Урок русского языка на тему "Учимся писать записки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (971 кБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Дидактическая – создать условия для ознакомления первоклассников с одним из малых жанров письменной речи.
  • Практическая – научить написанию записок и попытаться внедрить этот способ общения ребят с родителями и товарищами в их реальную жизнь.
  • Обучающие – познакомить с запиской, как видом сообщения информации; научить составлять записки, разные по назначению; закрепить знание о правилах написания предложения и мен собственных.
  • Развивающие – развитие навыка орфографической зоркости; развитие навыка работы со словарем; расширение словарного запаса.
  • Воспитательные – воспитание умения применять полученные знания на практике; воспитание аккуратности, прилежания.
  • Здоровьесберегающая – создание благоприятных гигиенических и эстетических условий для проведения урока.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД
    Формирование: учебной мотивации; адекватной самооценки; осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовности открыто выражать свою позицию на уроках.

  2. Регулятивные УУД
    Формирование: умения формулировать тему и цели урока; умения осуществлять действие по образцу; контроля своей деятельности способом сравнения с образцом; контроля деятельности соседа по парте; умения видеть ошибку; оценивания процесса и результата деятельности.

  3. Познавательные УУД
    Формирование: умения строить устные высказывания; формулировать проблемы и решать их; вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

  4. Коммуникативные УУД
    Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре.

Основные понятия:

  • записка;
  • структура записки;
  • этические нормы записки.

Оборудование и материалы:

  • ученик – тетрадь, простой карандаш, карточки белого и голубого цвета (Приложение 1), ручка;
  • учитель – проектор, толковый словарь, карточки для индивидуальной работы, магниты, записка.

Ход урока

I. Оргмомент

Эмоциональный настрой:
– Настроенье каково!
– Во!
– Все такого мнения!
– Все без исключения!
– Может, вы уже устали?
– Мы с собой таких не брали!
– Может, ляжем, отдохнём?
– Лучше мы урок начнём

II. Целеполагание и мотивация.

– Сегодня на уроке русского языка у нас будет много интересных и полезных дел. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (на доске на магнит приколота записка).

– Ребята, а вы или ваши родители оставляют вам вот такие листочки?

– А кто знает, как они называются? Правильно. Значит тема нашего урока… Учимся писать… записки.

III. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

– Раз у вас прекрасное настроение, вы полны сил и желания начать урок, мы, не теряя времени, приступим к работе и начнём с оформления работы. Но перед этим выполним пальчиковую гимнастику.

– Минутка чистописания. Начинаем работу! (1-2 мин)

  • Самопроверка и оценивание работ.

– Кто из ребят прекрасно справился с заданием и заслуживает похвалы?

IV. Работа по новой теме

– Ребята, вы уже все довольно взрослые и, наверное, не раз родители оставляли вас дома одних. Вот и Антон, однажды, проснувшись утром, увидел на столе листок бумаги.

– Раньше мама не писала Антоше таких листочков. Он даже не знал, как они называются. А вы знаете? А зачем их пишут?

– Антон прочитал мамин листочек и решил тоже ответить маме. Вот что у него получилось

– Как вы думаете, сразу ли мама поймёт, что тут написано?

– Что ей помешает? (ошибки)

– Задание: Карточки белого цвета. Исправьте ошибки Антона. Все исправления объясняйте. Исправляйте ошибки по всем правилам. Работа в парах. Комментарии.

  • Гимнастика для глаз.

– Сравните записки мамы и Антона. На какие правила вежливости мальчик не обратил внимания?

– Что же такое записка? (Хорошо читающий ученик читает из толкового словаря)

– То есть в записке обязательно должны присутствовать определенные части. Давайте попробуем их выявить (работа с определением по слайду 4)

– Итак, в записке должны быть 3 части

  • обращение,
  • сообщение,
  • подпись.

– Впишите составные части записки в схему. Карточки голубого цвета. Работаем в парах, один пишет, второй проверяет.

– А теперь давайте попробуем найти в записке мамы эти три части

  • Физкультминутка.

«Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

V. Осмысление и осознание блока новой учебной информации.

– Прочитайте ещё одну записку. Её написал мальчик по имени Малыш. Кто знает, как называется книга о нём?

– Хорошо ли сделал Малыш, что оставил записку? Почему вы так считаете?

– Но правильно ли он её написал? Почему?

– Какую часть записки Малыш не забыл написать? (сообщение). А какие части он не написал? (обращение и подпись).

– Давайте дополним его записку.

– Задание: самостоятельно найдите в тексте описку и три ошибки, запишите в тетрадь записку Малыша правильно, соблюдая все составные части.

– Ребята, оказывается, в записках можно не только сообщать что-то, но и просить о чём-то, предлагать что-нибудь и даже приглашать в гости.

– Попробуйте составить записку (четверки – групповая работа):

  • 1 ряд – просьбой о чём-то,
  • 2 ряд – предложением чего-либо,
  • 3 ряд – приглашением в гости.

Представление, обсуждение и корректировка (при необходимости) работ

VI. Рефлексия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– А что такое, записка?

– Зачем люди их пишут?

– Из каких частей состоит записка?

– Молодцы! Вы хорошо всё поняли! Будете ли вы теперь сами писать записки? А кому можно их написать?

– Ребята, я хочу поделиться с вами ещё одним секретом воспитанных людей! Оказывается, воспитанные люди никогда не читают чужие записки без разрешения! Не забывайте об этом!

VII. Домашнее задание.

– Расскажи дома родителям, зачем нужны и как правильно писать записки. Предложи родителям написать тебе записки, а потом ты им.

– Посмотрите на доску, на ней мордочки разного настроения человека. Встаньте там, какое у вас настроение после нашего урока.

Технологическая карта урока – Приложение 2.