Тематические коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи

представляет сложную проблему для специалистов, так как оно характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляется нарушение неречевых психических функций: задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности.

Многолетний опыт в должности музыкального руководителя позволяет включиться в решение данной проблемы средствами музыкальной и театрализованной деятельности. Знакомство с новыми авторскими технологиями Чуриловой Э.Г, Родиной М.И, Бурениной А.И, Тютюнниковой Т.Э. показало, что потенциал увлекательных музыкальных и театральных игр значительно шире.

Предлагаемый материал – это тематические, коррекционно-развивающие занятия из программы “Речевое и психомоторное развитие детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной и театрализованной деятельности в ДОУ”. Содержание каждого занятия является логическим продолжением последующего, поэтому высылаю весь цикл весенних занятий, хотя и нарушаю требования /по объему/. Вы можете принять во внимание два: №34 – “Как гномики строили домики” и №36 – “А у нас в лесочке…”

Материал, используемый в работе, переоценить невозможно: большое количество песен, игр, упражнений /на основе фольклора/, тренингов с куклами, способствующих устранению речевых недостатков, совершенствованию пространственно-двигательной ориентации, развитию музыкальных и творческих способностей, успешной социализации ребенка. Использую данный материал в работе кружка. Замечу, что результаты диагностики детей /психомоторного развития, театрально-игровой деятельности, музыкальных способностей, состояния устной речи: сенсомоторного и фонематического восприятия/, занимающихся в кружке, на порядок выше остальных детей.

Предлагаемая технология адресована детям старшего дошкольного возраста. Ее с успехом могут использовать родители, педагоги и музыкальные руководители дошкольных учреждений, гувернеры в условиях индивидуального воспитания и обучения ребенка.

Краткие тезисы к тематическому коррекционно-развивающему занятию №34
“Как гномики строили домики”

Цель: Совершенствовать речь детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе организации музыкальной и театрализованной деятельности в ДОУ.

Ход занятия:

  1. Коммуникативная игра-приветствие “Хоровод” М.Картушиной
  2. Игра-превращение “Гномики”
  3. Песня “Разноцветный колпачок” муз. Струве
  4. Пальчиковая гимнастика “Гномики”
  5. Считалка-скороговорка “Муравьи”
  6. Двигательное упражнение “Муравьи”
  7. Песня “Молоточек” муз. Витлина
  8. Ритмическая игра “Молоток”
  9. Словесная игра “Будьте добры!”
  10. Мимический этюд “Жуки рассердились”
  11. Вокальная импровизация “Бурчалки”
  12. Пальчиковая игра “Маляр”
  13. Подвижная игра “Паутина”
  14. Музыкально-пластическая импровизация “Шествие гномов” муз. Э.Грига
  15. Пальчиковый игротренинг “Гости”
  16. Ритмическое упражнение “Смешинка”
  17. . Инсценирование сказки-стихотворения “Мы большой построим дом”/ “Кукляндия” М.И.Родиной, А.И.Бурениной/
  18. Релаксация “Сказочные сны”

Краткие тезисы к тематическому коррекционно-развивающему занятию №36
“А у нас в лесочке…”

Цель: Совершенствовать речь у детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе организации музыкальной и театрализованной деятельности.

Ход занятия:

  1. Коммуникативная игра “Поздоровайся, дружок!”
  2. Двигательная игра “Прогулка”
  3. Имитационная игра “Деревья в лесу”
  4. Ритмопластика “Кактус и ива”
  5. Инструментальное музицирование “Камешек,орешек, желудь, шишка”
  6. Словесная игра “Наша Настя в лес пошла…”
  7. Музыкально-развивающая игра “Превращение”
  8. Словесная игра “Какой это лес?”
  9. Упражнение на развитие кинестетических ощущений, ориентации “Елочки”
  10. Пальчиковая гимнастика “Деревья”
  11. Эколого-психологический тренинг “Если б был я деревом…”
  12. Упражнение “Ароматная сказка”
  13. Пальчиковая гимнастика “В лесу”
  14. Театральный этюд “Лесной карнавал”
  15. Речевая игра “Эхо”
  16. Дидактическая игра “Можно-нельзя”
  17. Работа с пиктограммами эмоций “Лесовичок радуется, огорчается”
  18. Пословицы о лесе.
  19. Аутотренинг “В зеленом лесу”

Вариант окончания занятия:

Сценка для перчаточных кукол “А у нас в лесочке…”/ “Кукляндия” М.И.Родиной, А.И.Бурениной стр. 86/

Перспективный план
коррекционно-развивающих занятий
Тема “Весна”