Элективный курс "Основы предпринимательской деятельности и потребительских знаний"

Разделы: Экономика


Тема 1. Что такое экономика. Роль экономики как науки и как хозяйства в развитии страны. Значение производства и потребления для развития экономики.

Тема 2. Понятие о предпринимательстве. Из истории развития предпринимательства. Значение предпринимательства в развитии экономики.

Тема 3. Роль партнерства в предпринимательстве, его значение в появлении предпринимательских идей. Условия развития предпринимательства. Организация страхового предпринимательства, его эффективность.

Тема 4. Фирма, ее производительность. Производственная политика. «Двенадцать принципов производительности» Г.Эмерсона.

Тема 5. Маркетинг. Виды маркетинга. Традиционные этапы маркетингового исследования. Реклама. Виды рекламы.

Тема 6. Менеджмент. Факторы, влияющие на управленческую деятельность. Индивидуально-психологические особенности менеджера. Чем менеджеры отличаются от предпринимателей.

Тема 7. Финансы и кредит. Цены и ценообразование. Скидки и надбавки. Прибыль, доходы и издержки.

Тема 8. Налогообложение. Прямые и косвенные налоги. Как налоги воздействуют на предпринимательскую деятельность.

Тема 9. Основы бизнес – планирования. Риски, банкротство.

Тема 10. Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в Российской Федерации. Признаки предпринимательской деятельности, которые выделяет Гражданский Кодекс РФ. Право собственности и имущество. Индивидуальное предпринимательство и основные организационно-правовые формы предприятий.

Тема 11.Предпринимательская этика. Основные принципы деловой этики. Деловой этикет и его основные требования.

Тема 12. Участники рыночных отношений. Потребитель. Основные права потребителя Продавец. Исполнитель и изготовитель. Их обязанности.

Тема 13.Право потребителей при приобретении товаров. Гарантии. Права потребителей при покупке товаров.

Тема 14.Право потребителей на информацию. Источники информации для потребителей. Как читать этикетку товара. Товары-подделки.

Тема 15. Деньги и потребитель. Как потребитель составляет бюджет. Роль скидок и распродаж в бюджете потребителя.

Тема 16. Потребительское законодательство. Права потребителей при осуществлении купли-продажи товара. Права потребителей при оказании услуг (служба быта, здравоохранение, образование, туризм и т.п.). Права потребителей на транспорте. Этика потребительского поведения. Роль потребителя в защите окружающей среды.

Тема 17. Защита прав потребителей. Государственные органы защиты прав потребителей. Особенности судебной защиты прав потребителей. Самозащита потребителей. Страхование потребителей. Роль «Общества защиты прав потребителей» в формировании чувства гражданской ответственности.

Тема 18. Повторение. Обобщение.

  1. Литература:
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», М., 2007.
  3. Архипов А.П. «Азбука страхования». Элективный курс для учащихся образовательных школ. М., 2005.
  4. Варывдин В.А. «Основы российского права». М., 1997.
  5. Зыкова И.В. «Защита прав потребителей в вопросах и ответах». М., 2006.
  6. Симоненко В.Д. «Основы предпринимательства». Элективный курс. 10–11 кл. Вита-пресс. М., 2005.
  7. Симоненко В.Д. Степченко Т.А. «Основы потребительской культуры». Методическое пособие. Вита-пресс. М., 2007.
  8. Черняк В.З. «Введение в предпринимательство». Учебник для 10–11 классов общеобразовательных школ. М., 2003.

Тематическое планирование:


п/п
Содержание темы Кол-во
часов
Домашнее задание.
Примечание
1. Что такое экономика. Экономика как наука и как хозяйство. 1 Усвоить новые понятия и термины.
2. Значение предпринимательства в развитии экономики. 1 Подготовить собирательный устный портрет современного российского предпринимателя (бизнесмена).
3. Партнерские связи в предпринимательстве. Предпринимательская идея. 2 Подготовить информацию о собственной идее начать бизнес и дать ей оценку.
4. Фирма. Производительность фирмы (предприятия). 1 Подготовить рассказ о типичном офисе средней и мелкой российской фирмы.
5. Маркетинг. Реклама. 1 Подготовить рекламу одного или нескольких товаров.
6. Менеджмент и менеджеры. 1 Подготовить рассказ «Современный менеджер».
7. Финансы. Цены. Кредит.

Прибыль.

3 Подготовить сообщение на тему «Что бы я предпринял (а), чтобы цены на товары первой необходимости стали ниже?».
8. Налогообложение. 3 Подготовить сообщение на тему:
А) «Чем прибыль отличается от дохода?».
Б) «Чтобы ты предпринял (а) для повышения собираемости налогов, если бы работал в правительстве?».
9. Основы бизнес-планирования.

Риски, банкротство.

3 Представить вариант бизнес-плана, предусматривающего открытие собственного дела.
10. Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в Российской Федерации. 2 Провести работу на знание экономических терминов и понятий, проработать отдельные статьи законодательства о предпринимательской деятельности.
11. Предпринимательская этика. 1 Подготовить сообщение на тему:

« Какие этические нормы ты считаешь обязательными для предпринимателя или бизнесмена, а какие не приемлешь и почему?».

12. Участники рыночных отношений. 2 Глава 1 статьи 1–3 Закона РФ «О защите прав потребителей».
13. Право потребителей при приобретении товаров. 3 Глава II Закона РФ «О защите прав потребителей».
14. Право потребителей на информацию. 2 Проведение занятия с элементами ролевой игры по данной теме.
15. Деньги и потребитель. 3 Проведение занятия с элементами ролевой игры по данной теме.
16. Потребительское законодательство. 2 Подготовить сообщения по вопросам, перечисленным в теме.
17. Защита прав потребителей. 2 Урок-семинар.
18. Повторение. Обобщение. 1 Проведение тестирования.