Что такое детский тренинг

Разделы: Школьная психологическая служба


Я работаю с детьми. Моя специализация - разработка и проведение тренингов для детей. Сфера пока еще не очень понятная всем и каждому. Естественно, часто приходится отвечать на вопросы родителей о том, что такое детские тренинги и чем мы на них занимаемся.

Вчера меня опять озадачили вопросом в лоб - "а не ерунда это - все ваши тренинги". Я каждый раз, отвечая на такие реплики, захлебываюсь перечислением фактов, примеров, объясняю, ссылаюсь на опыт... В общем, сумбурно и много говорю о том, чем я занимаюсь и почему это "не ерунда".

Как объяснить это проще, понятнее и короче? Попробуем разобраться.

Для начала определимся с тем, что мы понимаем под словом тренинг. С моей точки зрения, все обучение в целом можно поделить на два больших блока - знания и навыки. Знания - это информация, факты, закономерности, алгоритмы. То есть все то, что можно описать. Если нам рассказывают, как ловить рыбу, то мы приобретаем знания о рыбалке. Но при этом совсем не факт, что, пользуясь знаниями, мы сразу, без тренировки, сделаем все как нужно. Знания - необходимая вещь. Без них ты не сможешь стать хорошим специалистом, да и просто образованным человеком.

Навыки - совсем другая штука. Это конкретные действия, приводящие к конкретному, заранее предполагаемому результату. В том же примере про рыбную ловлю - это умение забросить удочку, вовремя сделать подсечку и т.д. Это - конкретные действия, а не просто рассказ о том, как нужно это делать. Приобретение навыков часто основано на знании - зная, как, мы пробуем, и после нескольких попыток достигаем нужного результата.

По жизни наше обучение - сначала в школе, потом в институте - основано на получении знаний. Предполагается, что необходимые навыки мы разовьем сами, применяя знания на практике. Но на деле получается, что вместо самостоятельной тренировки в совершении действий, большая часть людей выбирает пассивное поведение, "умничанье" на тему того, что им-то, конечно, известно, как нужно поступить и "вот если бы вы сделали в этой ситуации по-другому...". Часто такое разглагольствование основано не на личном опыте, а на том багаже знаний (повторюсь, не опробованных самостоятельно на практике), которые человек насобирал в разных местах за свою жизнь.

Так вот, вернемся к определению тренинга. Не зря корень этого слова - тренировка. Формат тренинга предполагает развитие конкретного навыка - одного или нескольких. Будь то тренинг эффективного общения, уверенности или публичного выступления, его задачей будет научить ребенка конкретному навыку поведения. При этом происходит не просто изучение конкретного алгоритма. Как правило, алгоритм выводится совместно с тренером, и все участники группы принимают активное участие в том, чтобы придумать, определить, найти решение, как лучше и эффективнее добиться нужного результата. Поэтому полученное решение - индивидуально для каждой группы, и оно становится "родным" для всех, кто принимал участие в его поиске. Конечно же, свое собственное решение принять и начать использовать легче, чем чужое, переданное тебе как "руководство к действию".

Когда решение найдено, важно потренироваться в его использовании. Для этого ребята участвуют в различных играх, интересных заданиях. Во время игры каждый может потренировать тот вариант поведения, который кажется ему наиболее удачным, и выбрать действительно "работающий".

Все это справедливо и для "взрослых" тренингов. Чем же отличаются тренинги детские и подростковые?

В первую очередь, это высокая динамика и позитивный, радостный настрой. Известно, что обучение результативно, когда оно человеку нравится. Это условие на детском тренинге соблюдается вполне за счет игр, интересных заданий, свободного поведения. Уж очень такой формат отличается от привычного каждодневного школьного сидения за партой. Тем он и интересен.

Во-вторых, дети, в отличие от большинства взрослых, очень открыты. Они легче воспринимают новую информацию, готовы пробовать и экспериментировать, от них очень редко можно услышать "я так и знал, что ничего не выйдет" - дети искренне верят в положительный результат, когда начинают что-то делать. Как вы думаете, какова вероятность, что у них все получится лучше, чем у скептика-взрослого?

И в-третьих (это, наверное, самое важное), на тренинге дети получают ответы друг от друга, делятся собственным опытом. Советы, находки, идеи, услышанные от сверстников, воспринимаются ребятами более благосклонно и совсем неназидательно, чем та же информация, полученная от взрослого. И желание сделать наоборот (которое часто возникает в общении со старшими) в этом случае не наблюдается. Особенно это касается всегда и во всем перечащих подростков.