Приемы и формы свертывания информации. 9-й класс

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 9


Цель урока: выработать у детей навыки свертывания информации и использовать их в устных выступлениях, письменных работах, проектах.

Задачи:

  • определить понятие «свертывание информации»;
  • рассмотреть основные формы свертывания информации;
  • поупражняться в свертывании предложенных текстов;
  • попрактиковаться в построении таблиц, схем, диаграмм, графиков, как на бумаге, так и с помощью компьютера, используя соответствующие программы.

Цитаты к уроку:

  • «Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей». (Н.А. Рубакин)
  • «Читается трояким образом. Первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать; третье – читать и понимать даже то, что не написано». (Я. Княжнин, русский драматург).

При разработке занятия использованы издания:

  1. Гейн А.Г. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога, педагога-психолога, работника школьной библиотеки. Лекции 1-4. – М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2010.
  2. Громова О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках. – С.-Пб.: Профессия, 2009.

Ход занятия

Вспоминаем основные этапы, которые мы проходим, имея дело с новой информацией:

  • формулирование запроса;
  • поиск информации;
  • оценка и отбор релевантных (соответствующих запросу) источников;
  • обработка информации.

Далее говорим о способах и формах обработки уже найденной и отобранной информации.

Главные задачи, которые стоят при этом перед нами:

  • не просто получить новые знания и научиться внятно их представлять в какой бы то ни было форме;
  • но и выработать собственную позицию, мнение и выводы из того, что мы узнали.

Многие приемы свертывания информации детям уже известны, хотя, возможно, они и не задумывались над этим. Приведем несколько известных примеров, с которыми все так или иначе встречались. Показываю: аннотацию, рекомендательный список литературы, схему, карту. Все это примеры уже свернутой информации. Так что же такое свертывание информации? – Это преобразование текста с целью уменьшения его физического объема, сохраняя при этом в нем все необходимые смыслы.

Пример: Синильная кислота, открытая во второй половине 18 века шведским ученым Шееле, – это сильный яд, представляющий собой бесцветную жидкость с резким запахом и неприятным вкусом, вызывающим во рту ощущение теплоты…

В результате процесса свертывания, получаем: синильная кислота – это яд.

Получаем лаконичную конструкцию, но основной смысл при этом сохранен.

В качестве одной из форм лексического свертывания можно рассмотреть использование метафор:

Трудно даже перечислить все затронутые в книге вопросы: читатель как бы попадает на интеллектуальный пир, откуда он не уйдет голодным, хотя некоторые блюда ему, может быть, не придутся по вкусу. (М.В. Арапов)

Смысл этой метафоры: содержание книги многогранно.

Формы свертывания могут быть текстовые и графические:

Текстовые формы свертывания информации Графические формы свертывания информации
Библиографическое описание(или список литературы) Схема:
· кластер
· подчинительная
· схема взаимодействия
· кольцевая
· циклическая
Аннотация График
Реферат Диаграмма
· кольцевая
· столбчатая
· «холмистая»
Обзор Таблица
План, план-конспект План (местности)
Конспект Карта
Тезисы
Дайджест
Резюме

Эта таблица (2 слайд презентации), собственно, тоже пример удачного представления свернутой информации. Ведь если бы данные этой таблицы были записаны в один сплошной абзац, насколько сложнее было бы эту информацию воспринимать.

Далее рассматриваем каждую форму отдельно. Об этом — следующая таблица. Дети делятся на группы, каждая из которых получает задание рассказать о конкретной форме (3-7 слайды).

