Программа логопедических занятий для школьников с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Вид программы: коррекционно-развивающая.

Цель программы: Оказание логопедической помощи детям со сложным речевым дефектом, с целью успешной адаптации их в дошкольном и школьном коллективе и создание благоприятных предпосылок для успешного обучения в дальнейшем; развитие интеллектуальных способностей, необходимых для успешного усвоения школьной программы; создание положительной мотивации к обучению.

Задачи программы:

  • Ранняя диагностика, профилактика логопедических нарушений и комплексная помощь детям дошкольного возраста, имеющим проблемы в речевом развитии.
  • Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитие у обучающихся.
  • Распространение и введение в практику образовательных учреждений достижений в области практической логопедии и дефектологии.

Структура программы:

  • Введение.
  • Основная часть:
    1 блок: диагностический (на начало и конец года);
    2 блок: формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи;
    3 блок: формирование звукопроизношения и обучения грамоте.
  • Заключение.
  • Список литературы.

Структура занятия:

  1. Орг. Момент.
  2. Повторение ранее изученного материала.
  3. Постановка цели занятия.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление пройденного материала.
  7. Итог занятия.

Периодичность занятий:

 

Формирование лексико-грамматических компонентов речи и развитие связной речи

Формирование звукопроизношения и обучения грамоте

I период

II период

III период

I период

II период

III период

I год обучения

2

2

2

-

1

1

II год обучения

2

2

2

3

3

3

Численность группы: от 6 до 10 детей.

Комплектование группы:

  • Структура речевого дефекта (определяет ПМПК);
  • Возрастной принцип.

Ресурсы необходимые для эффективной реализации программы:

  • Опыт логопедической работы.
  • Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.
  • Отслеживать динамику происходящих изменений у детей.

Оборудование логопедического кабинета

  • Настенное зеркало для логопедических занятий, зеркала для индивидуальной работы, навесная доска.
  • Наборы логопедических зондов и шпателей.
  • Шкафы для пособий, стол письменный, стул, столы и стулья детские;
  • Медицинский спирт, вата, бинты.
  • Магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.
  • Учебно-методические пособия, используемые при обследовании и проведении коррекционно-логопедической работы.
  • Нормативно-правовые документы, словари, справочники.

Сроки, этапы реализации программы: 2 года обучения.

Ожидаемые результаты от программы:

  • устранение речевых нарушений у детей дошкольного возраста, предупреждение нарушений устной и письменной речи;
  • развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи, воспитание стремления у них преодолеть речевые недостатки, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Система организации контроля за реализацией программы. Контроль за реализацией программы осуществляет учитель-логопед по данным наблюдений, срезовой и итоговой диагностики.

В данной статье приводятся планы-конспекты 3-х занятий из программы.

Занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи, 1 год обучения.

Тема: «Слоговой состав слова.»

Цели:

  • Учить детей делить на слоги двусложные слова.
  • Развивать линейную, слуховую память, увеличить объем оперативной памяти.
  • Закрепить правильное произношение звука «с», понятие «слог – слово».

Оборудование: предметные картинки, пеналы со схемами слогов.

Ход занятия

1. Орг. момент: сядет тот, кто назовет гласные звуки в слове.

2. Знакомство со слогом.

Логопед произносит части слова ЛИ СА.

- Ребята, понятно, что я произнесла? Я произнесла части слова, поэтому было непонятно. Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом. Итак, в слове ЛИСА – два слога. Слоги будет обозначать желтыми прямоугольниками.

3. Игра «Покажи нужную фишку» (слог-слово)

Деление слов на слоги.

Сегодня будем учиться делить слова на слоги, узнавать сколько слогов в слове, их порядок.

4. Игра «Хлопки».

Мы с вами хлопнем в ладоши столько раз, сколько слогов в слове (лоси, сани, луна, совы …)

5. Игра «Чудесный мешочек».

Вы будете доставать из мешочка игрушку, называть ее и делить на слоги (сани, роза, коза, лиса, ваза …)

6. Физкультминутка.

Игра с мячом. (Называю слог и бросаю мяч, а вы возвращаете мяч и называете слово с этим слогом).

7. Работа с картинками.

- Давайте хором произнесем слова изображенные на картинках и разделим их на две группы: одним слогом и двумя. (дом, ваза, кот, липа, муха, сом, рак, сани ваза, кит, сук и т.д.). Сколько слогов в словах 1 столбика, 2 столбика.

8. Упражнение на развитие внимания и памяти.

Ребята, а теперь назовите с лова из первого и второго столбика.

9. Итог занятия.

Ребята, чему вы научились на занятии? Какую роль выполняют гласные звуки в словах?

Занятие по формированию лексико-грамматических компонентов речи, 2 год обучения.

Тема: «Творительный падеж: кем? чем?».

