Интегрированный урок (окружающий мир + развитие речи) по теме "Наша семья" (2-й специальный (коррекционный) класс VII вида)

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Тема: Наша семья.

Форма урока: телепередача “Пока все дома”.

Организация детей: групповая работа.

Цель урока: Формирование духовных и нравственных качеств сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

Задачи:

Образовательная:
Учить понимать взаимосвязи родственных отношений; планировать свои действия и речь по опорным схемам, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Коррекционно-развивающая:
Активизировать словарный запас по темам “семья”, “человеческие отношения”.
Развивать эмоционально – волевую сферу, творческие способности учащихся, навыки работы в группах.

Воспитательная:
Воспитывать у учащихся чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, друг другу; желания прийти на помощь в трудную минуту.

Оборудование:

Демонстрационные пособия: план урока, тема урока, ключ к шифровке, крыша, окно и “кирпичи” дома со словами: ДОБРОТА, ДОВЕРИЕ, ТЕПЛО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, ВЕРНОСТЬ, УЮТ, УВАЖЕНИЕ, СЧАСТЬЕ, ЗАБОТА, СПОКОЙСТВИЕ, МИР, РАДОСТЬ; анаграммы, карточки (вопросы к предложению, к рассказу, человеческие отношения, самооценка). Лица для рефлексии, макет телевизора, микрофон, магнитофон, выставка рисунков и поделок.

Раздаточные материалы: кубик рефлексии, словарь настроений, сигнальный блокнот, пословицы, тексты, карточки.

Ход урока

Содержание

Примеч.

1. Оргмомент Учитель

– Мы рады видеть вас на уроке развития речи. С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на кубике ваше настроение.

– Выберите, какое слово из словаря настроений больше вам подходит и почему.

Кубик рефлексии

Словарь настроений

2. Работа над дикцией и пальчиковая гимнастика. Логопед

– У меня тоже хорошее настроение, потому что я уверена, что вы будете стараться на уроке, и у вас все получится.

– Проверим, послушны ли ваши губы, зубы и язычок, подготовим их к работе.

Упражнения “Лягушка”, “Слонёнок”, “Маляр”, “Шарик”.

– А теперь разомнём пальчики. Пальчиковая гимнастика.

– Оцените свою работу с помощью сигнального блокнота:

зеленый цвет – я хорошо работал, и у меня все получилось;

желтый цвет – я старался, но пока не все получается;

красный цвет – у меня не получилось.

Самооценка
3. Объявление темы и постановка задач урока. Учитель

– Для чего нужны уроки развития речи? Ответьте, используя картинки-опоры.

– Что мы будем делать сегодня на уроке?

– Весь урок мы будем готовиться к составлению рассказа.

– Расшифруем тему нашего урока (каждая группа составляет по 1 слову, выделяя из названий картинок определенный звук)

– Прочитаем хором.

Звучит песня (музыкальная заставка к телепередаче “Пока все дома”).

Ведущий (ребенок):

Всем доброе утро! Мы рады приветствовать вас на передаче “Пока все дома”. И не зря прозвучала песня о доме, о семье. Ведь они для каждого из нас самое главное, самое нужное в жизни. Сегодня мы в гостях у ребят 2 “В” класса школы № 29 г. Северодвинска.

Учитель

– Мы с Ириной Владимировной помогаем Алёше вести передачу о семье. Сегодня, ребята, мы должны будем построить дом из кирпичиков. Выполняя правильно задания, можно будет выбирать кирпичик для строительства дома.

Опоры.
4. Работа с пословицами. Ведущий (ребенок):

Первая рубрика нашей программы “ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ”.

Вы знаете, что магнит притягивает к себе металлические предметы. А какие слова притягиваются к слову “Семья”? (дети по командам подбирают слова)

Учитель

– С заданием вы справились и можете выбрать первый кирпичик для нашего дома

Логопед

– С давних времен народ ценил дом, семью и создал много пословиц и поговорок на эту тему. Вы встречались с ними на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, на моих занятиях. Проверим ваши знания.

