Заключительный урок обучения грамоте "Путешествие в страну от А до Я"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • систематизировать знания о буквах и звуках;
  • формировать навыки беглого чтения;
  • развивать читательский интерес;
  • воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация.

ХОД УРОКА

– Дорогие ребята! Вот вы и познакомились со всеми буквами русской азбуки, научились читать. Сегодня у нас заключительный урок, и мы отправляемся с вами в страну «От А до Я». А отправимся мы на поезде, но не одни, а со сказочными героями, которые были частыми гостями на наших уроках, и о которых мы скоро будем читать книги. Узнаем, кто же это.

(Появляется вагон с этим героем)

Отгадывание загадок:

Крошечная девочка под листиком жила
И зимой холодною ласточку спасла.
Не милы ей женихи: жаба, жук и крот.
Далеко, в стране цветов, ее счастье ждёт. (Дюймовочка)

* * *

Ты меня, дружок, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены – (Чебурашку)

* * *

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это? (Колобок).

* * *

Мальчишка деревянный, весёлый, озорной,
В подарок получает он ключик золотой.
И потайную дверцу он скоро отопрёт,
В мир радости и счастья с друзьями попадёт. (Буратино)

* * *

Мальчик-луковка – бедняк,
Но не унывает.
Из беды своих друзей
Смело выручает. (Чипполино)

* * *

Медвежонок любит мед,
Песни сочиняет,
Ходит в гости по утрам…
Кто его не знает? (Винни-Пух)

* * *

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

– Ну, что ж, состав готов к отправлению. Но мы должны определить путь движения нашего поезда. Посмотрите внимательно на карту. Как вы считаете, как двигаться нашему поезду?

(Дети высказывают свои предположения)

Если затрудняются в выборе правильного ответа, то задать следующие вопросы:

– Что видите на карте? (Буквы)
– Чтобы определить путь движения поезда, отгадайте, по каким буквам располагается наш путь:

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он … (Алфавит)

– Давайте назовем буквы в алфавитном порядке, покажем их и тогда доберемся до страны «От А до Я» Кто уже выучил весь алфавит? (Один ребенок показывает буквы по карте, а все дети читают хором алфавит.)
– Сколько же букв в алфавите?
– Некоторые буквы нас встречают на перроне, но их надо узнать:

Эта буква широка
И похожа на жука.

(С.Маршак)

На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3.

(С.Маршак)

На хоккее, на футболе
Буква эта – ворота в поле.

(В.Степанов)

Что за буква светится
Старым ясным месяцем?

(В.Степанов)

В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

(Е.Тарлапан)

Молоток стучит: тук-тук-тук!
Какой же букве был он друг?

(В.Степанов)

– Какая из этих букв «лишняя»? (о) Почему?
– Какими бывают гласные звуки? (Ударные и безударные) Сколько гласных звуков? А гласных букв?
– Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие, звонкие и глухие)
– У каждой буквы в этой стране есть свой домик. Мы подошли к улице «Парные звонкие и глухие согласные»
– Назовите все парные звонкие и глухие согласные. Мы сейчас должны узнать, какая буква живет в домике и кто с ней вместе живёт. Но случилась беда, на место буквы-хозяйки встала её парная согласная. Давайте исправлять положение, тогда к нам выйдет хозяин дома.

– Федя приглашает нас в парк, где много сказочных домиков. На эти домики он повесил плакаты с ребусами и просит подумать и разгадать их.

Отгадывание ребусов

Игра на внимание

– В парке много отдыхающих. А кого мы здесь встретим, послушайте стихотворение и тогда вы сможете их назвать. Постарайтесь запомнить всех сразу.

Целый день паслись у сосен
Две подружки Ме и Му.
Мяу грел бочок на солнце,
Бе весь день мешал ему.
Кря купался рядом в речке,
Ку-ка-ре-ку песни пел,
Гав валялся на крылечке,
Хрю под кустиком сопел.
А теперь, дружок, напомни,
Назови по именам
Всех, кто в этот жаркий полдень
На глаза попался нам.

(Дети называют героев, которых запомнили, затем читают имена и называют чье это имя – тогда открывается картинка животного)

– Какие это животные?
– А какие животные еще бывают? Назовите их.
– В стране «От А до Я» есть памятник из книг. Прочитаем, что написано на этом памятнике.

– Как вы понимаете эти слова.
– Как вы считаете, почему именно на корешках книг написаны такие слова?
– Да, именно из книг мы узнаем что-то новое, полезное, интересное. В народе говорят: кто много читает, тот много знает. Много пословиц о знаниях, учении мы с вами выучили на уроках обучения грамоте. Кто какие пословицы запомнил?
– А теперь прочитаем пословицы о книге:

Книга мала, а ума придала.
Книги читать – скуки не знать.
Книга – лучший подарок.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Чтение – лучшее учение.

– Я.думаю, что вы обязательно подружитесь с книгами. Они помогут вам хорошо учиться. А вот, что нам говорит старейший ученый этой страны – Мудрая Сова:

Хорошая книга привыкла к почтению,
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать,
И книжки, как старших, привык почитать!

Я.Козловский

– Вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться обратно в класс. Но, чтобы вернуться, мы должны расставить вагоны в нашем поезде в определенном порядке. Давайте прочитаем слова на вагончиках и подумаем, как можно расставить вагоны.

(Дети читают слова, высказывают свое мнение.)

(Расставить можно по количеству слогов в словах: 1 вагон – слово из 1 слога и так далее; можно в алфавитном порядке.)

– Скажите, как связаны между собой эти слова? (Высказывания детей)

Итог

– Вы все являетесь читателями, а в библиотеке вы всегда найдёте книгу по своему интересу. Не забывайте, что словари будут вашими верными друзьями и придут вам на помощь, если вы встретите непонятные слова. Помните о правилах обращения с книгой. Берегите книги!

Использованная литература.

  1. Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1995г.
  2. Дидактический раздаточный материал по математике «Сказочные герои» – М., 1989г.
  3. Рисунки животных художника Вахтина. В.Л. из серии книг «Весёлые уроки» – ООО Изд. «Фламинго» М., 2010г.

Интернет-ресурсы: