300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели и задачи урока:

  • воспитание патриотизма и чувства гордости за своего великого соотечественника
  • развитие критического мышления у учащихся

Место проведения: учебный класс.

Оборудование: мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Учитель: Какая знаменательная дата приближается? Что вы знаете об этой дате?

Учитель: Совсем скоро, 19 ноября, исполнится 300 лет со дня рождения одного великого русского ученого. Сегодня вы подробнее узнаете, если не услышите впервые, историю Михаила Васильевича Ломоносова, лишенную пафоса, который обычно сопутствует официальным биографиям известных людей.

– Кто уже знает что-нибудь о жизни М. В. Ломоносова и его деятельности?

Слайд 4. Север – родина Ломоносова (смена всех слайдов производится по щелчку)

На фоне слайдов учитель говорит:

Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г., в деревне Мишанинской, расположенной на Курострове – одном из островов дельты Северной Двины. Климат здесь – один из самых суровых в данном регионе. Местное население – поморы, потомки тех, кто некогда перебрался на берега Белого моря из Великого Новгорода – никогда не знали ни хомута крепостного права, ни набегов монголо-татар, были предприимчивы, трудолюбивы, умели за себя постоять. К началу XVIII века здесь было несколько деревень, где проживали черносошные (государственные) крестьяне, их основными занятиями были рыбная ловля и морские промыслы. Как позднее отметят многие историки и биографисты, именно привычное Михайле с детства сочетание вольности и дисциплины помогли ему стать тем, кем он стал.

Слайд 5. Предки Ломоносовых

Есть три версии происхождения фамилии «Ломоносов»: ее носили либо рожденные в лютые морозы («аж нос ломает»), либо драчуны, либо те, кто занимался целительством и использовал для этих целей траву «ломонос». Все они косвенно относятся к нашему герою и его семье. Про лютый климат Курострова мы уже сказали. Во-вторых, сам Михаил Васильевич был нрава крутого и нередко пускал в ход кулаки, когда заканчивались словесные доводы. В третьих, сводная сестра Ломоносова – Мария – была знахаркой и занималась костоправным искусством. Условным родоночальником куростровских Ломоносовых считается некто Артемий, живший на рубеже XVI-XVII вв.. Отец Ломоносова-ученого, Василий Дорофеефич, четвертый ребенок в семье, относится к 4 поколению рода. Известен тем, что сконструировал быстроходное судно «Святой Архангел Михаил», не зная никакой грамоты.

Слайд 6. Детство

В ноябре 1710 Василий Ломоносов женился на дочери дьякона Ирине Сивковой, матери Михайлы. Она умерла от горячки, когда будущему ученому было около 9 лет. Дети в поморских семьях воспитывались в строгости и с малолетства помогали старшим. Уже 10 лет отроду Михайло со своим отцом ходил в море, трудился в огороде, постройках, пас скот. Зимой, когда суета сельской жизни сбавляа темп, он учился читать и писать. 14-летний Ломоносов помогал односельчанам составлять разные документы и поправлял их расчеты. Имелся даже кафтан, на подкладке которого сохранились учебные записи Михайлы. Известно также, что из разговоров моряков он узнал о неких Спасских школах в Москве, и немедля порешил отправиться туда. Правда, гнет второй мачехи, Ирины Семеновой, сильно осложнял его отношения с отцом и процесс получения новых знаний. Читать книги Ломоносву приходилось в уединенных местах, в холоде и голоде.

