Логопедическая работа по развитию функций голоса и дыхания у дошкольников с церебральным параличом в условиях ДПНС № 65

Разделы: Логопедия


Практикой работы с детьми ДЦП доказано, что формирование различных компонентов речи невозможно без хорошего развития голоса и дыхания. Поэтому логопедами в санатории проводится большой объём работы над голосом и дыханием у дошкольников с ДЦП.

У детей с церебральным параличом преобладает больше верхнерёберный тип дыхания, который оказывает влияние на чистоту, глубину и ритм дыхания; отмечается укорочение фонационного дыхания; у большинства детей отмечается отсутствие глубины дыхательных движений и недостаточности их произвольности; нарушен ритм дыхания. Причиной выступают гиперкинезы и дистония мышечного тонуса.

Многим детям не доступны произвольные изменения силы голоса, высоты голоса, отсутствуют произвольные изменения голоса, наблюдаются слабо выраженные голосовые модуляции, охриплость голоса. Работа по развитию голоса и дыхания проводится при положительном эмоциональном настроении детей, их максимальной активности и заинтересованности. Начинается с общего расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. Для этого логопед совместно с невропатологом находил наиболее адекватные для каждого ребёнка позы и положения, в которых влияние патологических шейно - тонических рефлексов было бы минимальным, оптимальную позу “рефлекс запрещающие позиции” и только потом приступали к работе.

Упражнения по развитию силы голоса.

1. Удлинение произнесение звуков (при средней силе голоса):

У … У И … И
О … О Э … Э
А … А З … З
АУ … АУИ … УЗО …
АИ … ОУИ … УЗА …

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко):

О О О О И И И И
А А А А Э Э Э Э
У У У У

3. Ослабление голоса (громко – тихо шёпот – беззвучная артикуляция).

Проводится как и предыдущее упражнение на материале гласных звуков.

ОООО ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ
О О О О ОУ ОУ ОУ ОУ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ

9. Чтение стихотворений, сказок, потешек с постепенной сменной силы голоса.

Сказка Л.Н. Толстого “Три медведя”

- громко и низко рычит Михаил Иванович.

- рычит Настасья Петровна не так громко.

- тихо пищит Мишутка.

Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при чтении текста сказки

- заревел большой медведь страшным голосом.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных упражнений, а так же некоторых дыхательных упражнений по методике Н.С. Стрельниковой

Упражнение “ладошки”

В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Норма - 96 вдохов – выдохов. Это так называемая стрельниковская “сотня”.

Упражнение “ладошки” мы выполняли сидя, или лёжа, по 4 вдохов.

Норма:

- по 4 вдоха – движения – 24 раза,

- или по 8 вдохов-движений -12раз,

- или по 16 вдохов-движений – 6 раз,

- или по 32 вдоха- движения – 3 раза.

Упражнение “погонщики”

Во время проведения дыхательной гимнастики мы следили за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся. Концентрировали внимание ребёнка на ощущениях от движений диафрагмы, межрёберных мышц и мышц нижней части живота. Следили, что бы все дыхательные движения ребёнок выполнял плавно, под счёт.

Вывод: Практическая значимость данной работы состоит в том, что предложенные приёмы логопедической работы обогащают реабилитационный комплекс медико – социальных программ.

Применение системы коррекционного воздействия, по развитию функций голоса и дыхания, позволяет чётко организовать логопедическую работу, добиться устойчивых положительных результатов и, в целом повысить эффективность логопедической работы с дошкольниками с церебральным параличом.