Первое задание.

Вы получили конверты с заданиями, которые будете выполнять в парах.

Те, у кого на конвертах написано слово “Собери”, должны собрать пословицы из частей.

Те, у кого слово “Восстанови”, должны вспомнить пословицу по опорным словам.

– Прочитаем, какие пословицы у вас получились.

Второе задание.

– Я дам объяснение, а вы подберите к нему пословицу:

  1. Хорошо, когда вся семья собирается вместе, дружно занимается делами и отдыхает.
  2. Самый близкий и родной человек для каждого из нас это мама. Она всегда поддержит и подбодрит. Она пожалеет и приласкает, с ней всегда хорошо.

– Теперь вы сами дайте объяснение пословице:

В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ. (Заслушиваются ответы детей)

– Оцените свои знания пословиц по теме “Семья”

1 кирпичик

Диффернцированное задание

Сигнальный блокнот

2 кирпичик

5. Формирование представлений о родственных отношениях Учитель

Первое задание.

– Давайте вспомним состав семьи, названия её членов, решив анаграммы (заколдованные слова):

Второе задание

– Дома вы выполняли рисунки на тему “Вечер в моей семье”. Выберите по 1 человеку от группы, который расскажет по своему рисунку о своей семье

– Оцените, как вы справились с домашним заданием: составлением рассказа.

Третье задание

– Эти слова помогут вам восстановить предложения. Работаем в парах:

БАБУШКА – …ОТЦА, А ОТЕЦ – …БАБУШКИ.

МАМА – …ДЕДУШКЕ, А ДЕДУШКА – …МАМЕ.

ПЕТЯ – …МАМЕ, И …ТАНЕ.

ТАНЯ – …ДЕДУШКЕ И …ПАПЕ.

ТАНЯ – …ПЕТЕ И БАБУШКЕ.

ПЕТЯ – …ДЕДУШКЕ И …ПАПЕ.

– Оцените, как вы знаете родственные отношения.

Сигнальный блокнот

3 кирпичик

Самооценка

4 кирпичик

6.Физкультминутка. Под музыку дети повторяют танцевальные движения за ведущим.  
7. Развитие связной речи Ведущий:

Далее в нашей программе рубрика “СЕМЕЙНЫЙ РИНГ”. Учитель будет задавать вам вопросы, а вы постарайтесь ответить на них полно и правильно.

Учитель

  1. Кем работает твоя мама?
  2. Кем работает твой папа?
  3. Что тебе нравится в твоей семье?
  4. Как ты относишься к младшему брату?
  5. Какие дела вы делаете всей семьёй?
  6. Как ты помогаешь своим родителям?
  7. Часто ли у вас бывают гости?
  8. Как ты поздравишь завтра своего папу с праздником?
  9. Что лучше всех делает твоя мама?
  10. Чему ты учишься у папы?
  11. Чем ты можешь порадовать своих родных?
  12. Чем увлекается твой дедушка?

Логопед

– А моя бабушка очень хорошо умела вязать.

Ведущий:

Новая рубрика нашей программы “ОЧЕНЬ УМЕЛЫЕ РУЧКИ”.

Логопед

Прочитаем предложение: БАБУШКА ВЯЖЕТ. Скажите, интересно ли это предложение? Можно ли его дополнить?

Мы будем с вами дополнять предложение, а помогут нам вопросы:

КОГДА? КАКАЯ? ЧТО? КАКОЙ? КОМУ?

– Кто повторит новое предложение?

– Какое оно получилось?

Учитель

Мы с вами собирали поделки, выполненные руками ваших близких, посмотрите какая прекрасная получилась выставка.

Ребята проведут экскурсию по нашей выставке и расскажут, что умеют делать члены их семей.

Табличка:

ЧТО ДЕЛАЮТ?