Слайды 7-10. Путь в науку

Василий Дорофееврич, как человек неглупый, и к тому же настраеваемый женой, чувствовал неладное в поведении сына. В 1730 году он попытался женить Михайлу на девушке с Кольского полуострова и отправить молодых туда же на ПМЖ. Ломоносов-младший, поняв, что больше медлить нельзя, в декабре 1730 года отложил свадьбу, сказавшись больным, а сам холодной ночью отправляется в погоню за обозом с мерзлою рыбою, шедшим из Мишанинской в Москву. Лишь на третий день он догнал караван. Знаменитый путь Ломоносова продлися три недели и растянулся на 1700 км.
В Москве куростровским рыбакам до юноши никакого дела не было. Не говоря уже о том, что при себе у Михайлы были лишь три книги и ни копейки денег (кафтан, взятый с собой к тому врмени был продан). В первый же день в большом городе Ломоносов умудрился потерять «пашпорт», выданный ему в Холмогорах. Счастливая слчайность столкнула его в дверях рыбной лавки со своим земляком, который приютил «мудролюбивого отрока» у себя на какое-то время, а также показал дорогу до академии. В Спасские школы «подлое» население не брали, и Ломоносов сказался поповичем. Обман раскрылся, но вместо полагавшейся каторги и Сибири Михайлу пожалели и оставили учиться – ведь из-за лени детей бояр в школах царил вечный недобор. В годы обучения в Академии Ломоносов на все прожитье имел не более 4 копеек в день. Нищета удвоила его прилежание – пока дворянские дети в свободное время предавались веселью, он проводил часы в библиотеке Спасо-Залесского монастыря. Слава о крестьянском сыне, за 1,5 года освоившем 4 класса, да еще и блиставшего в латыни, математике и стихосложении, дошла до Петребурга, и юноша, транзитом через тамошнюю Академию наук, отправился обучаться в Германию вместе с 11 особо одаренными юношами.
Эта идея пришла в голову государству, так как в то время в Сибири бурно развивалась металлургия и велись геолого-разведочные работы. Никто из немцев в такую даль ехать не хотел, а специалистов-россиян нужного профиля просто не было. Именно так оказался наш герой в Марбургском университете, под начальством Христиана Вольфа. Будучи самым малочисленным среди всех студенческих братств, российское остальных своими угрозами и силой недюженной держало в страхе. Здесь Ломоносов встретил и свою будущую жену – дочь хозяйки дома, где он остановился – Елизавету-Христину Цильх, и, в основном, в угоду ей сумел в короткий спустить 300 рублей собственного жалования и влезть в долги еще на 477. Говорят, будто он зарабатывал тем, что взвешивал на ярмарках крупный рогтаый скот на им же изобретенных П-образных весах. На усердии к учебе такая безолаберность никак не сказывалась: Ломоносов успевал и переводить с немецкого стихи, и сочинять собственные, и собирать библиотеку, и заложить основу революционной в физике курпускулярной теории – в 1739 году вышла его диссертация «О различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул». В память о проворном выпускнике Марбургского университета было названо студенческое общежитие.
В том же 1739 году Ломоносов и компания отправляются во Фрайберг, на поруки к берг-физику Иоганну Фридриху Генкелю. Это был человек старой закалки, чей расцвет как ученого пришелся на 20-е годы XVIII века. К моменту приезда Ломоносова единственной гордостью Генкеля была его химическая лаборатория. Старый немец был наслышан о привычке русских ученых жить на широкую ногу и забирал все деньги, приходившие из Академии Наук, и выдавал их студентам только по большой необходимости, сам подыскивал им педагогов по фехтованию и танцам, сам покупал им одежду. Неукоснительного послушания требовал Генкель и на занятиях, не поощряя никаких исследований и теоретических изысков. Все это вылилось в серьезный конфликт Ломоносова и Генкеля – сперва строптивый архангелец не захотел перетирать сулему в качестве наказания. Вторая стычка случилась, когда химик отказал своим подопечным в выдаче положенным их денег. Тогда Ломоносов во что бы то ни стало решил вернуться в Петербург, и отправился на поиски посла. По дороге, на постоялом дворе под Дюссельдорфом, его заприметили прусские вербовщики рекрутов и обманом зачислили в свои ряды. Через неделю он сбежал с места прохождения службы – он ловчее прусских солдат переплыл ров и в мокрой одежде спасался от погони на протяжении двух миль. Спасла его лишь близость границы другого княжества, за которой полномочия пруссов кончались.
Но и эти усилия оказались напрасными. Посол выслал Ломоносова обратно в Марбург. Правда, к тому времени до царского двора дошли списки «Оды на взятие Хотина», написанной принципиально новым для России языком. И было принято решение отправить даровитого поэта на родину раньше срока. Так, 8 июня 1741 года Ломоносов оказался в Петербурге. Работа в Академии наук охватывает обширный период жизни ученого – от голодной юности до самой старости, более-менее обеспеченной. То, что он сумел создать за 24 года в стенах Академии, в СССР издавали более 30 лет. Лишь за несколько месяцев, проведенных в тюрьме (Ломоносова туда заключили за появление на заседании ученого совета в пьяном виде и упротреблении нецензурных слов), было написано три крупные работы по физике. К концу своей карьеры Ломоносов был профессором химии, а также курировал Академические университет и гимназию. Оба после смерти Ломоносова пришли в упадок.

