Интегрированный урок по рассказам М.М. Пришвина. 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Подготовка к уроку. За две недели до урока всем учащимся предлагается прочитать рассказы М.М.Пришвина, выбрать понравившиеся и приготовить художественный пересказ.

Цели:

  • «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина, выделять художественные детали в изображении природы.
  • развивать умение художественного пересказа текста, анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения по обсуждаемой проблеме
  • способствовать формированию наблюдательности    в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что доброе отношение к природе облагораживает самого человека.    

Оборудование и материалы к уроку:

  • Портрет М.М. Пришвина
  • Выставка книг писателя
  • На доске написан  эпиграф: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» (М.М. Пришвин)
  • Фонохрестоматия: голоса птиц
  • Компьютер
  • Презентация к уроку

Теория литературы: эпитеты, олицетворения, сравнения, повторы, метафоры.
Работа в группах. Каждая группа выбрала свой рассказ

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о писателе из статьи В.А.Солоухина «Очарованный странник» (см. Приложение 1)

2. Художественные пересказы рассказов М.М.Пришвина

3. Вопросы на восприятие

1) «Лесной доктор»

– Понравился ли рассказ? Видели дятла,  сову? Где они живут?

2) «Этажи леса» 

– Объясните, как поняли про этажи у зверьков и птиц? Что Пришвин говорит о погибших березах?
– Как охотники спасли птенцов? Что им помогло? Был ли у вас такой случай?

3) «Журка»

– Что знаете о журавле? В каких прочитанных книгах встречали эту птицу? Верите ли, что такой случай был на самом деле?

4) «Золотой луг»

– Что увидел писатель в привычном непривычное? Выразите свое отношение к этому явлению.

5) «Лисичкин хлеб»

– Почему так называется рассказ? Какую добычу принес охотник из леса? Что знаете  об этих птицах? Какие чудесные травы достал писатель из сумки?

6)  «О чем шепчутся раки?» 

– Что понравилось в рассказе? Чем герои ловили раков и на какую приманку?

4. Вопрос классу. Как выражает свою любовь к природе автор   в прочитанных вами рассказах?

Учащиеся отвечают.

Учитель делает вывод. М.М.Пришвин не только прекрасно знает природу, подмечает малейшие изменения, происходящие вокруг, но удивительно бережно и тепло относится к виденному, стараясь передать то ощущение счастья, радости жизни, которое может и должен испытывать человек.
Пришвин так любит родную землю и так умеет рассказать о ней, что читатель, обогащаясь красотой, увиденной писателем, сам начинает замечать то, мимо чего проходил равнодушно.
«Я ведь,   друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю», – говорил М.М.Пришвин.

5. Физминутка «Ласточка» (или игра-этюд «Ласточка»)

6. Учитель. Какие художественные приемы использовал в своих рассказах писатель? Найдите их  в прочитанных текстах.

7. Беседа. Вопросы классу 

– Мы, жители села, все время находимся среди природы. Как вы наблюдаете природу, находясь на улице? Ведете ли дневник природы?
– Знаете ли вы какие-нибудь народные приметы? Приведите примеры.
(Народная примета – это проверенное многократными наблюдениями или традиционно принятое и передаваемое из поколения в поколение предсказание событий, выраженное в краткой форме).
– Народные приметы очень красивы, предельно лаконичны. И мы порой не успеваем заметить ее художественное изящество.

Учитель раздает учащимся листы (см. Приложение 2)

– Давайте прочитаем их вслух.

8. Экспресс-тест (Приложение 2) Определите резервы художественности, таящиеся в этом жанре.

9. Викторина о птицах (так как большинство учащихся выбрали рассказы  для пересказа  о птицах)

– Почему снегирю дали снежное имя? (Они прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север)
– Почему клест зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет)
–  Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком)
– У какой птицы большая семья? (У серой куропатки 26-28 птенцов)
– Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2-3 дня жди снегопада)
– Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
– Какая птица умеет дразниться? (Попугай)
– Какая птица хвостом разноцветным гордиться? (Павлин)
–  Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин)

10. Итоги урока

11. Домашнее задание

1) написать сочинение «Птицы – наши друзья»
2) читать сказку-быль «Кладовая солнца»
Заключение. Пришвин любил писать о птицах. И, я думаю, мы это сегодня увидели в процессе урока. Птицы, действительно, чудесные создания. Их мелодии, веселые звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Предлагаю послушать пение соловья.

Список используемой литературы:

1. В.А.Солоухин «Очарованный странник» БМЛ для детей Москва «детская литература» 1982 стр. 5.
2. В.К.Харченко «Эстетика народной приметы» Русский язык в школе №4 1997