Экологический проект "Птичья столовая"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология


В рамках биологической экологии:

  • Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
  • Изучение взаимодействия пернатых с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и экологических игр.
  • Систематизация этапов взаимодействия птиц и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования.
  • Исследование функциональных способов добычи корма птицами, их зависимости от времен года.

В рамках социальной экологии:

  • Анализ поведения человека в природе.
  • Изучение влияния деятельности человека на жизнь птиц.

В рамках прикладной экологии:

  • Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, познавательной, игровой).
  • Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций, посильный труд по поддержанию экологического равновесия на участках групп).
  • Проведение специально организованной и совместной деятельности, направленной на воспитание экологического сознания.

Совершенствование экологической среды ДОУ:

  • Обогащение стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.
  • Организация экологической инсталляции (установки).

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников;
  • осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);
  • гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
  • развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — птицам;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;
  • совершенствование экологической среды ДОУ (организация на Экологической тропе Птичьего городка);
  • пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;
  • вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • оптимизация использования технических средств обучения.

План реализации проекта

1 этап. Определение целей и задач проекта.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.

Задачи:

  • разработать положение о смотре конкурсе кормушек “Каждой пичужке по кормушке”;
  • привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
  • формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

2 этап. Разработка проекта.

  • создание творческой группы;
  • разработка положения о смотре конкурса “Каждой пичужке по кормушке”;
  • довести до участников проекта важность данной проблемы;
  • подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • совместное составление плана работы над проектом.

3 этап. Выполнение проекта.

Формы и методы работы с детьми.

Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: “Поломанные слова”, “Что за птица?”, “Угадай, какая птица поет?”.
  • Подвижные игры: “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль”, “Птицелов”, “Чья команда быстрее заполнит кормушки кормом?”.
  • Сюжетно-ролевые игры: “Лесная школа”, “Больница птиц”.
  • Пальчиковая гимнастика “Полет птиц”

Познавательное развитие:

  • Беседы: “Как узнать птиц?”, “Кто от зимы не улетает?”.
  • Просматривание альбома “Зимующие птицы”.
  • Придумывание историй “Как я спас птичку”.
  • Специально-организованная деятельность: “Зимовье птиц”, “Птичья столовая”.

Художественно-творческая деятельность:

  • коллективное рисование: “Птицы на кормушке”;
  • оригами: “Птицы прилетели”;
  • лепка: “Прилетели воробьи, вот их сколько посмотри”;
  • аппликация: “Как розовые яблоки на ветках снегири”;
  • пластилинография: “Лесной дятел”;
  • изготовление памяток-листовок “Покормите птиц зимой”.

Развитие речи:

  • чтение стихотворений: С.Михалков “Птичья столовая”,
  • А.Яшина “Покормите птиц зимой”, А.Барто “Скачет шустрая синичка”;
  • чтение рассказов: Г.Скребицкий “Появились синички”,
  • В.Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”;
  • составление рассказов по иллюстрациям;
  • придумывание историй “Как я спас птичку”;
  • разгадывание загадок.

Музыкально-театрализованная деятельность:

  • инсценировка “Птичкам холодно зимой”;
  • слушание музыки с голосами птиц;
  • развлечение “Синичкин день”.

Выставки, конкурсы, викторины:

  • выставка “Портреты птиц”;
  • КВН “Мы - друзья природы”;
  • конкурс “Каждой пичужке по кормушке”;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов.

Акции:

  • экологическая акция “Семечко”;
  • экологическая акция “Добрая зима для птиц”;
  • экологическая акция “Хлебные крошки”.

Формы и методы работы с родителями:

  • конкурс на лучшую кормушку;
  • составление “рецептурной книги” кормов для птиц;
  • газета экологического содержания “Поделимся с птицами”;
  • консультация: “Они остались зимовать, мы им будем помогать”;
  • фотоконкурс “Птицы и люди”.

4 этап. Результат проекта.

  • Участие в проекте 81% родителей и детей дошкольного возраста.
  • Организация на территории дошкольного учреждения природоохранной зоны для птиц.
  • Повышение экологического сознания у всех участников проекта.
  • Открытие на Экологической тропе ДОУ Птичьего городка.

Приложение 1

Приложение  2

Приложение  3

Приложение  4

Приложение  5