Создание таблицы в документе Word

Разделы: Информатика


Я преподавала информатику с 2002 года в школе, гимназии, теперь в колледже. За время преподавания участвовала в городских (3 место), областных (1 место) и республиканских (2 место) конкурсах среди преподавателей информатики.

В данной статье я делюсь своим открытым уроком “Создание таблицы в документе Word”, на котором перед собой поставила цель: повторение пройденного раздела “Операционная система Windows”, “Текстовый редактор Word-2007” по принципу “работает каждый”. Объяснение новой темы “Создание таблицы в документе Word”, то есть выполнение лабораторной работы, проведено самостоятельно учащимися по расписанным этапам на интерактивной доске, а затем каждым индивидуально на компьютере. Урок рассчитан на 80 мин.

План открытого урока

Создание таблицы

Цели урока:

  • Проверить знания учащихся по пройденным темам “Аппаратное обеспечение ПК”, “Операционная система”, “ОС Windows”, “Защита информации”,
  • Познакомить учащихся с элементами таблицы, операциями над элементами таблицы, видами форматирования таблицы,
  • Научить учащихся создавать таблицу в текстовом документе, создавать список в таблице, объединять и разбивать ячейки, добавлять и удалять столбцы и строки, регулировать размеры таблицы вручную, форматировать таблицу,
  • Закрепить навыки учащихся создания текстового документа, применения различных видов форматирования,
  • Развить навыки учащихся реализации информационных процессов посредством компьютера,
  • Воспитать у учащихся последовательность действий, творческий подход к работе, компьютерную грамотность.

Группа: 503к.

Предмет: Прикладная информатика.

Место в КТП: раздел Текстовый редактор Word-2007.

Тип урока: новая тема.

Форма урока: лабораторная работа.

ТСО: интерактивная доска, ПК.

Метод контроля: интерактивный опрос, абстрактное мышление.

Метод обучения: эвристический.

Этапы урока:

Этап урока

Содержание

Баллы

 

“Открыть занавес” новой темы

20 терминов (пазлы)

1

 

Дерево знаний

Этапы создания таблицы 10

1

 

Практическая работа

Создание таблицы

1

 

Информационный справочник

Способы выполнения операций над объектами Windows

1

 

Цыплят по осени считают

4 семьи

1

 

Подведение итогов

Подсчет баллов

5 / 4

I. “Открыть занавес” новой темы

На табличной сетке записаны термины информатики. Учащийся, давший определение либо перечисливший состав, за правильный ответ складывает пазл.

Операционная система

Виды ОС

MS DOS

WINDOWS

Интерфейс

Основной экран Windows

Элементы управления Windows

Основные объекты Windows

Рабочий стол

Виды окон

Информационные процессы

Устройства ввода информации

Устройства вывода информации

Устройства хранения информации

Устройства мультимедиа

Компьютерный вирус

Антивирусная программа

Доктор

Ревизор

Фильтр

Пазлы смешиваются по краям таблицы. Каждый учащийся подбирает пазл, собирая название новой темы лабораторной работы.

Рисунок 1

Рисунок 2

Правильный ответ отмечается в журнале.

II. Дерево знаний

На дереве висят “листья” с записанными на них этапами выполнения лабораторной работы (Приложение 3). 10 учащихся (по желанию) по одному выходят к доске, срывают по “листочку” и выполняют на интерактивной доске заданное действие:

  1. Вставьте таблицу 2х6
  2. Введите данные в таблицу
  3. Введите список в таблицу
  4. Введите формулу
  5. Вставьте столбец справа и заполните
  6. Объедините ячейки
  7. Направьте текст сверху вниз
  8. Задайте Стиль таблицы
  9. Выравните ячейки
  10. Автоподбор размеров таблицы

Рисунок 3

Правильное выполнение действия отмечается в журнале.

III. Практическая работа

Каждому учащемуся раздается методическое пособие к работе в виде брошюры (Приложение 1).

Методическое пособие к лабораторной работе

СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦЫ

Цель работы:

  • Сформировать представление о структуре таблицы, способах создания, форматирования таблиц и редактирования данных,
  • Научиться создавать таблицу, объединять и разбивать ячейки, вычислять сумму чисел, форматировать таблицу, редактировать данные в таблице.

Задание:

  1. Создай новый документ.
  2. Введи заголовок “Объем продаж фирмы Dubai”.
  3. На панели Вставка –> Таблица –> выделить нужное количество ячеек 2х6.

Рисунок 10

Первоначальный вид таблицы с маркерами на углах. Правый нижний маркер позволяет менять размеры таблицы, верхний левый маркер позволяет выделить всю таблицу или передвигать таблицу.

Квартал

Объем продаж (млн.тг.)

I

650

II

550

III

450

IV (Планируемые значения)

750

Итого

 
  1. Выдели ячейки для списка –> Нумерация римскими цифрами.
  2. Отформатируй таблицу: выдели таблицу –> Конструктор –> Стили таблиц –> выбери стиль.
  3. Чтобы все ячейки таблицы были прочерчены, выполни на панели Главная –> Абзац –> Все границы

Рисунок 11

  1. Измени ширину столбцов
    1. используя маркеры на линейке (если ее нет, то выполни команду Вид –> Линейка) потяни влево или вправо.
    2. выдели всю таблицу, нажав на левый верхний маркер, в контекстном меню Автоподбор –>Автоподбор по ширине столбца.

    .

