Фонетические особенности речи младшего школьного возраста при составлении монологического высказывания на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Начало изучения английского языка младшими школьниками символизирует новый этап их развития, готовность слушать, понимать, запоминать, записывать и реагировать на полученную информацию, поэтому в ходе урока необходимо уделять внимание всем аспектам иностранного языка.

При обучении составлению монологических высказываний следует обратить внимание, что самостоятельную устную речь учащихся можно разделить на: подготовленную заранее (на уроке при помощи учителя, дома самостоятельно) и спонтанную (на уроке с опорой на пример).

Так же хотелось бы добавить, что изучение звучащей речи на иностранном языке является актуальным, потому что при рассмотрении особенностей разных видов речевой деятельности проявляются фонетические характеристики, свойственные английскому языку.

Целью аудитивного анализа является выявление фонетических особенностей речи учащихся при составлении самостоятельного высказывания на иностранном языке: использование тоновых групп, особенности фразового ударения, особенности паузации, темповые характеристики и характер ритма.

Проведение анализа монологических высказываний учащихся младшего школьного возраста дает возможность изучения фонетического и системного уровней языка.

Для проведения аудитивного анализа привлекалась группа учащихся третьего класса, которым было необходимо составить монологическое высказывание по теме "My pet" с использованием слайдов, на которых изображены дети со своими домашними животными, также приводился пример нужного высказывания.

Для проведения графического разбора монологического высказывания использовался метод Kenneth L. Pike, где интонация делится на 4 типа:

  1. Normal (нейтральный)
  2. High (высокий)
  3. Low (низкий)
  4. Extra-High (сверхвысокий)

В данном исследовании удалось выяснить, что все монологические высказывания учащихся являются однородными, свидетельствуют о высокой степени подготовленности, также очевидна личная заинтересованность каждого ученика.

Аудитивный анализ помог установить, что все высказывания соответствуют третьей тоновой интонационной группе, потому что являются спокойными по своей структуре. Фразовое ударение выделяет главный отрезок фразы, передает основную мысль содержания, производит впечатление на слушающего. В спонтанной (неподготовленной заранее) речи учащихся имеют место паузы хезитации, которые в своем роде придают монологическому высказыванию больше весомости, указывают на присутствие волнения со стороны младших школьников.

Тембр речи изменяется в зависимости от эмоционального состояния учащегося.

На уровне восприятия спонтанное монологическое высказывание учащегося можно охарактеризовать четким ритмом.

Также в выступлениях в легкой степени наблюдается явление аритмии, что свидетельствует о высокой степени подготовленности говорящих и присутствии волнения.

Относительно характеристики полного и неполного стиля произношения можно с полной уверенностью сказать о преобладании полного стиля произношения, о чем свидетельствует:

  • четкое произношение гласных в ударной позиции,
  • сохранение нейтрального звука [?] в заударной и предударной позиции,
  • употребление нередуцированных союзов и предлогов,
  • употребление нередуцированных форм артиклей.

Выполнение заданий на составление самостоятельных высказываний на уроке английского языка приводит к: повышению мотивации при изучении иностранного языка, способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, формирует отсутствие боязни высказывать свои мысли, идеи на иностранном языке, а также улучшает результаты обучения.