Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Развитие письменной речи детей является одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта. Письменная речь оказывает большое влияние на культуру устной речи. Пересказ текстов, составление плана рассказа. выделение главных мыслей  – все это средства развития не только письменной, но и устной речи. Они вызывают необходимость      умения  анализировать текст, уметь находить тропы в тексте. ведь это так необходимо  при сдаче ГИА и ЕГЭ. Уже с 5-го класса необходимо учить ребят анализировать текст, умению писать сочинения-рассуждения, знать стили речи. Данные умения помогут ребятам при сдаче экзаменов

В современной жизни мы часто употребляем слово стиль, говоря о внешнем виде человека. Но стиль должен быть не только в одежде. Один из критиков, говоря о А.С.Пушкине, высказал удивительно замечание о том, что поэту было свойственно “чувство красоты поступка”. Это тоже стиль, но уже стиль жизни. А наша речь? Как порой она сбивчива, сумбурна, тяжело – весна, а ведь “кто ясно мыслит – тот ясно излагает”.

Значит, если необходимо усовершенствовать своё мышление, собственную личность, надо работать над стилем речи.

У каждого писателя свой, особый стиль речи. Изучая стиль мастера, можно не только наблюдать, подмечать какие-то детали, подробности, но и учиться.

Шлифовать свой стиль речи, как и вообще заниматься стилистикой, очень интересно. Мы часто плохо используем то, что у нас есть под руками. В каждой школе есть сейчас учебник под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой “Русский язык; Грамматика. Текст. Стили речи.”, в котором содержится богатейший материал по стилистике.

Например, в разделе “Фонетика” (стр. И -35) авторы составители объясняют такие понятия, как аллитерация, ассонанс, лексические, стилистические и синтаксические синонимы, градация, паронимы, оксюморон. Всё это сопровождается разнообразным! яркими примерами. На этих же страницах встречаются имена только Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Есенина, Цветаевой, не и О.Берггольц, А., В.Полторацкого. Таким образом, можно, расширить свою эрудицию и усовершенствовать стиль речи с обычным школьным учебником.

Но данный учебник рекомендован для 10-11-х классов, и учителя-словесники используют его на уроках в старшем звене. Работу же над стилем целесообразно начинать уже с 5-го класса. И в этом неоценимую помощь окажет региональный учебно-методический комплекс под реакцией О.В.Загоровской и О.В.Григоренко. Он хотя и предназначен для школьников старших классов и абитуриентов и ориентирован на систематизированную подготовку к единому государственному экзамену, но может быть использован как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, начиная уже с 5-го класса.

В 5-м классе, знакомя детей с синонимами, антонимами и антонимами, можно обратиться к I ч. УМК под редакцией О.В. Загоровской и О.В. Григоренко, где в § 30 не только даётся определение этих языковых явлений, но есть ряд упражнений, в которых отрабатывается умение определять данные лексические единицы, а также тесты для проверки уровня усвоения материала и упражнения на исправление речевых ошибок.

В 6-м классе, изучая общеупотребительную лексику ограниченного употребления, целесообразно использовать материал § 32 I ч. регионального УМК, где даётся подробный материал о диалектизмах, профессионализмах, архаизмах и неологизмах, имеется ряд упражнений, обучающих детей пользованию словарями различных типов.

Большие трудности у учителя-словесника возникают при работе с темой “Фразеологизмы”. Учащиеся 6-х классов часто не знают значения данных единиц языка, или понимают их буквально, в прямом значении. Чтобы облегчить изучение данного раздела русского языка, можно использовать материал §35, I ч. учебно-методического комплекса, где даётся большое количество упражнений на определение значений фразеологизмов, подбор фразеологизмов с указанным значением. И, что не менее важно, говорится о роли этих единиц языка в нашей речи.

Современные школьники, уверенно, выразительно и просто рассказывая своим друзьям что-либо во время перемены, вдруг на уроке начинают запинаться и путаться в своих предложениях. В предложениях, с множеством оборотов и обособленных членов к концу забывается то, о чём шла речь в начале.

Наше время – время коротких предложений. Короткие предложения не менее выразительны, чем длинные. Разнообразные по интонации короткие предложения делают текст динамичным, экспрессивным. Этому помогают такие специальные выразительные средства синтаксиса (фигуры), как риторический вопрос и восклицание, инверсия, парцелляция, градация и т.д. Богатейший подробнейший материал об этих явлениях языка содержится в п. 75, III ч. УМК под редакцией О.В.Загоровской и О.В.Григоренко.

Здесь учитель-словесник найдёт не только определение каждого понятия, примеры, взятые из произведений русской классической литературы, но и упражнения на умение находить в тексте и распознавать те или иные языковые средства.

Таким образом, региональный учебно-методический комплекс под редакцией О.В.Загоровской и О.В.Григоренко целесообразно использовать на уроках русского языка с 5-го класса при обучении связной речи учащихся, при изучении средств выразительности и умении их употреблять в речи как дополнительный учебник.