Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №1» в городе Салават Республики Башкортостан создано для помощи детям с тяжелыми нарушениями речи, в частности для детей с ОНР, осложненным моторной алалией, стертой дизартрией, разными формами ринолалии. Это учреждение единственное в городе, которое осуществляет коррекцию речи детей с 3-хлетнего возраста.

В нашем учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи решается множество задач, но одной из главных мы считаем расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений.

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

Говоря о слаженной работе всех специалистов ДОУ при коррекции речевого дефекта у ребенка, хочется обратить особое внимание на совместную работу учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Музыкальные занятия и логопедическая ритмика могут быть определены как одна из форм своеобразной активной терапии.

Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения.

Основополагающим принципом таких занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховой функции, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание (физиологическое и речевое), моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, способность произвольно передвигаться в пространстве, развитию ловкости, силы, выносливости.

Общеизвестно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра и что дети, особенно с отклонениями в речевом и психическом развитии, лучше запоминают то, что заинтересовало их, вызвало яркие эмоциональные переживания. Поэтому логоритмические занятия являются одной из самых эффективных форм коррекционно-педагогической работы. Музыка, затрагивая «чуткие струны сердца», вызывают эмоциональный всплеск радости, создают высокий благоприятный оптимизирующий фон занятия. Это способствует прочному запоминанию изучаемого материала и превращает систему занятий в радостный процесс познания. Такие занятия проходят как игра, живо, при высокой активности детей. Они пробуждают их мысль, фантазию, активизируют речь. Даже малообщительные, инертные дети начинают проявлять некоторую творческую инициативу, импровизацию, выдумку, речевую активность.

С прошлого учебного года в нашем ДОУ ведется плодотворная работа в направлении создания системы работы по логопедической ритмике в рамках проектной деятельности. Совместно с музыкальным руководителем мы разработали диагностическую карту для обследования навыков по логопедической ритмике, перспективное и календарное планирование занятий по логоритмике с детьми младшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. В этом году данная работа продолжается уже с детьми среднего возраста, также разрабатываются перспективный и календарный план занятий по логоритмике в соответствии с программными требованиями, возрастом детей, их индивидуальными возможностями и структурой речевого дефекта.

Результатом данной работы планируется создать в конце учебного года сборник материалов по логопедической ритмике, в котором будет отражена вся система работы в данном направлении с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, имеющими ОНР. Этот сборник, мы надеемся, поможет учителям-логопедам и музыкальным руководителям, воспитателям, учителям-дефектологам, педагогам – психологам в коррекционной работе с детьми младшего и среднего возраста. В дальнейшем мы планируем продолжить эту работу в рамках проектной деятельности уже с дошкольниками старшего возраста.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается конспект логоритмического занятия, проведенного в МДОУ № 1 г. Салавата Республики Башкортостан с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи, в рамках Международного семинара «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт», который прошел с 14 по 18 июня 2010 года в городе Салават Республики Башкортостан с участием логопедов из Германии.

Образовательная область: «Коммуникация», «Музыка»

Интегрированные области: «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Физическая культура».

Тема: В гостях у сказки (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)

Цели: развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и просодическую сторону речи, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности; пополнять и активизировать словарь детей по теме «Посуда. Продукты питания», закреплять умение образовывать относительные прилагательные, дифференцировать понятия «кухонная», «столовая» и «чайная» посуда; развивать у детей слуховое внимание, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, координацию речи с движением, чувство ритма, физиологическое и речевое дыхание, умение петь и правильно брать дыхание, умение владеть своим голосом; приобщать к музыкальному искусству, развивать у детей музыкальность, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Оборудование: фланелеграф, картинки для него – Аленушка, Ванюшка, печка, яблоня, речка, избушка, Баба-Яга, гуси-лебеди; яблочко; игрушечная посуда; деревянные ложки по количеству детей.

Организация деятельности

I. Организационный момент

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских инструментов и садятся на места.

Логопед:

Сядем, деточки, рядком
Да поговорим ладком
Про сказки русские, известные
И до сих пор нам интересные.

– Сегодня я предлагаю вам путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди».

