Здоровье без лекарств: биологическая обратная связь

Разделы: Логопедия


Здоровье детей относится к числу важнейших показателей, определяющих будущее благополучие общества. В условиях Крайнего Севера с его экстремальными природно-климатическими условиями детское население имеет неблагополучные показатели здоровья.

Метод биологической обратной связи (БОС) - современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором пациент с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении.

Естественно, что метод БОС получил широкое распространение только с появлением электронных приборов и, особенно, персонального компьютера, обладающего почти неограниченными возможностями в области получения, обработки, представления и хранения информации.

Существенным положительным моментом метода БОС является также и то обстоятельство, что примеры БОС не оказывают никакого физического или химического влияния на организм человека, являясь только регистраторами происходящих физиологических процессов.

Единственными предпосылками использования метода БОС, ограничивающими его применение, являются хотя бы минимальная сохранность корректируемой функции (нет функции - нечего и корректировать) и сохранность интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы, позволяющей человеку понять и выполнить поставленную перед ним задачу (противопоказания врачей, ограничения по возрасту).

На основе диафрагмально- релаксационного типа дыхания разработаны логопедические методики коррекции речи, предназначенные для быстрой и эффективной коррекции речевых нарушений различного генеза.

Для каждого занятия логопедом разрабатываются шаблоны по выработке релаксационного типа дыхания. Сначала длительность работы и отдыха не больше 2мин. На последующих занятиях, учитывая возраст и усидчивость пациента, постепенно увеличиваю время БОС- тренинга до четырех, а затем и пяти минут, сначала в одном цикле, потом увеличиваю во всех циклах сеанса. Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс продолжается около 30мин. Продолжительность цикла составляет от 10 до 80 занятий для достижения положительного эффекта. По завершении цикла, через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия. Закрепляющий курс проводится через 3 - 6 месяцев.

Занятия с детьми проводятся в тесном контакте с учителями, воспитателями. Без контакта с родителями вообще не обойтись. Они с первого же сеанса активно участвуют в работе. Дети получают задания на дом, а родители, руководствуясь памяткой, контролируют выполнение этого задания: заполняют таблицу количества дыханий в минуту (как ребенок выполняет лежа - сидя - стоя - по мере необходимости). Активное участие родителей особенно важно для детей моложе 10 - 11 лет. (Материал для работы с родителями разработан и находится в компьютере).

Таблица Сметанкина "Паспорт здоровья и биологический возраст человека" прилагается, а также карточка - индикатор эмоционального состояния ребенка.

За период работы с января 2004 года лечебно-коррекционный курс получили 64 обучающихся(воспитанников)

В 2008 - 2009 учебном году прошли коррекцию на тренажере БОС -21 человек. Систематически занималось 15 детей.

В 2009 - 2010 учебном году было проверено 68 человек с учётом учеников среднего звена, специальных классов (7 и 8 вида) Посещали кабинет, занимались постоянно и выпущено с исправленной устной и письменной речью 22 человека. У этих детей наблюдается положительная динамика.

Как показывает опыт, у детей навык диафрагмально-релаксационного дыхания вырабатывается даже быстрее, чем у взрослых.

Таким образом, проводимые занятия с применением метода БОС нормализуют состояние эмоционально - волевой сферы, знакомят учащихся с приемами саморегуляции, позволяют выработать у них навыки релаксации, что создает условия для профилактики соматических заболеваний путем использования детьми навыков, приобретенных во время занятий в кабинете БОС, усиливают компенсаторные возможности организма детей, повышая эффективность традиционных видов лечения логопедических расстройств.

В целом можно отметить, что обучающиеся, получавшие комплексное лечение, включающее метод БОС, показали более хорошую динамику устранения дефектов, чем дети, которые занимались только по традиционному методу.

Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса "Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический" (1998 г., "Биосвязь, Санкт-Петербург). Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.

Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-"Биосвязь", компьютерный комплекс с программным обеспечением, пульсотахометр компьютеризированный Пк-БОС, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения учащихся и лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации , функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге.

Относительными противопоказаниями использования Кабинета БОС являются возраст пациентов младше 4-5 лет, повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, острые инфекционные заболевания.

Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Обучение пациентов навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора.

Программа направлена на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи. Однако, разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.