Элективный курс "Математика и ИКТ". Подготовка к ЕГЭ в 10–11-м классе

Разделы: Математика


Пояснительная записка

Элективный курс "Математика и ИКТ" реализуется за счет часов вариативной части учебного плана (школьный компонент) и направлен на расширение знаний по учебному предмету "Математика" и формирование метапредметных компетенций, предусмотренных в рамках ФГОС 2004г. (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089).

В ЕГЭ по математике за курс средней школы представлены задания, выполнение которых показывает наличие у выпускников общематематических навыков - задания базового уровня (в основном это материал 5 - 9 кл.), а также задания для проверки знаний на уровне требований вузов к абитуриентам.

Содержательные линии математики, изучаемые в 10-11 классах, представлены в ЕГЭ несколькими заданиями в I части и 2/3 заданий - во второй части; значимая часть тестов - задания базового уровня.

Анализ остаточных знаний по предмету показал, что уровень свободного владения материалом, освоенным в 5-9 классах, недостаточен и требует более глубокого повторения ряда тем учебного материала. Время на повторение изученного, предусмотренное программой 10-11 классов, не всегда позволяет в достаточной степени подготовить учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься над тем, как поддержать у учащихся активность и мобильность на протяжении всего урока, а также сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, повысить уровень мотивации в его освоении. Использование ИКТ является эффективной формой обучения, активизирующей учебную деятельность школьников.

Разработанная программа элективного курса предусматривает максимальное использование ИКТ на уроках.

Цель элективного курса "Математика и ИКТ": создание на уроках личностно ориентированной среды через интеграцию математики и ИКТ для систематизации и закрепления знаний и умений обучающихся по математике.

Задачи:

  • формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности;
  • систематизация знаний, умений и навыков по математике, формирование компетенций, повышение степени владения обучающимися предметным инструментарием;
  • формирование социальной активности, коммуникативной культуры;
  • формирование потребности в самопознании и саморазвитии;
  • развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками.

В основу педагогического процесса положена технология личностно ориентированного обучения и дидактические принципы разнообразия, вариативности, гибкости, открытости, свободы выбора.

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

В работе использованы УМК Г.В.Дорофеева (5-9 класс), УМК С.М.Никольского (10-11 класс), УМК Л.С.Атанасяна (7-9 класс, 10-11 класс), контрольно-измерительные материалы подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году ЕГЭ, подготовленных ФИПИ.

Программа рассчитана на 2 года в объеме 70 часов (1 час в неделю) в 10-11 классах.

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на базовом и профильном уровне, имеющих средний уровень математической подготовки (класс сформирован из учащихся разных школ, с различным уровнем знаний).

При организации учебного процесса используются модульная и проектная технологии. Весь курс разбит на 6 модулей, циклично-спирально изучающихся в каждой четверти.

Предполагаемые формы работы: обзорная лекция, фронтальный опрос по теории, практикум по решению задач, презентации по теме, проверочные работы, самостоятельная работа с информационными и методическими материалами, проекты, тесты (в том числе в режиме онлайн СтатГрад, с использованием открытого банка данных).

Формы контроля: четвертная и полугодовая работы (формат ЕГЭ). Формы организации контроля: учительский контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.

Средства обучения: дидактические материалы, мультимедийные средства, справочная литература.

О результативности и эффективности разработанного курса повторения учебного материала будет свидетельствовать, в том числе, успешная сдача выпускниками ЕГЭ по математике.

Содержание обучения

Алгебра (10 часов)

  • Числа, корни, степени. Преобразование выражений, включающих арифметические операции, степени, корни.

  • Основы тригонометрии (синус, косинус, тангенс, котангенс угла и числа). Основные тригонометрические тождества, формулы приведения, синус (косинус) суммы и разности двух углов, синус (косинус) двойного угла. Преобразование тригонометрических выражений. Логарифмы. Свойства логарифмов. Преобразование логарифмических выражений.

  • Модуль (абсолютная величина) числа.

Уравнения и неравенства (18 часов)

  • Квадратные, рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и неравенства. Равносильность уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств. Решение систем уравнений (подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных). Использование свойств и графиков функций при решении уравнений, неравенств, систем. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.

  • Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.

Функции (12 часов)

  • Функция, область определения, множество значений функции. Графики функции. Графики основных элементарных функций и их свойства. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Элементарное исследование функций (монотонность, четность, периодичность, ограниченность, точки экстремума, наибольшее и наименьшее значения функции).

Начала математического анализа (5 часов)

  • Понятие производной, геометрический и физический смысл производной, вторая производная и её физический смысл. Правила вычисления производной и формулы производных основных элементарных функций.

  • Уравнение касательной к графику функции. Исследование функций с помощью производной

  • Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе, социально экономических задачах

Геометрия (15 часов)

  • Планиметрия (треугольник, параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, окружность, круг).

  • Прямые и плоскости в пространстве (параллельность и перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, плоскостей)

  • Многогранники, тела и поверхности вращения.

  • Измерение геометрических величин (величина угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности; угол между прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями; длина отрезка, ломаной, окружности, периметр многоугольника; расстояние от точки до прямой, до плоскости, между параллельными и скрещивающимися прямыми, между параллельными плоскостями; площади плоских фигур; объёмы призм и тел вращения).

  • Координаты и векторы.

Элементы комбинаторики, статистики, теории вероятностей (8 часов)

  • Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Вероятности событий. Примеры использования вероятностей и статистики при решении прикладных задач.

Требования к уровню подготовки выпускников

  • Уметь применять изученный материал в ходе вычислений и преобразований, уметь решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами.
  • Уметь строить и исследовать простейшие математические модели
  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Обладать навыками в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Литература

1. Федеральный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) образования, утвержденный приказом МО РФ от 5 марта 2004 года

2. Дорофеев Г. В. Алгебра 7 кл., 8кл., 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2010.

3. Никольский С. М. Алгебра и начала анализа 10 кл., 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2010

4. Атанасян Л. С. Геометрия 7-9 кл., геометрия 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2010.

5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2011 года. И. Р. Высоцкий, Д. Д. Гущин, ФИПИ ООО "Издательство Астрель 2010 год под редакцией А.Л. Семенова и И. К. Ященко"

6. Единый государственный экзамен 2011 математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ под редакцией А. Л. Семенова и И. К. Ященко. "Интелект Центр" 2011 год

7. Математика, сентябрь 2011-январь 2012. А. Корянов, А. Прокофьев. Готовим к ЕГЭ хорошистов и отличников

8. Савельева И. Среда "Живая геометрия". Компьютер на уроке математики. Математика №15 2010 год

9. Могилев А. В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы, №9 2008 год

10. Официальные сайты:

Тематическое планирование к Рабочей программе элективного курса "Математика и ИКТ" (подготовка к ЕГЭ) 10-11 класс представлено в Приложении.