Логопедическое занятие по теме "Проверяемые гласные в корне слова". Профилактика дизорфографии

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели:

Образовательные:

  • Практическое закрепление знаний, умений и навыков по теме.
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развитие “орфографической зоркости”.

Коррекционные:

  • Развитие аналитико-синтетической деятельности, умения обобщать и строить причинно-следственные связи.
  • Развитие внимания.

Воспитательные: Воспитание уважительного отношения к чужому труду, умения работать в группе.

Оборудование: таблицы оптимального чтения, карточки с индивидуальными заданиями, конверты, тетради, ручки, простые карандаши.

Ход занятия

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организация начала занятия.

Добрый день ребята. Начнем наше занятие как обычно с “гимнастики для глаз”. Дети выполняют упражнения для глаз под руководством учителя.

2. Актуализация знаний детей по теме занятия.

Садитесь ребята. Сегодня мы продолжаем работать над темой “Проверяемые безударные гласные в корне слова”.

Для начала, повторим как надо действовать если в корне слова есть гласный в слабой позиции.

Итак, для нас важно чувствовать ударение. Давайте потренируем это умение.

Хорошо!

Открываем тетради. Записываем число.

 

Дети проговаривают правило подбора проверочных слов.

Чтение таблиц оптимального чтения. Варьирование положения ударной гласной.[1]

Запись числа в тетради.

 

3. Основная часть.

В конвертах у каждого из вас есть карточки с заданиями. Возьмите их (Приложение 1). Ваша задача: найти и подчеркнуть в ряду букв слова, выделить в словах корень.

Давайте прочитаем получившиеся слова. Читаем, выделяя ударную гласную.

Запишите в тетради только те слова, в корне которых есть безударная гласная. Подберите проверочные слова. Не забывайте выделять корень и ставить знак ударения.

Молодцы. Я вижу, что сегодня я могу предложить вам более сложные задания. На доске ряд слов. (Трава, отрава, травушка, травинка).

Чтение слов. Что общего у всех этих слов?

Правильно. Но я прошу вас подумать и зачеркнуть лишнее слово.

Разъяснение и объяснение значения слов. Составление предложений с данными словами (устно).

Теперь найдите и подчеркните слово, в корне которого есть гласный в слабой позиции.

Назовите слова, которые могут быть проверочными.

Дети подчеркивают в карточке слова и выделяют корни слов.

Чтение слов.

Запись слов.

Проверка.

 

Эти слова имеют одинаковый корень.

Выбор слова, которое не является родственным.

Разъяснение и объяснение значения слов. Составление предложений с данными словами (устно).

Выбирают слово с безударной гласной в корне (трава, травинка).

Травушка, травы, травка.

Физкультминутка.

Длинных слов я не боюсь.
Я тихонько улыбнусь.
Смело ручку я держу.
Слышу, вижу и пишу.

Дети повторяют слова в сочетании с движениями.

3. Основная часть.

Играем в “Слоговой конструктор”. Давайте повторим правила игры.
ка-пель-ка
борь-ба
ко-ле-со
собака

 
сто-рож
вой-на
у-ро-ки
сторона

 

Ребята, вы выполнили много тренировочных упражнений, а теперь поработайте самостоятельно. Я буду произносить слова, в корне которых гласный в слабой позиции. Ваша задача мысленно подобрать проверочное слово и записать только гласную букву, которая должна быть в корне слова.

Лицо, перо, вязать, снежок, столбы, кривой, плохой, старик, плечо, каток.

Проверьте себя (на доске материал для проверки – ряд букв И Е Я Е О И О А Е А)

Возьмите карточки которые лежат у вас на столах. (Приложение 2) Вставьте пропущенные буквы в слова и приготовьтесь к орфографическому чтению.

Слова записываются по слогам, ставится ударение, подчеркивается ударный слог. Из ударных слогов складывается новое слово.

В корне есть безударная гласная –О. Проверочного слова нет. Слово собака – словарное.

Корень слова – сторон. В корне есть две безударные гласные. Проверочные слова – стороны, сторонка.

Дети записывают только безударные гласные.

 

Дети сверяют свои ответы с образцом.

Орфографическое чтение пословиц и поговорок, проверка, комментирование.

 

4. Подведение итогов занятия.

Наше занятие подошло к концу.

И я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу.

Выбирают карточку с отметкой (5, 4 или 3).

Литература.

  1. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 г.