и покажете нам. Можно тихонечко посовещаться.

2 команда: Вам нужно это же доказать с помощью… воздушных шариков. Советуйтесь.

3 команда: Докажите это с помощью… соломинки и стаканчика с водой.

Даю вам одну минуту! Молодцы, вы правильно справились с заданием, хозяйка медной горы награждает вас медалями знатоков неживой природы.

Возвращаемся к игровому столу, продолжаем игру.

Вопрос номер два. Внимание на экран. Против первоклассников Майской гимназии играет лесная жительница - сорока, большой знаток живой природы.

Открываешь конверт – сорока прислала загадки о зимующих птицах нашей местности.

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Известная персона.
Зовут ее? (Ворона)

Ребята, чем питается ворона? (Семенами, яйцами и птенцами других птиц, на свалках - всеядная птица)

Зимой на ветках яблоки!
Попробуй - собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки -
Ведь это... (Снегири)

Чем питаются снегири? (Ягодами рябины)

Маленький мальчишка в сереньком пальтишке,
По дворам шныряет – крошки собирает. (Воробей)

Чем питается воробей? (Семена, пшено, зерно, крошки)

(Вы знаете, чья песенка слышится. Мы слышим весеннюю песню синички.) Только, что бы спеть ее, синичке нужно выжить в долгую, морозную зиму. Холод не так страшен птахе – распушит она свои перышки, нахохлится. А вот голод убивает 8 из 10 птиц. Как же быть в такой ситуации? (Подкармливать птиц)

Для выполнения второго задания приглашаю вас в птичью столовую. Перед вами разные виды птичьего корма.

Молодцы, вы правильно справились с заданием, сорока награждает вас медалями знатоков живой природы.

Ребята, у кого из вас дома весят кормушки? Вы не забываете класть туда корм? А кто из вас хочет сделать кормушку? В этом вам помогут листовки.

Я хочу подарить вам торт для птиц, которым вы можете покормить зимующих птиц школьного двора.

Вопрос номер три. Внимание на экран. Задание для первоклассников дает директор Майской гимназии Манохин Александр Николаевич.

Завершился долгожданный ремонт нашей школы, весной нам всем предстоит работа по благоустройству ее территории – посадка кустарников, разбивка клумб с цветами. Пройдемте к столу. Перед вами территория гимназии, коричневым цветом показано место под клумбы. Давайте обсудим, где можно высадить кустарники, цветы, поставить вазоны с цветами.

Результат нашей работы мы передадим вашему директору.

Закрепление материала: (подходим к столу).

- Наше занятие подходит к концу, понравилось ли вам занятие? Чему новому или полезному оно научило вас? Посмотрите, сколько писем с интересными заданиями нас ждет!

Вы по праву можете считаться юными экологами – людьми, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней.

Мы растем, растем, растем!
Все о мире узнаем,
Не обидим мы букашек
Гнезд не разорим у пташек.
Не сорвем прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним
Ручеек не замутим!

(Вручение удостоверений)

Рефлексия: “Полянка настроения”.

Презентация