5 кирпичик

Самооценка

6 кирпичик

7 кирпичик

8. Активизация словаря Ведущий:

Приглашаем вас в “ШКОЛУ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ”

Логопед

– Подберём прилагательные к слову “семья” и распределим их на 2 группы: положительные (хорошие) качества и отрицательные (плохие).

– Какие слова вам не понятны?

– Помогите мне соединить стрелками слова – антонимы.

Ведущий:

Мы встретимся с вами после рекламной паузы.

Логопед

– Прорекламируйте каждый свою семью. Закончите фразу: “Моя семья самая …”.

Можно использовать слова с доски.

Самооценка

8 кирпичик

Табличка:

КАКАЯ?

9 кирпичик

9.Физкультминутка Ведущий:

Почти в каждой семье живут домашние животные, поэтому нам не обойтись без рубрики “ЗВЕРЬЁ МОЁ”.

Учитель

– Какие домашние животные есть у вас?

  1. Стараемся произносить слова чётко и красиво:
  2. Кусается сильно котёнок – глупыш,
    Он думает это не палец, а мышь.
    Но я же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться – скажу тебе: “Кышь!”

  3. Превратимся ненадолго в домашних животных. Вы танцуете под музыку, смотрите внимательно на картинки. Если я показываю домашнее животное, то постарайтесь его изобразить, если дикое, то останавливаетесь
Массаж ногтевых фаланг прищепками

10 кирпичик

10 Работа с текстами. Ведущий:

Последняя рубрика нашей программы – “СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ”

Учитель

– В каждой семье вечер, когда все собираются дома, проходит по-своему. Работая с текстами, вы познакомитесь, как проводят время в некоторых семьях.

I группа – поставить предложения по порядку так, чтобы получился связный рассказ.

Наступил вечер. Мама пришла с работы и готовит ужин. Дети накрывают на стол. Папа принёс свежий хлеб и режет его. Дедушка и бабушка смотрят по телевизору новости. Мама пригласила всех за стол. Как хорошо, что вся семья вместе!

2 и 3 группы – прочитать тексты, написанные определённым шрифтом.

Тёплый семейный Наступил вечер. тихий зимний После вечер. ужина мы На улице холодно, занимаемся а дома делами. тепло и уютно. Мама Пахнет взяла цветные ароматными пирожками. Нитки Это и милая бабушка вышивает испекла их картину в подарок. к вечернему чаепитию. Папа с братом Дед с внуком осваивают делают новую игру кормушку для птиц. на компьютере. А Папа решил я играю посмотреть с любимым фильм. Мама котёнком моет Пушком маленькую дочку.

– Попробуйте озаглавить тексты.

– Какие пословицы вы можете подобрать к этим рассказам?

Дифференцированное задание

Табличка::

КОГДА?

Самооценка

11 кирпичик

11. Составление рассказа Логопед

– Весь урок мы готовились к составлению рассказа по теме “Вечер в семье”. Мы отвечали на вопросы, подбирали прилагательные. Эти вопросы будут вашими помощниками. Вы просмотрите небольшую инсценировку и составите свой рассказ.

– Приглашаем артистов: папа, мама, 2 сына, дедушка и бабушка.

– Рассказ – эстафета по опорным вопросам(на доске вопросы ЧТО ДЕЛАЮТ? КОГДА? КАКАЯ?).

Самооценка

12 кирпичик

12. Дом.задание Учитель

– Эти вопросы помогут и вам составить дома рассказ по своим рисункам “Вечер в моей семье”. Поднимите руку, кто понял, как работать дома.

 
14. Итог Учитель

– Вот какой получился у нас дом: красивый, надёжный. Прочитаем, какие главные качества должны быть в каждой семье:….

Без этого не может быть счастливой ни одна семья.

– Чем мы занимались сегодня на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

– Посовещайтесь в группах, кто какую оценку заслужил.

– Встаньте, кому ребята поставили “5” и “4”.

– Нарисуйте, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Сигнальный блокнот

Приложение