Текстовые формы Описание формы
Аннотация Это краткая характеристика первичного документа с точки зрения его содержания, назначения, формы и других особенностей.
Аннотации бывают справочными или рекомендательными. Справочная аннотация характеризует издание, не оценивая его, раскрывает его основные черты, идеи, называет читательский адрес и возможные варианты использования. В рекомендательной аннотации применяются приемы, привлекающие читателя к его содержанию, вызывающие желание прочитать.
Служит в качестве средства информационного поиска документов.
Реферат Реферат — это краткое изложение содержания первичного документа, включающее основные фактические сведения и выводы.
Следует различать библиографический реферат и учебный реферат. Первый создается по одному источнику, и читатель, знакомясь с ним, определяет, нужно ли ему обращаться к первоисточнику. Учебный реферат создается в идеале по нескольким источникам, которые рассматривают одну проблему. Это своего рода — результат самостоятельной работы над темой. Задача ученика не просто законспектировать сведения, но и сделать свой обобщающий вывод. Учебные рефераты должны сопровождаться списком использованной литературы и правильно оформленными ссылками и цитатами.
Обзор Обзор — это вид свертывания информации, который содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, автором, т.д.).
Обзор материалов по теме доклада часто является обязательной частью работы старшеклассников при подготовке какого-либо выступления или во время исследовательской деятельности.
План, план-конспект План — это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, который характеризует структуру текста. «Информационная модель рассматриваемой темы» (Н.И.Гендина).
План, самостоятельно написанный и потом используемый в устном выступлении — лучшее средство для развития речи и выработки навыков публичных выступлений.
План-конспект в каждом пункте содержит одно или несколько назывных предложений, раскрывающих основные идеи данного пункта.
Обычно написание плана связано с подготовкой к сочинению по литературе.
Конспект Это краткий, но связный пересказ содержания изучаемого текста. Конспект может содержать элементы плана, выписки, цитаты, тезисы.
Требования к конспекту: основные его элементы обязательно должны в полном объеме фиксировать позиции автора, систему основных утверждений и их аргументацию.
Отличие от тезисов: конспект содержит не только основные положения и выводы, но и ход рассуждений автора, доказательства и примеры.
Тезисы Тезисы — это основные положения доклада или сообщения. Тезисы выражают суть читаемого в кратких формулировках, дают возможность раскрыть содержание.
Умение составлять тезисы своего выступления или прочитанной статьи очень полезно для того, чтобы «уложить в голове» сложные материалы.
Дайджест Это сокращенное изложение авторского текста. Он составляется из цитат, отобранных и сгруппированных таким образом, чтобы дать представление о содержании текста.
Резюме Заключительная часть научного текста, в которой кратко излагается суть работы и выводы. Резюме используется и как форма изложения сути материала, опубликованного на иностранном языке, если текст не переведен.

Затем переходим к графической информации.

Графические формы свертывания информации Описание формы
Схема Кластер Показывает различные равнозначные направления и связи, и, в то же время, может развивать каждую ветвь по принципу подчинения.
Схема подчинения Показывает иерархическую структуру чего-либо (штата школы, структуру библиотеки, научной дисциплины по принципу «от общего к частному»...).
Схема взаимодействия Выстраивает партнерские взаимосвязи звеньев.
Кольцевая схема Строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает замкнутый цикл чего-либо.
Циклическая схема В отличие от кольцевой, представляет явления и процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но не являющиеся замкнутыми.
Диаграмма Диаграммы используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях.
Виды диаграмм:
а)кольцевая

Круг, разделенный на сегменты, представляет соотнесение различных частей целого.
б) столбчатая
Такая диаграмма показывает динамику процесса и объединяет данные по нескольким группам и признакам.
в) «холмистая»
Удобно сравнивать изменения одних и тех же показателей, например, в разных условиях.
График Графики в отличие от схем показывают относительные изменения одного или нескольких показателей в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. В обзорно-аналитических документах графики используются, чтобы:
· проиллюстрировать характерные особенности структуры, взаимосвязи и динамику явлений;
· представить возможность проведения качественного анализа изучаемых процессов и явлений;
· выявить общие закономерности и тенденции;
· иллюстрировать результаты анализа и обобщения сведений, фактов и данных.
Таблица Это цифровой (или текстовой) материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы) и состоящий из ряда горизонтальных строк.
Удобна, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Чаще всего речь здесь идет о постоянных показателях.
Достоинства:
· компактное (сжатое) представление сведений;
· наглядность и обзорность;
· лучше выявляются взаимосвязи между сведениями и данными.
Карты, планы Уметь пользоваться картой — это тоже пользоваться свернутой информацией. В перечень обязательных навыков д.б. включено умение ходить по городу с картой.

