Сценарий проведения внеклассного мероприятия для 7–9-х классов, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Разделы: Внеклассная работа


Ведущий: В 2011 году всё прогрессивное человечество отмечает знаменательную дату — 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

“Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один являлся самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом...” Так писал о Ломоносове Пушкин — великий знаток того времени.

И вот что он ещё отмечал: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, минералог, художник и стихотворец...

...По мосткам, проложенным вдоль низкого топкого берега Васильевского острова, идут июльским днём двое. Оба лет около сорока. Один — высок и дороден. Телосложения крепкого, можно сказать, богатырского. Шагает размашисто, под ноги - не глядит. Попадёт каблук в шелавину меж досками — выдирает, не останавливаясь. Голубой академический кафтан на нём расстёгнут. Время от времени он утирает широким обшлагом лоб, сдвигая напудренный парик, но шага не замедляет, поглощённый своими мыслями, по сторонам не глядит...

Другой ростом вышел тоже, но в кости тоньше и потому рядом с товарищем своим кажется помельче. Идёт он аккуратно, выбирает, куда ступить, чтобы пыль от хлопающих досок не садилась на белые чулки и панталоны, но при этом успевает видеть всё, что делается окрест.

Рихман: “Гляди-ка, плот плывет. Брёвен в ряду две дюжины, а мужиков — трое. Сие немного, а стало быть, хорошо мужики работают, не ленятся. Должно, в Галерную гавань гонят...

А на этом что? Что за груз, рогожками прикрыт? Не иначе — чугун в Адмиралтейство от Литейного сплавляют”. Бросив взгляд на небосклон, край которого затягивают тучи, говорит по-немецки:

- Es ist Warm, aber ich glaube, das nach Mittag ein Gewitter sein wird, nicht wahr?”.

(И хотя мысли его собеседника далеки от происходящего вокруг, он сразу же откликается)

Ломоносов: “Vielleich, meinetwegen.,. На Илью до обеда завсегда лето, а с обеда — осень. Потом поднимает голову и тоже глядит на небо. — Тучи от норда идут, грому нарочитого ожидать можно. Надобно махины громовые наладить, дабы обсервации чинить непомешно было”.

Ведущий: Пожалуй, именно так возвращались с заседания профессоры императорской Академии наук в Санкт-Петербурге Михаил Ломоносов и Георг Рихман. Происходило это 26 июля 1753 года.

Рихман: “Мы оба с утра были в присутствии, но, заметив, что погода поворачивает на грозу, отпросились домой, дабы “чинить электрические воздушные обсервации с помощью громовых махин”...

Ведущий: Они были ровесниками — Ломоносов и Рихман, — и знакомы были давно. В начале 1736 года в Академию из Москвы прислали для дальнейшей учёбы несколько “в науках достойных” учеников из славяно-греко-латинской академии. Был среди них и великовозрастный помор Михайло Ломоносов, отличавшийся особенно жадной любознательностью и выдающимися успехами в науках.

С давних пор и до времён Ломоносова Поморский край находился в более благоприятных условиях по сравнению с остальной Россией. Сюда не дошли татаро-монголы, так сильно разорившие южную, центральную и северо-восточную Русь. Северное Поморье не знало и крепостного права: крестьяне были государственные, помещиков там не было.

Побережье Белого моря издавна заселялось выходцами из Новгорода, деятельной и смелой новгородской вольницей. Потомки первых поселенцев, рыбаки-поморы, бороздили просторы туманного и бурного моря и собирали скудный урожай хлеба на прибрежных полях и в долине Северной Двины.

Вольнолюбивые, энергичные крестьяне-поморы вели широкую торговлю, заплывали на своих судах в отдалённые страны, сравнительно быстро переходили к новым формам хозяйства и накопляли довольно основательный запас научных сведений о природе.

С середины XVI века, когда стала налаживаться торговля Руси с европейскими странами, Архангельск был единственным русским портом, куда прибывали иностранные корабли. Эта торговля Руси с заграницей вовлекла местных жителей в промышленную и торговую деятельность.

В начале XVIII века хозяйственная и культурная жизнь на берегах Белого моря стала особенно оживлённой. В эти годы Пётр Первый в интересах помещиков и купцов твёрдой рукой поворачивал страну к просвещению, насаждал промышленность, развивал торговлю, укреплял армию и создавал флот.