Слайды 11-13. Ломоносов-ученый

В науке Ломоносов не видел места суевериям. К середине XVIII века бытовало мнение о том, что существуют материи, ответственные за различные явления – теплотворная, световая, электрическая, звуковая, световая... За последнюю активно ратовал Ньютон, а его авторитет на тот момент был непотопляем. Ломоносов же бросил вызов всем заблуждениям и начал ставить опыты. С помощью незамысловатых и остроумных замечаний, подкрепленных практическими наблюдениям, он разбивал вековые стереотипы один за другим. Им на смену пришли теория корпускулярного строения тел, строго обоснованная математически, а также передовые сообраажения в области атмосферного электричества (теория грозы и полярных сияний, нашедшая свое окончательное признание лишь 176 лет спустя). Правда, некоторые заблуждения и по сей день в силе – все мы с легкостью говорим, что ток течет по проводам в память об «электрической жидкости». Крайнее возмущение у Ломоносова вызывала и так называемая нормандская теория, согласно которой основы государственности и зачатки высокой общественной культуры в целом на Русь были привнесены другим народом – варягами. Ломоносову удалось собрать достаточно доказательств тому, что варяги, о которых идет речь в древних летописях, в 9 веке нашей эры также считались частью русского этноса, и таким образом доказал независимость зарождения государства на Руси от европейского влияния. В масштабах Академии наук нормандскую теорию активно лоббировал Г. Ф. Миллер, чья точка зрения даже у немцев-«русофобов» вызывала негодование. Правда, интерес к истории у Ломоносова проснулся лишь в последние годы жизни, и многие из своих сочинений он так и не успел закончить. Основным же полем своей деятельности ученый считал химию. До него это было ремеслом, сплошь состоявшим из мифов и разрозненных практических результатов. Ломоносов сделал химию наукой, в основе которой лежала математика.
Существуют результаты, полученные Ломоносовым, довольно любопытные, но не столь известные широкому кругу людей. Наверное, самым значительным достижением здесь является открытие атмосферы на Венере в мае 1761 года. Многие учениые замечали световой ободок вокруг Венеры, но лишь Михаил Васильевич смог истолковать это как рефракцию солнечных лучей в наличествующей у планеты атмосферы. Стараниями того же Ломоносова стало возможным снарядить несколько экспедиций на север страны для синхронного и более точного наблюдения за долгожданным параллаксом. Также в 1759 году Ломоносов не только получил кристаллы ртути одним из первых, но и смог грамотно обосновать ее принадлежность к металлам. 1754 годом датируется создание первого и, что важно, действующего механизма с вертикальным взлетом. Знаменитые эскизы «вертолета» Леонардо да Винчи были обнаружены много позже. Увлечение Ломоносова физикой произвело на свет около 30 различных оптических приборов, среди которых телескоп, носящий имя ученого. Михаил Васильевич еще при жизни настаивал на существовании Северного морского пути, но лишь в XX веке за его мыслью поспеют советские атомные ледоколы.