– В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали как-то они к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали в доме прибраться да за Ванюшкой – малышом посмотреть. Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали.

II. Упражнение на развитие внимания «На лошадке»

Ехали дрожки (дети ходят, высоко поднимая колени)
По стежке-дорожке,
По стежке-дорожке
Ровнее ладошки.
Лугом, лесочком (двигаются прямым галопом),
Через реку, мосточком,
С кочки на кочку
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням (скачут),
По ухабам, по корням.
Прямо в яму –
БАМ! (Быстро приседают.)

III. Координация речи с движением (Приложение 1)

Логопед: А Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки:

Мои руки умелые такие, («Аленушка» вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз)
Мои руки – руки золотые.
Они умеют вышивать, (выполняет движения в соответствии с текстом)
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть,
За порядком следить. (грозит пальчиком.)
Вот они какие – (вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз)
Руки золотые.

Ребенок: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Подружки первым делом поздоровались.

IV. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» (на музыку С. Коротаевой)

Здравствуй, дружочек, (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
Здравствуй, дружок!
Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки идут по кругу.)
Дружно по кругу с тобою пойдем,
Здороваться вместе начнем!
– Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперед руки.)
– Хлоп, хлоп! (Хлопают.)
– Здравствуйте, здравствуйте, ножки! (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.)
– Топ-топ! (Топают.)
– Здравствуйте, наши ладошки! Поворачивают ладошки.
– Хлоп, хлоп! Делают «тарелочки»
– Здравствуйте, наши коленки! (Гладят колени ладошками.)
– Шлеп, шлеп! (Шлепают ладонями по коленям.)
– Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
– Здравствуй, дружок!
Галопом поскачет наш дружный кружок. (Двигаются боковым галопом по кругу, руки на пояс.)
Легкие ножки по кругу бегут,
На месте стоять не дают.
– Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
– Здравствуй, дружок!
Быстро кружится наш ровный кружок. (Взявшись за руки, легко бегут по кругу.)
Резвые ножки быстро бегут,
И остановятся тут.
– Мы улыбнемся друг другу с тобой. (Качают головой.)
– Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперед.)

Ребенок: Пока ребята на улице играли, налетели гуси-лебеди. Подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе-Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дорожке, торопится.

V. Подбор названий продуктов, блюд из муки

Ребенок: Дошла Аленушка до печки. Просит девочку печка открыть заслонку, вынуть пышки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пышки.

Логопед: Ребята, а что можно еще испечь в печке? (пирожки, пироги, беляши, хлеб, блины, булочки, плюшки и т.д.)

VI. Логопедическая гимнастика.

1. «Месим тесто» – толкать язычком то одну щечку, то в другую.
2. «Раскатываем тесто» – с силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.
3. «Блинчик» – держать язык широкой лопаткой.
4. «Кладем начинку» – заворачивать края языка.
5. «Печем пирожки» – надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».
6. «Вкусный пирожок» – облизать губы языком.

VII. Песня «Булочки» (муз. Е Арсенина, сл. А Вольского)

Логопед: Какие вкусные пирожки мы испекли, а булочки вы любите? Давайте про них споем песню.

VIII. Образование относительных прилагательных.

Ребенок: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит. Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоньке. Сняла яблочки, сложила их в кучку.

Логопед: Ребята, а кроме яблок вы какие фрукты знаете? (Груша, слива, апельсин, мандарин, абрикос, персик.)

– А что из фруктов можно приготовить? (Сок, варенье, компот, кисель, начинку для пирога.)

– Если сок из яблок, то он яблочный, из груш – грушевый, из апельсинов – апельсиновый, из слив – сливовый, а варенье из персиков – персиковое, из абрикосов – абрикосовое, кисель из фруктов – фруктовый и.т.д.

IX. Игра «Яблочко» Слова М. Картушиной, русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я»

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, одно яблочко скатилось прямо к нам. Это яблонька Аленушку отблагодарила. Давайте с ним поиграем.

Дети встают в круг и передают яблочко из рук в руки под песню

Яблочко золотое,
Яблочко наливное
По рукам катилось
И остановилось.

