Игра "Умники и умницы" по теме "Загадки звуков, букв, слогов". 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1

Ключевые слова: умники и умницы


Цель: обобщить сведения по звуковобуквенному составу русского языка, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами, закрепить навык деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв; предупредить ошибки на перестановку, недописывание слогов, повторить тему "Ударение". Развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление; воспитывать умение играть по правилам.

Ход игры

Оргмомент

Объяснение правил игры "Умники и умницы".

Представление участников: ведущего, жюри, теоретиков, агонистов.

Игра "Умники и умницы" состоит из трех частей - трех агонов. Перед первым и вторым агонами происходит отбор участников (агонистов) в количестве трех человек. Ими становятся те, кто быстрей всех правильно ответят на вопросы ведущего. Агонисты становятся на дорожки красного, желтого и зеленого цвета по выбору (первый агонист выбирает дорожку первым, затем возможность выбора получает второй агонист, третьему достается последняя свободная дорожка).

На зеленой дорожке можно сделать до двух ошибок на четыре предложенных вопроса (дорожка из 4 квадратиков), на желтой - имеется право на одну ошибку из трех вопросов (дорожка из 3 квадратиков), на красной дорожке нет права на ошибку (дорожка из 2 квадратиков, предъявляется два вопроса). Остальные участники находятся на своих местах - они теоретики. Они могут отвечать на те вопросы, на которые затрудняются ответить агонисты. В случае правильного ответа теоретик получает орден.

Отбор участников первого агона

Ведущий. Отгадайте загадки. Загадки будут о буквах.

Презентация.

1)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З) (Слайд №2)

2)

Эта буква широка
И похожа на жука . (Ж) (Слайд №3)

3)

Да, вы правильно решили:
Букву пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (Ч) (Слайд №4)

4)

На расчёсочку похожа:
Три зубца всего.
Ну что же? (Щ) (Слайд №5)

5)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О) (Слайд №6)

6)

На калитку посмотри:
В ней ты буковку найди!
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (И) (Слайд №7)

7)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри, что получилось:
Получилась буква : (Ю) (Слайд №8)

Выбор дорожек - дополнительное задание (словарные слова)

Первый агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Отгадай слово по первым звукам названий картинок. (Слайд №9)

(краб)

Желтая дорожка. Назови недостающую картинку, чтобы из первых звуков названий картинок получилось слово. (Слайд №10)

(Ш - шарф)

Красная дорожка. Отгадай слово по первым слогам названий картинок. (Слайд №11)

(солома)

Задание 2 (Слайд №12)

Зеленая дорожка. Назови слова, в которых количество букв равно количеству звуков:

Голос, огонь, долина, юг, война, Яша, лень, шум, олень, медаль, Юра, январь, тишина, цель, пень, яблоко, ёлка, речь, пою.

Желтая дорожка. Назови слова, в которых количество букв больше количества звуков:

Голос, огонь, долина, юг, война, Яша, лень, шум, олень, медаль, Юра, январь, тишина, цель, пень, яблоко, ёлка, речь, пою.

Красная дорожка. Назови слова, в которых количество букв меньше количества звуков:

Голос, огонь, долина, юг, война, Яша, лень, шум, олень, медаль, Юра, январь, тишина, цель, пень, яблоко, ёлка, речь, пою.

Задание 3

Зеленая дорожка. Назови цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинок (три картинки). (олень - 4, лев - 3, заяц - 5) (Слайд №13)

Желтая дорожка. Придумай слова, в которых количество звуков равно 3, 4, 5.

(кот, вода, школа)

Задание 4

Зелёная дорожка. Назови четвёртое лишнее слово в ряду. Объясни, почему оно лишнее?

Пчела, муха, шмель, комар.

Объявление победителя первого агона (победителя может и не быть, если агонисты сошли со своих дорожек, сделав больше ошибок, чем допущено).

Отбор участников второго агона

Ведущий. Отгадайте загадки, назови гласную букву.

Он в самом омуте живёт -
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом).

