Программа "Познай себя" для учащихся 7-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.

Учащиеся пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, т.к. они не располагают знаниями о психологических особенностях человека. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях учащихся. В связи с этим возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут ребенку глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.

Приобщение к знаниям о человеке, по мнению Божович Л., имеет “особенно важное значение в подростковом возрасте, т.к. характерным для этого периода новообразованием является “чувство взрослости” и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям” [1]. Подросток начинает осознавать свой личный идеал, при сравнении с которым часто возникает неудовлетворенность самим собой и стремление изменить себя.

Данную программу “Познай себя” мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности.

Цель курса: развитие позитивной “Я-концепции” подростков.

Основные задачи курса:

  1. Развить интерес учащихся к своему внутреннему миру
  2. Показать учащимся уникальность и ценность внутреннего мира каждой личности
  3. Помочь учащимся в личностном самоопределении

Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 7 классов.

Занятия курса имеют следующую структуру:

  1. Введение в тему (актуализация имеющегося опыта и житейских знаний).
  2. Развертывание темы (эмоциональное включение детей в тему занятия; обеспечение возможности осмысления темы, формирование новых представлений).
  3. Индивидуализация темы (развитие самопознания)
  4. Завершение темы (релаксация, снятие излишнего эмоционального напряжения).

Основными компетентностями, на развитие которых направлен данный курс являются:
– информационная;
– коммуникативная;
– проблемная.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
– овладеть психологической лексикой,
– понять, что такое познавательная сфера личности, познавательные процессы,
– освоить основные приемы запоминания, концентрации внимания, решения логических задач,
– уметь находить внутренние ресурсы для саморазвития и самореализации.

Основными критериями усвоения материала являются:
– осознанный интерес к занятиям;
– творческое отношение к выполнению заданий;
– высокая активность при выполнении психологических упражнений.

Для реализации поставленных задач используются следующие приемы и методы:
– лекции;
– дискуссии;
– анализ конкретной ситуации,
– психодиагностика, психологические игры и упражнения.

В качестве измерительной оценки личности подростка могут быть использованы следующие методики:
– Методика “10 слов”;
– Методика “Корректурная проба”;
– Методика “Счет с переключением”;
– Диагностический тест “Способности школьника”;
– Тест “КОТ” (краткий отборочный тест);
– “Школьный тест умственного развития”.

Тематическое планирование.

Тема раздела № урока в теме Кол-во часов Тема урока. Домашнее задание. Ожидаемый результат.
Наедине с собой.

Цель: Развитие интереса у учащихся к самому себе, своему внутреннему миру, осознание своей уникальности.

1 1 Введение в курс. Оформить тетрадь. Развитие интереса у учащихся к проблемам общения.
2–3 2 Сколько меня во мне. Составить психологический автопортрет. Развитие рефлексивных навыков подростков.
4–5 2 Кого мы видим, когда смотрим. Осознание учащимися своего места в мире людей.
6–7 2 Мир моих чувств. Составить памятку “Я и мои эмоции”. Умение адекватно выражать свои чувства и эмоции.
8–9 2 Мои привычки. Ассоциативный рисунок “Мои вредные привычки” Умение сказать “Нет”
От хочу к могу.

Цель: Развитие уверенности в себе, повышение самооценки подростка.

10 1 Гимнастика для ума. Составить комплекс развивающих упражнений. Развитие познавательной сферы.
11 1 Воображение и творческие способности. Составить комплекс развивающих упражнений. Развитие творческих способностей.
12 1 Мышление. Подобрать упражнения на развитие мышления. Развитие мышления.
13 1 Память. Подобрать упражнения на развитие памяти. Развитие памяти.
14 1 Внимание. Составить корректурную пробу. Развитие внимания.
15–16 2 Как узнать свое призвание. Составить таблицу “Тип профессии и необходимые качества”. Осознание своего места в мире профессий.
17–18 2 Азбука делового человека. Мини-сочинение “Я и моя будущая профессия”. Овладение “механизмами самопомощи”
Я и другие.

Цель: развитие интереса к другим людям, окружающему миру.

19 1 Я глазами других людей. Рассказ о себе в 3-м лице. Развитие позитивной “Я”-концепции.
20 1 Все мы разные, все мы одинаковые. Ответить на вопрос: “Что меня объединяет и отличает от одноклассников”.
21 1 Что значит принимать других Ответить на вопрос: “Я – толерантный человек?” Развитие толерантности.
22–23 2 Как понимать без слов. КТД “Сказка без слов”. Развитие невербального общения.
24–25 2 Искусство контакта. Составить памятку. “Позитивное общение – это…” Развитие. коммуникативных способностей.
  26 1 Мы выбираем, нас выбирают Ответить на вопрос “Кто такой настоящий друг”. Развитие эмпатии.
Мои вершины.

Цель: осознание подростками самоизменения, стремления к саморазвитию и самореализации

27–28 2 Учитесь властвовать собой. Предложи свои способы снятия эмоционального напряжения. Умение управлять своими эмоциями.
29 1 Технология совершенствования. Составить программу саморазвития. Развитие рефлексивных навыков.
30–31 2 В чем секрет популярности или как стать лидером. Составить памятку для “неудачника”. Развитие лидерских качеств.
32 1 Мои вершины. Повышение социальной адаптации.

Литература.

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
  3. Гриман Л.П. Резервы человеческой психики. – М.,1989
  4. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.,1980.
  5. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
  6. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.
  7. Лурия А.Р. Внимание и память.– М., 1975.