Логопедическое занятие "Знакомство с органами речи"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: познакомить детей с органами речи.

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей о физиологических функциях, которые выполняют губы, зубы, язык.
  2. Познакомить детей с понятием «органы речи», строением речевого аппарата.
  3. Активизировать предикативный словарь: глаголы, обозначающие крики животных.
  4. Упражнять в умении ориентироваться в тетради, закрепить понятие «строка».
  5. Развивать внимание, слухомоторные координации, сукцессивные процессы.
  6. Воспитывать старательность, аккуратность при работе в тетради.

Оборудование:

  • кукла-гномик Звуковичок
  • картинки с изображением животных и птиц: собака, кошка, корова, петух, гусь, утка, воробей
  • зеркала по количеству детей
  • компьютерная презентация «Органы речи», оборудование для демонстрации компьютерной презентации
  • тетради, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

1. Организационный этап.

Дети входят в группу, подходят к логопеду, здороваются с логопедом и куклой Звуковичком, говорят, что они рады друг друга видеть. Повторяют правило поведения на занятии:

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают поочередно пальцы правой руки)

Будем мы сейчас опять:

(прижимают правую руку к груди)

Смотреть, слушать, размышлять,

(прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать,

(грозят указательным пальцем)

Внятно четко говорить,

(очерчивают область рта)

Не вертеться, не шалить.

(грозят пальцем)

2. Повторение материала предыдущего занятия:

Дети по очереди выполняют инструкцию логопеда: «Сейчас сядет тот, кто скажет, какие звуки мы можем услышать на улице (в квартире, в лесу)» и занимают свои места за столами.

3. Развитие слухомоторных координаций.

Детям предлагается хлопками воспроизвести ритм: / // (вместе, по очереди).

4. Введение в тему.

Логопед: На прошлом занятии мы слушали, как звучат разные предметы. Живые существа тоже издают звуки. Звуковичок принес для вас картинки и предлагает поиграть в игру «Кто как голос подает». (Детям предлагается подобрать глагол по смыслу: собака – (рычит, лает), кошка – (мяукает, мурлычет), корова – (мычит), петух – (кукарекает), гусь – (гогочет), утка – (крякает), воробей – (чирикает).) А люди ? – Разговаривают. И помогают им в этом специальные органы, с этими органами Звуковичок нас сегодня познакомит. (Логопед незаметно прячет куклу Звуковичка.)

5. Знакомство с органами речи (Презентация).

При демонстрации презентации используется режим смены слайдов по щелчку. Слайд 1. На экране появляется Звуковичок, который в стихотворной форме приветствует детей. Слайд 2. Логопед обращается внимание, что Звуковичок приготовил для детей зеркала. Предлагается посмотреться в зеркало и назвать части тела и органы, которые они увидели. «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…».

Слайд 3. Звуковичок предлагает детям рассказать, что они могут делать губами (улыбаться, поцеловать маму, вытянув губки пить сок через трубочку, сдуть пушинки одуванчика).

Слайд 4. Звуковичок предлагает детям рассказать, что они могут зубами (грызть морковку, откусить яблоко, жевать жвачку, обращается внимание, что за зубами надо обязательно ухаживать – чистить зубной щеткой).

Слайд 5. Звуковичок предлагает детям рассказать, что они могут языком (лизнуть мороженное, дразниться (отмечается, что воспитанные дети так не поступают), цокать, как лошадка копытами).

Слайд 6. Уточняется, что губы, зубы и язык, кроме всего прочего помогают людям говорить. Детям предлагается длительно произнести звук [м], глядя в зеркало определить, что помогло произнести этот звук. (Чем говорили? Губами, которые крепко сжаты). Предлагается длительно произнести [в]. (Чем говорили? Верхними зубами и нижней губой, зубки прикусили губку). Предлагается медленно произнести [т-т-т] (Чем говорили? Языком, который стучал по бугоркам – альвеолам).

Поясняется, что органы, которые помогают человеку произносить разные звуки, называются – органы речи.

Слайд 7. Дети рассматривают схему «Органы речи». Под руководством логопеда, глядя в зеркала, находят называемые органы у себя: губы, зубы, язык, небо. При упоминании о дыхательном горле и голосовых связках детям сообщается, что в горлышке живет голосок, который тоже помогает произносить некоторые звуки. Детям предлагается прижать ладошку тыльной стороной к горлу и произнести г-г-г, обращается внимание на вибрацию – голосок проснулся, стенка домика, в котором живет голос, задрожала; произносим к-к-к – голосок спит.

Слайд 8. Аналогично проводится работа по более подробному ознакомлению с устройством ротовой полости. Рассматриваются верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, верхние и нижние десны, язык, уздечка, нёбо – «потолок», маленький язычок.

Слайд 9. Дети знакомятся с языком: кончик, боковые края, спинка, корень.

Слайд 10. Звуковичок спрашивает у детей, запомнили ли они как называются, органы, которые помогают произносить звуки.

6. Динамическая пауза.

Логопед (приглашает детей выйти на свободное пространство групповой комнаты): Чтобы красиво и правильно говорить наши органы речи должны делать специальные упражнения, а еще мы должны правильно дышать. Потренируем наше дыхание и подрастем немножко.

Дети выполняют упражнение: встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. На выдохе, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4-5 раз.

7. Ориентировка в тетради, развитие сукцессивных процессов.

На предыдущем занятии Звуковичок подарил тетради, дети вспоминают, из каких частей состоит тетрадь, что страницы расчерчены на клетки. Ряд клеток расположенных слева направо – называется рабочей строкой, начало – слева и конец – справа, нижняя и верхняя границы. Логопед обращает внимание детей на то, что выходить за границы нельзя. Детям предлагается нарисовать ленточный бордюр: раскра­сить ряд клеточек, цветными каранда­шами (выбрав любой карандаш, закрасить подряд столько клеточек, сколько захочется, затем другим карандашом и закрашиваются следу­ющие по порядку клеточки и т.д.) Обращается внимание детей, что нужно рисовать старательно, чтобы задание было выполнено аккуратно.

8. Подведение итогов занятия.

Логопед: О чем мы сегодня говорили на занятии? Как называются органы, которые помогают нам говорить? Какие органы речи вы запомнили?

Логопед хвалит детей за работу на занятии. Отмечает тех, кто работал активно, аккуратно.

Инструкция: Сейчас ко мне подойдут те, кого я назову… (по три- четыре человека).

Логопед благодарит всех детей за работу. 

Список использованных источников:

  1. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления. Текст./ Логопед, 2004 - № 4
  2. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. Текст./ Н.А. Онучин; - СПб.: Сова, 2005
  3. Репина З.А. Уроки Логопедии. Текст./ Репина З.А., Буйко В. И. Екатеринбург: ЛИТУР, 2005