Цели:

  • Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа.
  • Повторить и закрепить навык построения предложения.
  • Развивать логическое мышлений.
  • Воспитывать правильную осанку.

Оборудование: картинки с изображением продуктов и профессий, Незнайка, Буратино.

Ход занятия

1. Орг. момент: Сядет тот, кто скажет чего много.

2. Сообщение темы занятия: Сегодня будем продолжать учиться дружить слова в предложения.

3. Д/и «Чем угостите гостей»

- Незнайка и Буратино пришли к нам в гости. Давайте угостим их продуктами, изображенными на картинках, лежащих у вас на столе.

4. Д/и «Чем пользуются люди разных профессий».

(В работе используются картинки с профессиями.)

5. Игра «Новогодние превращения».

Логопед: Я начну предложение, а вы его продолжите: Трусливый заяц стал - ... смелым; глупый осел стал - …; неуклюжий медведь стал - …; жадная девочка стала - … и т.д.

Логопед: Закончите предложение подобрав слово по смыслу: Сено сгребают (чем?)… ; температуру измеряют (чем?)…; гвозди забивают (чем?)… и т.д.

Логопед: Послушайте предложения, их составил Незнайка. Найдите в них ошибки: Картину рисуют щеткой. Платье гладят пылесосом. Зубы чистят полотенцем. Руки моют тряпкой. и т.д.

6. Итог занятия: что нового узнали на занятии?

Занятие по формированию звукопроизношению и обучению грамоте, 2 год обучению.

Тема: «Звуки С-Ш, буквы С, Ш.»

Цели:

  • Формировать умение различать звуки С-Ш в слогах, словах, фразах.
  • Продолжить учить чтению двусложных слов и слов со стечением;
  • Упражнять в пересказе простого текста, в употреблении сложноподчиненных предложений с придаточным причины.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки, игрушка – заяц Степашка; карточки с пропущенным буквами, со словами для чтения; силуэты, ручки, буквы, мяч.

Ход занятия

1. Орг. момент: Сядет тот, кто правильно назовет гласные звуки в словах (лужа, стол, липа, осы лимон, козы).

2. Введение в тему.

Ребята. Сегодня на занятие к нам пришел Степашка. Он принес интересные стихи. Послушайте их и отгадайте, о каких звуках мы будем говорить на занятии.

В словах на С, повсюду свист, он слышен здесь прекрасно.

Собака, сумки, сахар, лист. Теперь тебе все ясно?

В словах на Ш – совсем не то, тут шум сплошной мы слышим.

Шалаш, подушка, решето, шуршим, решаем, пишем.

- Какие звуки мы будем повторять сегодня?

3. Сравнение звуков С-Ш по артикуляционным и акустическим признакам.

-Ребята, вспомните, при произнесении звука С (Ш), в каком положении губы, зубы, язык.

- Звуки С, Ш согласные, глухие, твердые.

4. Дифференциация на слух звуков С, Ш.

Ребята, в слове, Степашка, тоже есть звуки С, Ш. Он их очень любит и хочет поиграть в игру «Покажи нужную букву». (Например: большой, сладкий, катушка, лес, сынок, шить, окошко, песок, ласточка, крыша, нос).

5. Упражнение «Наоборот» звуки в слогах С-Ш.

Я называю слог со звуком С, а вы со звуком Ш. (Например: СА-ША, и т.д.)

6. Дифференциация С-Ш.

Степашка, принес с собой мешок и сумку. Помогите ему правильно разложить картинки и определить позицию звуков С, Ш. В мешок – картинки со звуком Ш. В сумку картинки со звуком С. Степашка доволен как вы разложили картинки.

7. Физкультминутка.

Игра с мячом. – Ребята ответьте на мой вопрос так, чтобы в слове были оба звука С-Ш.

- Кто ведет паровоз?

- Кто пасет стадо?

- Чем покрыто тело кошки?

- Что светит днем в небе?

- Как называются маленькие баранки?

- Если дети смеются, слушая рассказ, то этот рассказ какой?

- Как называется дорога по которой едут машины?

- Кто играет в шахматы?

8. Упражнение «Вставь пропущенную букву»

Ребята, сейчас напечатайте пропущенные буквы в словах и прочитайте предложение. Назовите последнее слово в предложении и составьте звуко-слоговую схему этого слова. Молодцы.

9.Чтение слов.

Ребята, необходимо мысленно расположить буквы в порядке убывающей высоты, от самой высокой к самой низкой. Тогда удастся прочесть слово. (Сумка, школа)

10. Пересказ.

- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ а потом пересказать его используя силуэты.

Миша и белка.

Пошел Миша в лес за шишками. Видит стоит высокая сосна, а под ней много шишек. Но тут он заметил на сосне белку. Захотел ее поймать. Кинул в белку шапкой. А шапка на суку повисла. Так и ушел Миша домой без белки и шапки.

11. Итог занятия.