Схемы, рисунки, таблицы помогают увидеть и понять структуру текста и взаимосвязь его элементов. Это особенно важно, если элементов много. Не надо думать, что схемы это обязательно что-то сухое. Немного воображения – и схемы оживут и принесут вам не только большую пользу, но и немалое удовольствие. В книге «Далекие годы» Константина Паустовский вспоминает старого учителя географии, который, чтобы его ученики лучше запоминали всякие географические вещи, придумывал разные наглядные способы: «Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В правом углу вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него – третье, а в третье – четвертое. Потом он говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин». Мы запомнили это сразу и на всю жизнь».

Схем существует огромное количество. Мы остановимся лишь на некоторых: кластер (гроздь). Один из примеров такой схемы – кластер «Акцизы» (8-й слайд). Акциз – это налог, установленный на определенный круг товаров, каких именно – видно на экране. Этот налог включают в цену товара, и его уплачивают покупатели. Посмотрите на кластер и без труда догадаетесь, почему акцизы называют еще налогами на «грехи».

Кластер удобен для постановки вопросов, которые нужно выяснить. Например, в большой теме – «Морская черепаха» (9 слайд) можно выделить несколько подтем.

Используя разные схемы, можно легко воспроизводить по ним информацию. То есть кластер о морских черепахах, также как и схема подчинения «Баня и здоровье» (10 слайд) и кольцевая схема (11 слайд), могут служить планом вашего рассказа по этим вопросам.

В качестве самостоятельного задания детям предлагаются небольшие тексты. Нужно свернуть имеющуюся в них информацию по схеме (12 слайд):

«На протяжении последних лет в библиотеках активно создаются и используются локальные и сетевые электронные ресурсы, фонды пополняются новыми носителями информации, идет освоение предложений Интернета, развиваются электронные библиотеки. Экспонентный прирост информации, развитие глобальных сетей делают информационное поле бесконечно огромным. Библиотекарям необходимо найти направления эффективного, инновационного ответа на те предложения, которые выдвигает эпоха информации. Необходимость переработки всё возрастающих информационных потоков ведет к развитию кооперации и интеграции между библиотеками. Эти же процессы естественным образом выводят библиотеки за рамки ведомств или учреждений, к которым они относятся, что расширяет их возможности и круг пользователей библиотек».

Бывает, что в текстах решения проблемы нет:

«Функция прессы в обществе всегда одна и та же. При чтении происходит осмысление людьми текущей реальности. Если какие-то проблемы замалчиваются, как, например, дедовщина в армии, насилие в тюрьмах или чудовищное положение с русским языком, то этих проблем как бы не существует. И тогда в сознании людей возникает диссонанс, вызванный расхождением между тем, что они видят в реальности, и тем представлением об этой реальности, которая навязывается им извне».

Выводим результаты самостоятельной работы в презентацию (13-14 слайды).

Далее переходим к рассмотрению диаграмм и графиков (слайды 15-18). Учащиеся получают цифровые данные в таблицах о своем чтении в школьной библиотеке, которые используют в построении диаграмм в программе Excel.

Класс 1 триместр 2 триместр 3 триместр Сумма (книги)
37 49 57 143
38 45 50 133
59 65 74 198

Графики позволяют увидеть изменение разных показателей (слайд 18).

Фамилия читателя 2008-2009 учеб. год 2009-2010 2010-2011
Иванов 23 21 10
Петров 8 13 17
Сидоров 19 25 22

Результаты этой работы позволяют сравнить показатели чтения в 9-х классах за текущий год (табл. 1), увидеть динамику своего чтения за несколько лет (табл. 2).

Таблица хороша не только в работе с количественными показателями, но и тогда, когда нужно представить общую картину по фактам, событиям, т.д. Например, таблица «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» (слайд 19).

План и карта. Это на самом деле географические понятия. Но и карта, и план (местности, комнаты) – это тоже примеры свернутой информации. Умение работать с картой и планом также очень важно. Оказавшись в незнакомом городе, с картой можно передвигаться так, будто в этом городе всё знакомо. Умение ходить с картой по городу — это тоже признак информационной культуры. (Чтобы наглядно показать работу с планом и картой, можно использовать интерактивное наглядное пособие по географии «План и карта». – М., «Дрофа», 2007).