Пчёлам - на работу,
Маме - на заботу,
Хворым на леченье,
Всем - га угощенье. (Мёд)

Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (Мел)

Зимнее стекло
Весною потекло (Лёд)

Он самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом. (Ключ)

Выбор дорожек - дополнительное задание (словарные слова)

Второй агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Назови овощи так, чтобы по первым звукам названий овощей можно было составить слово ГРОМ (горох, редис, огурец, морковь). (Слайд №14)

Желтая дорожка. Назови школьные принадлежности так, чтобы по первым звукам названий школьных принадлежностей можно было составить слово ПАУК (пенал, альбом, учебник, карандаш). (Слайд №15)

Красная дорожка. Назови фрукты так, чтобы по первым звукам названий фруктов можно было составить слово САБЛЯ (слива, апельсин, банан, лимон, яблоко). (Слайд №16)

Задание 2

Зеленая дорожка. Какую одну и туже букву нужно вставить в конце слов, чтобы получились новые слова, назови эти слова: (Слайд №17)

ПАР
БРА (К)
ВОЛ

Желтая дорожка. Какие буквы нужно вставить в середину слов, чтобы получились новые слова, назови эти слова: (Слайд №18)

КОТ (КРОТ)
СОН (СЛОН)
СУК (СТУК)

Красная дорожка. Какие буквы нужно убрать из середины слов, чтобы получились новые слова, назови эти слова: (Слайд №19)

КРОШКА (КОШКА)
КРАТЕР (КАТЕР)
ОБВАЛ (ОВАЛ)

Задание 3

Зеленая дорожка. Составь слово из букв разрезной азбуки: (выставляются буквы на магнитах)

Б Е Р У С.

(Ребус)

Желтая дорожка. Отгадай ребус. ( РАНА) (Слайд №20)

 

Задание 4.

Зелёная дорожка. Прочитай слово по точкам: (Слайд №21)

(индюшка)

Объявление победителя второго агона.

Отбор участников третьего агона

Ведущий. Отгадайте загадки, назови ударную гласную букву.

1.

На ноге стоит одной,
Крутит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

2.

Чёрные, кривые,
До рождения немые,
Встанут в ряд -
Вмиг заговорят. (Буквы)

3.

В этой маленькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, стёрки, скрепки, кнопки -
Всё, что нужно для души. (Пенал)

4.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краску.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

5. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)

Выбор дорожек - дополнительное задание (словарные слова)

Задание 1

Зеленая дорожка. Выбери правильное высказывание:

  • В слове столько слогов, сколько в нём согласных букв
  • В слове столько слогов, сколько в нём гласных букв.

Желтая дорожка. Выбери правильное высказывание:

  • Слог может состоять из одной гласной буквы
  • Слог может состоять из одной согласной буквы.

Красная дорожка. Найди ошибку в высказывании. Ответь правильно.

  • В слове фрукт пять слогов.

Задание 2

Зеленая дорожка. Разгадай загадки - омографы. (Слайд №22)

Вот старинный дом огромный:
Стены, башни, ров прорыт.
Переставишь ударенье -
И на двери он висит. (За'мок - замо'к)

Желтая дорожка. Разгадай загадки - омографы. (Слайд №23)

Если первый слог ударный,
Мы - посуда для питья.
Переставьте ударенье -
И чертите нас, друзья. (кру'жки - кружки')

Красная дорожка. Разгадай загадки - метаграммы. (Слайд №24)

Б       С Б - мучительной бываю
М       с М - одежду пожираю
Р       с Р - актёру я нужна
С       с С - для повара важна

(боль, моль, роль, соль)

Задание 3.

Зелёная дорожка. Какое слово неправильно разделено на слоги: (Слайд №25)

1) зве - ри 2) яко - рь
3) ве - сё - лый 4) шут - ка

Жёлтая дорожка. Найди слово, при перестановке слогов которого можно составить новое слово: (Слайд №26)

1) песок

2) камыш (мышка)

3) вода

4) берег

Задание 4.

Зелёная дорожка. Составь слова из данных слогов: (Слайд №27)

image009.jpg (4547 bytes)

(усы, носы, носики, кино, косы, усики, осы)

Объявление победителя третьего агона.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Список литературы.

  1. Л.М.Козырева. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
  3. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 2006.
  4. Козырева Л.М. Знакомство с гласными звуками. Ярославль, 2006.
  5. Козырева Л.М. Как образуются слова. Ярославль, 2006.
  6. Садовникова И.Н. нарушение письменной речи у младших школьников. М. Просвещение, 1983.
  7. Якубовская Э.В. и др. Дидактические игры. М. 1991.
  8. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
  9. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
  10. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
  11. Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1, 2 упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
  12. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекция аграмматической дисграфии. М.: Издательство ГНОМ, 2007.
  13. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  14. Зуева Л.Н., Солошенко О.П. 400 необходимых заданий по обучению грамоте для подготовки к школе. М. 2005.
  15. Медеева И.Г. Буква к букве.: часть 1, 2. М. 2007.
  16. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Тетрадь по обучению грамоте в детском саду.КРО.