    Рисунок 12

  2. Установи курсор в нижнюю правую ячейку и рассчитай итоговую сумму: на панели Макет –> Данные –> Формула –> в окне уже установлена формула =SUM(ABOVE) –> Ok. (Ответ:2400)
  3. Вставь сноску для четвертого квартала “Планируемые значения”: поставь курсор в нужную ячейку и с помощью команды Ссылка –> Вставить сноску. При этом в нижней части страницы появится под чертой курсор в ожидании текста сноски.
  4. Добавим столбец: выдели второй столбец, в контекстном меню Вставить –> Столбцы справа.

Квартал

Объем продаж (млн.тн.)

 
 

650

 
 

550

 
 

750

 
 

450

 

Итого

   
  1. Добавь в таблицу элементы и получи новую:
    1. Выдели ячейку “Объем продаж” и новую справа –> в контекстном меню Объединить ячейки.
    2. Выдели первую ячейку “Квартал” –> в контекстном меню Направление текста –> выбери вид снизу вверх.
    3. Выдели таблицу –> в контекстном меню –> Выравнивание ячеек –> Выровнять по центру.
  1. Выдели таблицу –> в контекстном меню Автоподбор –> Автоподбор по содержимому и таблица уменьшится в размерах.
  2. Вычисли сумму для последнего столбца. (Ответ: 2300) Получилась новая таблица:

Квартал

Объем продаж (млн.тн.)

 

650

750

 

550

450

 

750

650

 

450

450

Итого

2400

2300

Рисунок 13

Выполнение работы отмечается в журнале.

IV. Информационный справочник

Всем известен труд А.П.Чехова “Что делать?”. Я предлагаю вам (учащимся) стать соавторами электронного учебника – информационного справочника “Что будет?” по информатике для 1-курсников. Для этого соавтор должен сам знать ответ на эти вопросы.

Данное задание дается незанятым учащимся, во время выполнения 10 учащимися лабораторной работы на 10 компьютерах. Правильный ответ отмечается в журнале. Таким образом, срабатывает принцип – работает каждый. (Презентация “Что будет?”).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Перечень вопросов презентации:

  1. Меню Файл –> Переименовать
  2. Меню Файл –> Удалить
  3. Меню Файл –> Восстановить
  4. Меню Правка –> Вырезать –> Правка –> Вставить
  5. Меню Правка –> Копировать –> Правка –> Вставить
  6. Контекстное меню Переименовать
  7. Контекстное меню (Вырезать –> Вставить)
  8. Контекстное меню (Копировать –> Вставить)
  9. Контекстное меню Удалить
  10. Контекстное меню Восстановить
  11. Правой кнопкой мыши перетащить (–> Копировать)
  12. Левой кнопкой мыши перетащить
  13. Щелкнуть мышью медленно по имени 2 раза
  14. Щелкнуть мышью быстро 2 раза
  15. Клавиши CTRL+INSERT –> SHIFT+INSERT
  16. Клавиши CTRL+X –> CTRL+V
  17. Клавиши CTRL+ С –> CTRL+V
  18. Клавиша DELETE
  19. Клавиши CTRL+Z
  20. Клавиша F2

Эти же команды находятся на панели Макет и Конструктор

Рисунок 14

Рисунок 15

IV. Цыплят по осени считают

Каждая курочка собирает своих цыплят.

Всем учащимся раздаются карточки с изображением цыпленка (Приложение 2) с терминами в соответствии с таблицей и 4 карточки с изображением курочки с названием семейства: семья Шрифт, семья Абзац, семья Окно Word, семья Структура текста.

К доске выходит 1 “курочка”. А к ней сами выходят “цыплята” этого семейства:

семья Абзац: отступ, интервал, список, выравнивание…

“Курочка” подтверждает “принадлежность” цыпленка к ее семейству.

Правильный ответ отмечается в журнале.

Окно WORD

Структура Текста

Окно Шрифт

Окно Абзац

 

Строка заголовка

Символ

Шрифт

Выравнивание

 

Лента инструментов

Слово

Начертание

Отступ

 

Рабочая область

Предложение

Размер

Интервал

 

Строка состояния

Абзац

Интервал

Список

img17.JPG (16153 bytes)

Рисунок 17

img18.JPG (17568 bytes)

Рисунок 18

Рисунок 19

Рисунок 20

V. Подведение итогов

Журнал группы 503к

№ 

503

Пазлы

Этапы

Практика

Справочник

Группировка

Итого

  Айдарова Динара

+

+

+

+

+

5

  Айткасымова Адина

+

+

+

+

+

5

  Байболат Данегул

+

+

+

+

+

5

  Баханова Гузаль

+

 

+

+

+

5

  Еремина Ксения

+

 

+

+

+

4

  Имашева Гульжан

+

+

+

+

+

5

  Карпенко Елена

+

 

+

+

+

4

  Каримова Зебинисо

н

н

н

н

н

н

  Керимбекова Маржан

+

 

+

+

+

4

  Колесников Илья

н

н

н

н

н

н

  Куаныш Еламан

+

+

+

+

+

5

  Кыдырбек Газиза

+

 

+

+

+

4

  Митюков Егор

+

 

+

+

+

4

  Муратбекова Улжан

+

+

+

+

+

5

  Мухиткызы Айжан

+

 

+

+

+

4

  Мылтыкова Мадина

+

+

+

+

+

5

  Низамутдинов Ринат

+

+

+

+

+

5

  Сейткасым Гульназ

+

 

+

+

+

5

  Сборец Наталья

+

+

+

+

+

5

  Те Анастасия

+

 

+

+

+

5

  Турсунов Абдухамид

+

+

+

+

+

5

  Хузиев Руслан

+

 

+

+

+

5

  Юлдашев Бахтиер

+

+

+

+

+

5

У меня осталось 4 минуты. Учащимся дается шанс на повышение оценки путем загадывания загадок либо ребусов на термины информатики.

Спасибо за урок.

Презентация

29.06.2012