Духовные образы "Всенощной" С.В. Рахманинова

Разделы: Музыка


“Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…”. С.В. Рахманинов

Цель: через духовные музыкальные и поэтические образы “Всенощной” С.В. Рахманинова, “Молитвы” Б. Окуджавы и К. Романова подвести к мысли духовного совершенствования учащихся.

Задачи.

Воспитательная: бережное отношение к русской духовной музыкальной культуре. Через образы “Тебе поём”, “Хвалите господа с небес”, “Молитва” - воспитание веры в идеал.

Образовательная: обобщение знаний о драматургии “Всенощной” С.В. Рахманинова, о церковной музыке, вывод о роли духовной музыки в жизни человека.

Развивающая: навыков восприятия духовной музыки, нравственного мышления, слушание внутреннего музыкального голоса. Развитие вокальных данных через песенный материал урока.

Материальное обеспечение.

1. Нотный материал: “Молитва” Б. Окуджава.

2. Презентация к уроку “Духовные образы “Всенощной” С.В. Рахманинова.

3. Музыкальный материал: “Тебе поём”, “ Хвалите, Господа”, “Благовест”, “Богородице, Дево, радуйся” из “Всенощной”.

4. Проверочное задание.

Вход. Организационный момент: Списочный состав, наставления.

  1. Звучит “Тебе поём”, 2.46
  2. Cлайд №1 “Господь – Вседержатель”,
  3. Горящая свеча.
  4. Стих “Молитва” К. Романова.

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Великий князь Константин Романов.

У.: Прозвучала музыка “Тебе поём” из “Всенощной С. В. Рахманинова, стихи великого князя Константина Романова, на экране – изображение Иисуса Христа.

Три великих искусства помогут нам определиться с темой. Назовите её.

Д.: “Духовные образы “Всенощной” С. В. Рахманинова”.

Слайд №2. Презентация

У.: Что для Вас значит понятие “Духовная музыка”?

Д.: Это спокойная, красивая, благозвучная музыка. (Качества музыки)

У.: А что происходит с душой, слушая такую музыку?

Д.: Ощущение умиротворения, безмятежности, счастья, полёта, покорности.

Слайд №3

“Каждый человек, - писал священник Александр Мень, - даже если он не знает о Боге или отрицает Его – в глубине души тянется к чему – то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, дает нам силы существовать”. *1

У.: К Кому мы обращаем свои молитвы, взоры, веру в самые трудные и счастливые часы жизни?

Д.: К Богу, к Иисусу Христу, к Богоматери, к Святым.

У.: К кому обращается С.В. Рахманинов во “Всенощной”?

У.: Когда было написано это произведение?

У.: Зачем написано произведение? (Протест против войны 1914 г.)

Это позиция Гражданина!

У.: “Всенощная бдение” Это жанр?..

Д.: Богослужение православной церкви, совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя – Всенощная и утренняя – Литургия.

У.: По правилам музыкальной (художественной) драматургии, развитие происходит , если есть в произведении контраст, конфликт, сопоставление.

У.: В самом построении Всенощной мы видим контраст – сопоставление, Назовите.

Д.: Вечерняя – Утренняя. Ночь – день. Тьма – свет.

У.: А как в музыке должен быть представлен контраст?

Слайд № 4

Д.: Вечерняя, ночная, молитва, посвященная Богу, (музыкальная речь). Музыкальный, духовный образ: Образ тихого покаяния.

“Вечерняя” проникнута лирическим настроением и тихой молитвенностью.

Слушание фрагмента “Богородице, Дево радуйся” - 0.46

У.: Утренняя литургия, какая здесь будет звучать музыка? Почему?

Слайд № 5

“Хвалите Господа с небес” – слушание. 2.15

Д.: Рассказывают о впечатлении от музыки, раскрывают музыкальный язык произведения.

У.: В Литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми контрастами, подчёркнутой ритмикой и могучими кульминационными подъёмами. Почему?

Д.: Образ Веры, Надежды, Любви!

У.: И, конечно, православное праздничное богослужение обязательно заканчивается звучанием чего? Колоколов.

Слайды № 6-7

“Благовест” – слушание. 0.55

“Всенощная” С.В. Рахманинова создана для храма. А храм этот, по словам известного хорового дирижёра В. Чернушенко,- вся Россия с лазурным куполом неба, с неоглядным раздольем полей и лесов, с иконостасом, где запечатлены лики и деяния святых – лучших сынов её, с умным, добрым, красивым народом”. *2

Слайды № 8–16. На фоне музыки “Тебе поём” фр. (соло) из “Всенощной”.

и здесь хотелось бы обратиться к эпиграфу урока, к словам самого С.В. Рахманинова:

“Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…”.

Проверочное задание: 5-7 минут. (Приложение 1)

Хорошей традицией православного человека является общение с Господом утром и вечером. Не будем нарушать эту традицию и обратимся к Богу с музыкальной молитвой:

“Молитва” Булата Окуджавы – исполнение. (Приложение 2)

Я хотела бы закончить наш урок притчей о двух волках:

“Это было очень давно, в Америке, которую ещё не покорили испанцы. Однажды старый индеец счёл нужным открыть своему внуку одну жизненную истину. “Послушай меня, - сказал он своему внуку, - и запомни то, что услышишь. В каждом человеке, во мне, в тебе, - во всех кто нас окружает, в молодых и старых, идёт борьба, которая похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет Добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…”.

Маленький индеец на мгновение задумался, а потом спросил деда: “Но, если то о чём ты говоришь, похоже на борьбу двух волков, то неизбежна победа одного из них. Я видел однажды, как дерутся волки и как сильный загрыз более слабого. А какой волк побеждает в каждом из нас?”.

Старый индеец улыбнулся и сказал: “Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь”. *3

Вывод. Мы сегодня говорили о духовной музыке “Всенощного бдения” С.В. Рахманинова, слушали её, исполняли молитву Булата Окуджавы. И хочется думать, что соприкоснувшись с прекрасным, чистым и мудрым искусством, мы стали чуть лучше.

В работе использованы цитаты *1 и *2 из учебника “Музыка”7 класс, авторы: Г.П. Сергеева и Е.Д.Критская.

Притча “О двух волках” *3 из сборника”123 и ещё 3 байки, способные изменить вашу жизнь” автор – составитель Андрей Иванов, Елабуга 2011 г.

Музыка к уроку (приложение)