Всё это определяло сравнительно высокий культурный уровень жителей Поморья. У крестьян были книги, иногда имелись даже небольшие библиотеки. Север России, в частности родина Ломоносова, с давних пор был создателем и хранителем былин, сказок и других видов народной поэзии.

(Песня, танец)

Богата была родина Ломоносова и замечательными памятниками старинной народной архитектуры, произведениями живописи и резьбы по кости.

Словом, этот край мог многое дать для умственного развития человека наблюдательного, впечатлительного и любознательного. А именно таким и был Ломоносов с детских лет. Он рано начал жить сознательной жизнью.

Мать Ломоносова умерла, когда ему было около девяти лет. С её смертью окончились годы его детства. С десятилетнего возраста Ломоносов стал ездить с отцом на промысел в море, плавал с ним в Белом море и Ледовитом океане.

Эти трудные и опасные поездки по морю развивали в Ломоносове такие прекрасные черты, как наблюдательность, пытливость мысли, энергию, мужество, отвагу, приучали его выносливости и упорству в достижении цели.

Ломоносов: “ Примерно к десяти годам я овладел грамотой и к двенадцати стал лучшим чтецом в своей приходской церкви. Чтение церковных книг дало мне основательное знание славянского языка, а народная поэзия познакомила меня с богатством народного поэтического языка и художественными приёмами изображения действительности”.

Ведущий:Устная поэзия была первой школой поэтического искусства для будущего поэта. Другой такой школой была “Рифмованная псалтырь”, сборник церковных молитв и песен в стихах Симеона Полоцкого, которую Ломоносов достал у своего односельчанина. У него же он взял и другие две учебные книги: “Арифметику” Магницкого и “Грамматику” Смотрицкого.

Ломоносов: “Это были замечательные, по тому времени, учебники. “Арифметика” Магницкого не только включала в себя математику, но и давала сведения по физике, астрономии, навигации, географии, а в “Грамматике” Смотрицкого излагались не только грамматика церковнославянского языка, но и теория литературы, включая стихосложение. Я так прилежно их изучал, что выучил наизусть”.

Ведущий: Впоследствии он называл эти книги “вратами своей учёности”.

(На сцене — Мачеха Ломоносова и Василий Дорофеевич, его отец. Сценка №1. Приложение).

Ведущий: Пробудившаяся в юноше жажда знаний не могла найти себе удовлетворения на его родине: не было школы, где бы он мог учиться. Тогда он решил уйти в Москву.

(Фрагмент фильма “Михайло Ломоносов”)

Ведущий: В декабре 1730 года, когда ему было 19 лет, Ломоносов отправился в Москву. С паспортом, выданным ему на год Холмогорской воеводской канцелярией, и с тремя рублями денег, которые дал ему сосед, Ломоносов пошёл пешком.

В Москве он определился сначала в Навигационную школу, но вскоре ушел оттуда, так как в этой школе были только младшие классы.

Ломоносов: “Там изучали только “Арифметику” Магницкого, а я её знал наизусть”.

Ведущий: Тогда Ломоносов, скрыв своё крестьянское происхождение, поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С жадностью принялся он за учение. Благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию он за первый год прошёл курс трёх классов.

С необыкновенной энергией и упорством преодолевал он разные трудности, с которыми встречался.

Ломоносов: “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, а наук не оставил”.

Ведущий: За время пребывания в академии Ломоносов основательно овладел латинским и греческим языками, занимался историей, теорией литературы, прилежно изучал русские летописи.

В конце 1735 года в числе двенадцати лучших студентов Ломоносов был послан в Петербург для учения при Академии наук.

(“Во дворе монастырском...”. Сценка № 2. Приложение).  

В Петербург московские студенты прибыли спустя неделю, в первый день нового, 1736 года, а уже осенью следующего года он и ещё два студента были отправлены в Германию для изучения горного дела и химии...

Но как ехать, ежели Михаила ни слова не знал по-немецки? Знал старославянский, знал латынь... Решили приставить к нему учителя.

Рихман: Выбор пал на студента академического университета Рихмана Георга. Рихман знал русский и брался обучить новоприбывшего немецкому языку. Так началось их знакомство, которое перешло потом в дружбу.