Слайд 14-17. Ломоносов-поэт и просветитель

Суть просветительских устремлений Ломоносова была проста – создать систему образования, где нет места сословным различиям и притеснению русских талантов немецкими профессорами. Так, назло Генкелю и на благо русским пытливым умам, он добился постройки первой в стране химической лаборатории (1748), а еще через 7 лет свои двери открыл Московский университет, крайне популярный среди разночинцев (т. е. не принадлежавших к дворянам). Также Ломоносов активно пропагандировал преподавание научных дисциплин на русском языке, и сам лично читал курс физической химии именно так.
Особого внимания заслуживают проекты Ломоносова по созданию стекловаренного завода. Первые за время, прошедшее после устранения монголо-татарского ига, заводы такого профиля в России были построены еще в 80 годы 17 века, но их создали шведы. Ломоносов же сумел в 1756 году получить жалованую грамоту на владение землями в Усть-Рудице, где вскоре открылась стекловаренная фабрика с 9 печами. Именно там произвден стеклярус, которым расшиты панно стеклярусного кабинета в Ораниенбаумском дворце, а за создание мозаичного панно «Полтавская баталия» Ломоносов был признан почетным членом Академии трех знатнейших художеств (1763).
Стоит сказать, что свое стихотворчесто Ломоносов никогда не воспринимал уж очень серьезно. Да, конечно, он бросил вызов своим современникам-литераторам, отказавшись от слепого подражания иностранной поэзии. Путешествуя по Германии, он почерпнул много концептуальных идей и источников вдохновения (его возлюбленная, Элизабет Цильх, например). Так, он и В. К, Тредиаковский разработали так называемую «Русскую силлабо-тоническую реформу». За ней последовало создание русского четырехстопного ямба и первые опыты по написанию хвалебных и филосовских од. Мы помним, как ода «На взятие Хотыни» вызволила Ломоносова из Марбурга, но и скандалов было предостаточно. Из-за конфликта научных и религиозных представлений о мире у ученого были проблемы с Синодом, а за «Гимн бороде» его едва не отлучили от церкви (Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена, и что тела часть срамная тем тебе предпочтена).
Учеников после себя Ломоносов почти не оставил. Из-за буйного характера сумел перессориться со всеми, кто мог таковыми стать. Любимец ученого, Иван Барков, прославившийся как поэт-похабник и подобно Долохову из «Войны и мира» несколько раз разжалованный Академией наук в пух и прах, умер в 35 лет, то ли от пьянства, то ли от срамной болезни. Он от природы обладал способностями к языкам, и Ломоносов часто говаривал ему: «Не знаешь ты себе цены, Иван, не знаешь». Еще до нас дошли сведения о том, что ученый позволил себе драть за уши 10-летнего Павла I, который встретил известие о его кончине словами «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал».

Слайд 17. Семья и потомки.

Факты, дошедшие до нас о семье Ломоносова, весьма противоречивы. Доподлинно известно, что он в 1740 году женился на своей марбургской возлюбленной, Элизабет Цильх, дочери пивовара, но лишь в 1745 году смог забрать ее в Россию и создать хоть какие-то условия для жизни семьи. Женщиной она была очень скромной, мягкой, любила разводить курочек и кошечек, сажала клумбы. За попытку намеренно испортить насаждения Цильх, один из недоброжелателей Ломоносова поплатился входной дверью в дом и собственным здоровьем. Одна профессорская вдова, соседка Ломоносовых, вспоминает, что именно от них (Ломоносовых) все время за кофейником бегали, что говорит о редкой бесхозяйственности супругов. Однако напряжение и поморскую дисциплину Ломоносов держал превосходно. И при всем том слыл нежным отцом – после тяжелого рабочего дня в Академии дочь Елена садилась к нему на колени, и они рассказывали друг другу о том, как прошел день. Всего в браке родилось трое детей, – Елизавета, Иван и Елена, но лишь последняя не умерла в младенчестве, прожила 23 года и оставила после себя четырех детей. Так, внучка Ломоносова, Софья Алексеевна, вышла замуж за героя войны 1812 года, Николая Раевского, а уже их дочь прославилась как Мария Волконская, жена декабриста. Особого внимания заслуживает Михаил Головин, племянник Ломоносова, которого тот пригласил в Петербург из Мишанинской в 1765 для обучения наукам. Впоследствии он стал первым русским физиком-методистом.