Ребенок с яблоком выходит из круга. Дети ему говорят, грозя пальцем:

Быстро с яблочком беги
И друзей себе найди.

Ребенок-водящий под музыку бежит за кругом, с окончанием музыки останавливается и задевает двоих детей, около которых он остановился, все ребята хлопают в ладоши и говорят: «Раз! Два! Три! Беги!» Выбранные дети бегут в разные стороны, обегают круг и возвращаются к водящему. Выигрывает тот ребенок, который первый возьмет яблоко с ладони водящего. Игра повторяется.

X. Чистоговорка «К-К'»

Ребенок: Подошла девочка к речке. А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. И опять побежала речка весело.

Ка-ка-ка – бежит чистая река. (Дети делают волнообразные движения руками.)
Ки-ки-ки – берега высоки. (Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их.)
Ке-ке-ке – искупаемся в реке. (Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди.)
Уки-уки-уки – в реке плавают щуки. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.)

XI. Фонопедическое упражнение «В лесу»

Ребенок: Довела дорога Аленушку до лесу. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.

Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а…» – штро-бас на связках.)
Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у…», делая glissandoсверху вниз от самого низкого до самого высокого регистра.)
Шелестят листья на ветру. (Поизносят «ш-ш-ш…» на продолжительном выдохе.)
Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а,а,а,…» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.)
Квакают на лесном болоте лягушки. (Произносят «Ква-а-а..» в низком регистре.)
Зудят комары. (Пропевают «з-з-з…», делая glissando вверх-вниз.)
Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух» : 1-й слог самым низким,2-й слог – самым высоким голосом.)

Ребенок: Зашла Аленушка в самую чащу. Видит, дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба-Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Осталась Аленушка у Бабы-Яги, стала прибираться, обед готовить, чаем старую угощать.

XII Дидактическая игра «Разбери посуду» (Приложение 2)

Логопед: Ребята, посмотрите, какой у Бабы-Яги беспорядок, посуда вся валяется, по местам не убрана. Давайте Аленушке поможем с посудой, разберем по полочкам: столовую, кухонную и чайную.

Дети делятся на 3 команды и под музыку разбирают посуду.

XIII. Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять»

1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики на обеих руках)
Вышла чашка погулять (сжимают и разжимают кулачки)
Мимо чайник пролетает – (одну ладонь держат «чашечкой», кулачок второй руки – «чайник, наливающий чай»)
Чашку чаем наполняет.

– Буль-буль!.. (хлопают ладонью одной руки по ладони другой (2 раза)
Ой-ей-ей! (Прижимают ладони к щекам и качают головой)
Нужен сахар кусковой. (Хлопают ладонями по коленям.)
Мимо ложка пролетает, (Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Сахар в чашке растворяет
-Дзынь-дзынь!.. (Хлопают в ладоши (2 раза)
Ой-ей-ей! (Прижимают ладони к щекам и качают головой.)
Нужен пряник расписной. (Хлопают ладонями по коленям.)

XIV. Игра на деревянных ложках. (Приложение 3)

Логопед: – Ты Баба-Яга пока посиди, попей чаю с вареньем, а дети тебе сыграют на музыкальных инструментах.

Дети берут по две деревянные ложки и отстукивают ритм звучащей русской народной мелодии.

XV. Подвижная игра «Спрячься от гусей-лебедей»

Ребенок: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей – лебедей.

Дети под музыку бегут по кругу. Если логопед говорит слово «печка», дети приседают и закрывают голову руками, услышав слово « речка» – ложатся на пол, на слово «яблонька» – встают прямо и поднимают руки вверх.

Логопед: Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе-Яге ни с чем. Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Аленушку с братом? (…)

XVI. Танец

Логопед: Только прибежали Аленушка с братцем к дому, а тут и маменька с папенькой из города вернулись. Обрадовались и стали танцевать.

Дети встают парами и выполняют движения под русскую народную мелодию.

XVII. Релаксация

XVIII. Итог

Все: Вот и сказке конец, кто слушал и рассказывал молодец.

Список используемой литературы:

  1. Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика – М., 1985.
  2. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
  4. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
  5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.