Рейзер: ...Восьмого сентября 1736 года на палубу купеческого судна, стоявшего на рейде у Кронштадта, поднялись три молодых человека (с незатейливым багажом, умещавшимся у каждого в кожаном сундучке).

Виноградов: Это были студенты Рейзер, Виноградов и Ломоносов. Началось долгое, почти пятилетнее пребывание Михаила Ломоносова за границей. Жить и учиться в чужой стране— не простое дело.

(Песня из Вагантов)

Ведущий: В городе Марбурге в течение трёх лет Ломоносов занимался физикой, механикой, химией, математикой, овладевая немецким и французским языками, знакомился с немецкой и французской поэзией, обучался рисованию, изучал теорию языка и литературы.

В 1739 году, закончив занятия в Марбурге, Ломоносов отправился в Фрейберг, где должен был изучить горное дело.

Готлиб Юнкер: В это время туда приехал из России надворный камерный советник академик по кафедре поэзии Готлиб Юнкер, который занимался в Петербурге в основном составлением иллюминаций и стихотворных праздничных од, а русского языка не знал, потому и очень обрадовался, встретив Ломоносова.

Целых четыре месяца несчастный студент должен был переводить для меня в Петербург различные донесения, зато попробовал Михаил Васильевич свои силы в стихотворстве. Узнав, что русские войска взяли во время войны с турками крепость Хотин, наш студент написал торжественную оду, которую тоже отправил в Петербург.

(Ода “На взятие Хотина” )

Ведущий: Стихи Ломоносова были написаны совсем новым, ямбическим размером, и звучали они несравненно лучше, чем всё, что сочинялось до сих пор. В письме, сопровождавшем стихи, Ломоносов объяснял:

Ломоносов: “Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобно оным, в себе купно природную и свойственную версификацию иметь может...”.

Ведущий: Эта ода, несмотря на ее громадное значение в истории русской поэзии, не была в свое время напечатана и послужила только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с “Оды на взятие Хотина” и “Письма о правилах российского стихосложения” начинается история нашей новой поэзии.

Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Для своих современников он был прежде всего поэтом. Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были духовные оды. Уже к 1743 г. относятся оды: “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния”

(Ода “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния”)

Ведущий: Михаил Васильевич реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Для своих современников он был прежде всего поэтом. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера.

Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нём. В предисловии к “Российской грамматике” он пишет о русском языке:

Ломоносов: “Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того — богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка”.

Ведущий: Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, Ломоносов сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из составленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и др

Без перевода Ломоносов оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка, например: вместо употреблявшегося до него и в его время слова “квадратуум” он писал квадрат, вместо “оризонт”-горизонт, вместо “препорция” — пропорция.

Впоследствии Пушкин подчёркивал, что для Ломоносова поэзия была средством для распространения естественнонаучных знаний. Мало того, сам Ломоносов придавал своим научным работам большее значение, чем поэзии.

Что же касается обучения главному своему делу у господина горного советника, то здесь у Ломоносова было много причин для недовольства. Генкель, по его мнению, лекции читал о пустяках. Тянул время. Большая часть опытов у него не удавалась.

Ломоносов: “Сего господина могут почитать идолом только те, которые коротко его не знают... Самые обыкновенные процессы, о которых во всех химических книжках говорится, он держит в секрете и сообщает неохотно; горному же искусству гораздо лучше можно обучиться у любого штейгера, который всю жизнь свою в рудниках проводит, нежели у него...”.

Ведущий: Вскоре после этого письма между надутым спесью учителем и горячим учеником вспыхнула ссора, Ломоносов возвращается в Марбург и хлопочет о разрешении вернуться на родину; но прошёл почти год, пока он получил из Петербурга приказ вернуться.

8 июня 1741 года Ломоносов возвратился на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья.

(Ода “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы”

Ведущий: Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики (помощником профессора), а с 1745 года занимает должность профессора (академика) химии.

В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.

Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках — физике и химии. Так, опередив на сто лет своё время, он доказал, что тепло получается от внутреннего движения молекул — мельчайших частиц, из которых состоят все окружающие нас тела.

(Опыт по доказательству существования внутренней энергии)

Возможны занимательные вопросы детям по физике по данной теме.

