Позитивные и негативные стороны тестов ЕГЭ

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


С ведением единого государственного экзамена в школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванные отсутствием опыта работы.

Тестирование требует от школьников не только знания определенного материала, но также умение работать с ним, то есть понимать специфику тестовых заданий. Тесты достижений или тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания и поэтому являются эффективным средством контроля.

Тест слово английское (тест - проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат которых позволяет измерить психофизические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Оно позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От других способов отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Отсюда понятно, что с помощью теста можно проверить психологические, физические, умственные и другие способности человека.

Неотъемлемая часть обучения - это контроль знаний. Важность и необходимость контроля знаний подтверждается разнообразием форм, в которых она проводится: устный и письменный опросы, анкетирование, тестирование. Последняя форма контроля заслуживает особого внимания, она широко распространена в (передовых странах мира (США, Япония, Германия и другие). Во всем мире тестовая технология развивается как самостоятельное научное направление вне связи с предметом тестирования. Это направление заложено трудами Ф. Гамильтона (1884) и Д. Кэттелла(1880) в конце 19 века, а оформилось в 30 -е годы 20 века в виде теории, получившей название классической. В настоящее время, как и всякое научное направление, оно продолжает развиваться в трудах Д. Станле (1971), Л. Гуттмана(1986).

Тест имеет ряд преимуществ:

Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль над усвоением материала на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить “потолок” знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих.

Тест выявляет общую картину усвоения материала и даёт возможность дляиндивидуальной работы, как с успевающими учениками, так и с отстающими.

Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке и, кроме того, дает возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо. После этого можно провести “реабилитирующий” тест для тех, кто не справился с первым.

Более интенсивная работа при тестировании, ее игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате. Очевидно, оказывает влияние и более ярко выраженная объективность контроля.

При регулярных тестированиях можно выработать шкалу успехов, имеющую достаточно широкий диапазон, что позволит упорядочить всю группу тестируемых.

Тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления. Ведь тестируемый находится перед выбором найти ответ или угадать его. Многие угадывают, действуя методом исключения: отбрасывают невозможные варианты и затем проверяют оставшиеся.

Тест реализует и функцию обучения.

Тест легко поддается компьютеризации. Ветвящиеся тесты, несомненно, удобнее загнать в машину.

Какие же преимущества имеет тестовый метод контроля знаний перед другими формами? Прежде всего, нужно отметить, что любой педагогический контроль - это измерение результатов. Как любой вид измерения, он имеет точность и ошибку. А вот в тестовой технологии контроля знаний на основе статистического анализа результатов, насколько качественно выявлены знания. И в этом преимущества теста перед другими формами проверки знаний.

Таким образом, тестовая форма переводит контроль знаний с интуитивного уровня на строго научный. Хотя тест составляется человеком, его использование опосредовано через анкету или дисплей компьютера, что создает немаловажную в нынешних условиях иллюзию объективности.И в этом состоит второе преимущество тестов.

Третьим преимуществом теста является его теоретически безграничная дифференцирующая сила (способность различать сильных испытуемых отслабых).

Тестовая технология удачно вписывается в рейтинговую систему обучения, где с её помощью можно дифференцировать и сравнивать.

Сопоставимость оценки знаний у различных обучаемых, одной и разных групп, одного и разных учебных заведений - ещё одно достоинство педагогических тестов.Один и тот же тест может быть проведен в разное время в разных учебных группах, но при условии выполнения некоторых правил тестовых технологии его результаты могут вполне объективно сравниваться. Именно эта особенность привлекает тех, кто контролирует работу учебных заведений.

Но ввиду отсутствия опыта у тех и других должна прививаться культура тестирования, чтобы избежать стрессовой ситуации, которая возникает порой у многих во время экзаменов и инспекторских проверок.

Немаловажными преимуществами теста являются возможности временной проверки знаний у большой группы испытуемых и оперативность её проведения. В условиях дефицита времени в современном процессе обучения это чрезвычайно важно. Из - за постоянно возрастающего потока информации необходимо тестирование при проверке большого объема знаний.

Не следует думать, что тест - это панацея и лучше его для контроля знаний ничего нет. У педагогического теста есть и недостатки. Однако не надо идеализировать возможности тестов. Они не в состоянии выявить все особенности обучаемых. “Тугодумы”, которым нужно много времени на размышление, тест ставит в очень не выгодное положение.

Конечно, тест не дает представления о методах решения и не позволяет выяснить, как развиты навыки записи решений задач, что является немаловажным моментом обучения.

Во-первых, тест лишает возможности обучаемого говорить, аргументировать свои отвергать тестирование как метод контроля.

Во-вторых, тестом нельзя оценить процесс мыслительной деятельности, так как он позволяет только проверить его конечный результат.

Формой тестовых заданий исключается возможность наблюдения заходом логических рассуждений испытуемого, а следовательно, затрудняется обнаружение ошибок при этом.

Тестовой формой проверки знаний у обучаемых ослабляется речь, способность к образному мышлению.

В настоящее время российское общество входит в мировое экономическое сообщество, и вместе с ним в мировое образовательное пространство должна войти и российская система образования.

Меняются подходы, содержание образования. У субъектов образовательной системы иные права, иные отношения, иное поведение.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитие способностей, оперирование информацией, творческим решением проблем.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся субъект - субъективные отношения учителя и ученика.

Современный учитель должен уметь видеть в педагогической ситуации проблему и уметь сформулировать её в виде педагогических задач. Учитель должен уметь работать с содержанием рабочего материала, интерпретировать различную информацию; формировать у школьников общеучебные и социальные умения и навыки.