Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф']. 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с буквами Ф, ф.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки чтения и работы с текстом, умение правильно ставить логическое ударение.
  2. Развивать орфографическую зоркость
  3. Воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.

Обучение УУД: умение распределять роли для чтения по ролям; осуществлять действия на основе целевых установок.

Оборудование: презентация, карточки с текстом (Приложение 1), учебник «Азбука. 1 класс» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2011.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

- Какие новые буквы вы повторяли на прошлом уроке?

- Какой звук они обозначают?

II. Актуализация знаний

Распределение ролей и чтение диалога «Зверь на букву Ю».

Работа с лентой букв на с. 69 учебника.

- Назовите согласные всегда звонкие звуки. Какими буквами они обозначены?

- Какие согласные звуки всегда мягкие? Какими буквами они обозначены?

- Какая буква не имеет никакого звука? Для чего она нужна в русском языке?

III. Постановка целей и определение темы урока

- На ленте букв найдите и назовите звонкие и глухие парные согласные. У какой буквы нет пары? Как вы думаете, в русском языке есть глухие звуки, которые будут парными звукам [в], [в’]?

- Кто догадался, какая тема нашего урока? Чем мы будем сегодня заниматься?

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [ф], [ф’]

- Отгадайте загадку.

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф.)

- Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.) (Слайд 2, презентация.)

- Проведём фонетический разбор этих слов. Соотнесите слова со схемами к ним.

- Какой новый звук услышали в словах шарф и шарфик? Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором мягко?

Вывод. Согласный, глухой, парный звук, может быть твёрдым и мягким.

- Поиграем в игру «Где звук?». Определите место звука [ф] или[ф’] : фартук, ферма, фанера, фонтан, конфета, фарфор, факир, фокус, фикус.

- Отгадайте загадки.

Этот глаз особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный наш портрет. (Фотоаппарат.) (Слайд 3, презентация.)

Живёт в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин.) (Слайд 4, презентация.)

2. Знакомство с буквами Ф, ф.

- Посмотрите на букву на с. 71 в учебнике и скажите на что она похожа?

Филин в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
А. Шибаев

Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.
Г. Виеру

- Прочитайте слоги в красной рамке на с. 71 учебника.

- Дополните их так, чтобы получилось слово. (Фуфайка, фуражка, футбол, ферма, февраль, фыркать, фигура, фиалка, фартук, факел, факир, фата, фокус, фотография, фонарик, Фёдор)

- Прочитайте слоги и слова. (Слайды 5-6, презентация.)

- Рассмотрите иллюстрации на с. 70 – 71 «Азбуки». Что на них изображено?

- Парусники – одни из первых кораблей. (Слайд 7, презентация.) Существуют они и в наше время. Курсанты военно-морских училищ перед окончанием обучения обязательно выходят в море на парусниках, как в очень далёкие годы. Морской флот бывает надводный и подводный.

- Найдите на иллюстрации изображение подводной лодки. (Слайд 8, презентация.)

- Надводные корабли бывают такие большие, что на их палубу может сесть военный самолёт, как на аэродром. Корабли делятся на две группы: военные (Слайд 9, презентация.) и гражданские. Гражданские суда служат либо для перевозки людей (Слайд 10, презентация.), либо для перевозки грузов (Слайд 11, презентация.).

- Прочитайте предложение на доске:

На каждом корабле есть флаг.

- Кто знает как называют флаг, под которым плавают российские морские корабли? (Андреевский флаг.) (Слайд 12, презентация.)

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Сердитая кошка».

2. Артикуляционная разминка

Упражнение «Хомячок»

3. Работа над дикцией

Чистоговорка:

Аф-аф-аф – в Африке живёт жираф.
Фа-фа-фа – мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе – пишем буквы мы в графе.

3. Формирование навыков чтения

- Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина на с. 70 учебника.

- Из какой сказки взято четверостишие?

- Что вы можете сказать о героях этой сказки? Кто вам понравился?

- Кого можно назвать коварными людьми?

- Прочитаем второе стихотворение А.С. Пушкина на с. 71.

- Как вы понимаете выражение «прорубить окно в Европу»?

- Вы уже знаете, что около трёхсот лет назад страной правил первый российский император Пётр 1. Он стремился сделать Россию мощной европейской державой. Создал армию, построил флот. Завоевал выход в Балтийское море. Основал город Санкт-Петербург и перенёс туда столицу. Пётр 1 поощрял развитие науки, открыл много учебных заведений. Перенёс в Россию многое из обычаев и правил западноевропейских стран. В связи с этим о нём говорили. Что он «прорубил окно в Европу».

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

- Прочитайте слова по слогам. (Слайд 13, презентация.)

- Прочитайте сова в столбиках на с 71 учебника.

- Прочитайте на карточках текст «Твой толковый словарик» (Приложение 1)

- С какими новыми словами вы познакомились?

- Значение каких слов до этого не знали?

В русском языке много словарных слов, начинающихся с буквы Ф или содержащих эту букву в середине или на конце слова, произношение которых расходится с написанием.

- Прочитайте на доске слова, попробуйте выделить словарные. (Факел, фонарь, фантик, фонтан, фанера, конфета, картофель, фермер, фартук, фигура.)

- Поставьте ударение и выделите безударные гласные.

Все слова, значение которых вы узнали в предыдущем задании, тоже содержат орфограммы, написание которых вам необходимо запомнить. Когда-то давно в русском языке не было буквы Ф, она пришла в нашу азбуку из французского и других языков

-Разгадайте ребусы. (Фонари, форточка.) (Слайды 14-15, презентация.)

7. Подведение итогов урока

- Понравился ли вам урок?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Что нового вы узнали? Чему научились?

Литература:

  1. О.Е.Жиренко. Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – М.:ВАКО, 2012.
  2. И.Г. Сухин, И.Ф. Яценко. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009.