Он разработал теории газа и света, которые лишь много лет спустя стали достоянием западноевропейской науки, и сделал важные открытия в области атмосферного электричества.

Рихман: Вместе с ним изучением электричества занимался его друг — немецкий ученый Георг Рихман. Эти исследования окончились печально — проводя опыт с молнией во время грозы, Рихман погиб в 1753 году.

(Фильм “Опыт с высоковольтным индуктором (молния)”)

Ведущий: Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту.

Ломоносов пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально, он разработал оригинальную теорию цветов.

(Опыт по дисперсии света (радуга))

Ведущий: Еще в 1742 году, когда Михаил Ломоносов был зачислен в Академию наук, он начал писать большой труд по горному делу, который он издал в 1764 году. В своей книге Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рассказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы.

(Слайды презентации с минералами)

Ведущий: Книга Михаила Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основанным на строгих научных наблюдениях Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским горным мастерам-рудоискателям, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

(Слайды атмосферы на Венере)

Ведущий: Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения в глубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

(Слайд с телескопом – рефлектором)

Ведущий: Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже “камни, как вода, кипят”. Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

(Слайды комет и солнечной короны)

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

Как и многие ученые того времени, Михаил Ломоносов “все испытал и все проник”, говоря словами Пушкина. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию.

В течение 23 лет, до самой смерти, работал Ломоносов в Академии наук, развивая необыкновенную кипучую и разностороннюю деятельность, всего себя отдав делу развития русского просвещения, создания национальной культуры, вёл борьбу против иностранцев, возглавлявших академию, так как они препятствовали развитию просвещения в России и преграждали доступ к науке русским.

Ломоносов: “Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться... стоял за них смолоду, на старость не покину”.

Ведущий: В 1748 г. при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с ученым – иностранцем Герардом Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа.

В 1756 г. Михаил Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: “куда с учеными людьми?”.

Ломоносов: “Ученые люди нужны для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом”.

Ведущий: Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа.

Михаил Васильевич беспокоился из-за того, что в России плохо поставлено образование в университетах и гимназиях: для получения знаний умные русские юноши были вынуждены ездить за границу. Тогда же он и замыслил создание нового учебного заведения — университета. К тому времени имя М.В. Ломоносова было уже широко известно не только в России, но и за её пределами.

Его избрали почётным членом Академии наук Швеции и Италии, но для нас самым важным является то, что имя Михаила Васильевича Ломоносова носит одно из лучших учебных заведений в мире.

По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, для которого Ломоносов написал первоначальный проект, основываясь на “учреждениях узаконенных, обрядах и обыкновениях иностранных университетов”. Сегодня он носит имя своего великого основателя.

Помощником Ломоносова был опытный царедворец, покровитель наук и искусств граф Иван Иванович Шувалов. Давайте перенесёмся на встречу этих двух просвещённых людей XVIII столетия.

(На сцену выходят Ломоносов и граф Шувалов. Сценка№3. Приложение).

Гаудеамус (гимн студенчества).

Ведущий: В 1757 году Михаил Ломоносов становится канцлером, то есть, по современным понятиям, вице-президентом Академии наук. На этом посту он делал всё, чтобы научная мысль в нашей стране была живой, чтобы наука развивалась и попала в массы. Но даже люди, которые стояли близко к науке и просвещению, его ближайшие товарищи по академии, даже его непосредственные заместители по академической кафедре не понимали и не ценили трудов Ломоносова.

Ломоносов: “За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство... Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют...”.

Ведущий: Умер Михаил Васильевич в 1765 году. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды. Похороны ученого в Александро-Невской лавре отличались пышностью и многолюдностью.

Заговорили о Ломоносове лишь через 90 лет после его смерти и заговорили впервые в Московском университете, когда пришлось вспомнить, что Ломоносов был его основателем...

На труды Ломоносова обратили надлежащее внимание лишь в 1900 г., когда исполнилось 150 лет со дня основания первой русской химической лаборатории, которая создана была опять-таки Ломоносовым.

Михаил Васильевич был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работо-способность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло три столетия, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон смотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой”.

Литература

1. М.В.Ломоносов. Сочинения. Государственное издательство художественнной литературы. Москва.1957 г.

2. С.М.Флоринский. Русская литература. Издание двенадцатое. Издательство “Просвещение”. Москва.1966 г.

Презентация