Слайд 20. Последние годы жизни.

В последние годы жизни ученого была достигнута относительная материальная стабильность в семье. У Ломоносовых с 1757 года была своя усадьба на Мойке с прилегающей к ней обсерваторией. Служанка вспоминала, что ученый стал рассеян, и вместа пера за ухо часто клал ложку, но остроты ума не утратил. Уже с 38 лет у него были проблемы с ногами, он с трудом передвигался,и при этом не изменял самому себе: по-прежнему до хрипоты, со всей русской прямотой, спорил с немцами, нередко дискуссии с его участием заканчивались драками. Екатерина II, следившая за противостоянием «нормандцев» и Ломоносова, даже посетила дом последнего, с интересом наблюдала все физические опыты, а затем назвала нашего героя «первейшим ученым России». Также перед смертью он успел составить список своих самх значимых в жизи дел. Умер Ломоносов 4 апреля 1765 года в своем доме, от воспаления легких. Последнее, что он произнес: «жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, чего все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною.. » Похороны состоялись8 апреля 1765 года в Александро-Невской лавре. Ему было 53 года.

Слайд 21. Памятники

Петр Иванович Челищев в 1791 году совершил путешествие на Север России, на родину Ломоносова. Челищев решил поставить на берегу реки Курополки, против Холмогор, им самим спроектированный памятник. Памятник был сделан из досок в виде четырехгранной пирамиды, Общая высота его составляла 2 метра 85 см. Он был окрашен белой краской с черным рисунком и надписями. Деревянный памятник был поставлен на песчаном берегу, размываемом водой в половодье, он разрушился, и остатки его могли быть унесены водой. С тех пор прошло несколько сотен лет, и число памятников академику на данный момент достигает 14 штук, если говорить о крупных монументах. А сколько по стране еще скромных бюстиков! Среди них есть как и величественное «Тысячелените Руси», так и скульптуры наподобие той, что установлена в одном из московских парков (левый верхний угол).

Слайд 22. Их назвали в честь Ломоносова

В настоящий момент с именем Михаила Васильевича связан аж 61 топоним нашей страны и ближнего зарубежья! И это не считая того, что ускользнуло от зоркого ока «Википедии». Прибавьте к этому 15 учебных заведений России,, ледник на Шпицбергене, скромных габаритов ракообразное, а точнее, целый вид оных, красивейшие сорта сирени и розы, кратеры на Луне и Марсе, астероид... Что ни говори, а забвение Ломоносову в пределах нашей Солнечной системы грозит еще ой как не скоро!

Слайд 23. Цитаты

Взгляните на эти колкие, жизненные, лаконичные фразы. А ведь они почти полностью перекочевали в презентацию из научных трудов великого ума нашей Родины и его же дебатов с коллегами. Это – не только очередная яркая иллюстрация к рассказу о том, как «архангельский мужик стал разумен и велик», но и заключительное напутствие всем слушавшим. На этой жизнеутверждающей ноте я и хочу закончить наш урок.

Список используемой литературы

  1. Ломоносов М. В. Сочинения: [В 8 т.]. – СПб.; М.; Л., 1891-1948
  2. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек – М.: Молодая гвардия, 2010. – 471 с. – (Жизнь замечательных людей)
  3. Википедия – свободная энциклопедия
  4. http://museum.lomic.ru/– Историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова