Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Простые и сложные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • уметь различать простые и сложные предложения, определять границы частей в сложном предложении;
  • правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения;
  • различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения;
  • составлять схемы предложений;
  • составлять предложения по указанным схемам.

Оборудование.

  • Компьютер.
  • Проектор.

Ход урока

1. Приветствие.

Постановка целей и задач.

<Презентация. Слайд 2>

2. Беседа по вопросам

  1. В каком разделе науки о языке изучается тема "Предложение"?
  2. Какой ещё раздел науки о языке мы изучаем вместе с изучением синтаксиса?
  3. Что такое предложение?
  4. По каким признакам можно разделить предложения на группы?
  5. Какие предложения различают по цели высказывания?
  6. Какие группы предложений различают по интонации?
  7. Какие предложения вы знаете по количеству главных членов?
  8. По наличию или отсутствию второстепенных членов?
  9. Что такое сложное предложение?
  10. С помощью чего связываются части сложного предложения?
  11. Какие две группы союзов вы знаете?
  12. В связи с этим назовите типы сложных предложений.

<Слайд 3>

3. Работа с предложениями по заданию

<Слайд 4>

  1. Указать грамматическую основу предложения.
  2. Дать характеристику предложения.
  3. Начертить его схему.

1) Луч солнца прорвался сквозь тучи, и она вдруг запестрела скрытыми до тех пор осенними красками.
2) С деревьев слетали сизые листья и ложились на воду.

Обобщение учителя: Союз и может связывать две части сложного предложения, и тогда запятая ставится. Если же союз и связывает однородные члены предложения в простом предложении, то запятую ставить не нужно.

4. Составить предложение по схеме

<Слайд5>

1. Что мы можем сказать о предложении по данной схеме?

2. Назовите подчинительные союзы.

Ученики записывают одно из предложений для разбора.

Обобщение учителя: Части в сложном предложении могут связываться при помощи сочинительных и подчинительных союзов. В зависимости от этого различают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

5. Схематический диктант

<Слайд 6>

Составить схемы предложений

1. Алёша очень любит, когда осенний дождь тихо шуршит по крыше.

2. Осенние листья медленно опускаются на землю и устилают её разноцветным ковром.

3. Подул резкий ветер, и с деревьев посыпались листья.

4. Потянулись журавли в небо плавно, догонял их листопад за селом.

6. Работа с сигнальными карточками

(Учитель читает предложения, ученики поднимают карточку с буквой П (простое) или С (сложное) и объясняют свой выбор)

  1. Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
  2. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.
  3. Внезапно налетел ветер и поднял пыль на дороге.
  4. Я видел, как распускается этот прекрасный цветок.
  5. Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

Обобщение учителя: Итак, чем же отличаются простые предложения от сложных? Какие виды сложных предложений вы знаете?

7. Тест

Распечатывается для каждого ученика.

I вариант II вариант

Выделите номера предложений, строение которых соответствует схеме:

Выделите номера предложений, строение которых соответствует схеме:

1. Чёрной стрелой промелькнула крупная птица и вскоре долетел её протяжный жалобный крик.

2. Из-под корней выскочил дикий утенок и с отчаянным писком побежал по воде.

3. И вот они оба барахтаются в чёрной воде и от них обоих летят звёздные брызги.

4. Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

5. Мы поймали его утром когда звёзды скрылись под солнечной пеленой.

6. Фарфоровые колокольчики качаются и звенят но шум леса всегда их заглушает.

7. Неподвижные звезды горели на привычных местах и ветер осторожно шумел над садом.

1. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь и достал воды.

2. В оврагах ещё снег а уж над тёплой поляной кружат лимонницы.

3. Когда я выходил в сад с кормом в руках птицы не улетали далеко.

4. И вот насадили мы на большой крючок с десяток червей и метнули всё это в воду.

5. Я читал в старых книгах о том как шуршат падающие листья.

6. Я оглянулся и сразу увидел что из-за ёлки на нас смотрятдва внимательных ночных глаза.

7. Вечерняя заря начинается когда солнце уже зайдет за край земли.

Проверка задания <Слайд 7>

8. Творческая работа учащихся (мини-сочинение)

<Слайд 8>

Написать небольшое сочинение (3-4 предложения) на тему “Осенний танец” (обсудить название текста), используя как простые, так и сложные предложения.

9. Домашнее задание

<Слайд 9>

Дифференцированные задания по карточкам.